Правовая охрана конституции – это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.
Если взглянуть на данный вопрос в более широком смысле его понимания, то под правовой охраной конституции понимают создание нужных условий, создание и улучшение соответствующих им гарантий, получающих достаточное выражение в первых и основных понимания самой сути Конституции, усовершенствование государственно правовых методов, средств и способов обеспечения действия норм Конституции и прилегающих законов. Также используется в специальном значении, предполагая под собой применение специфических норм, конституционно-правовых средств в целях установления верховенства Конституции во всей правовой системе общества.
При попытке определить суть понятия «правовая охрана конституции» следует:
1. Понимать правовую охрану конституции через категорию, наиболее точно, разносторонне и обобщённо характеризуется, и обусловливается особенно положение полученного документа в каждой из сфер общественной жизни, обуславливает его от каждого из других актов.
2. Исходить из понимания того, что именно от неукоснительного соблюдения и обеспечения поддержки данной категории зависит в конечном итоге соблюдение стабильности и прогресс развития. Данной категорией являются свойства Конституции РФ, под которыми понимают её признаки в основном законе государства и общества. К наиболее разнообразным, всеобъемлющим из них можно относить верховенство закона, а также высшую юридическую и нормативную силу высшего закона.
Именно эти свойства и являются универсальными и всеобъемлющими в контексте правовой охраны, благодаря чему даётся особая характеристика главенствующего места в роли в обществе в каждой из сфер деятельности этого общества. Поэтому в научной литературе отмечаются два важных аспекта при рассмотрении данного вопроса. Во-первых, верховенство определяет, прежде всего, статус конституции в различных важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных элементов. В особенности это касается политической системы, государственного управления. Во-вторых, высшая нормативная, юридическая сила конституции характеризует позицию данного документа главным образом среди различного рода правовых актов, а также партийных норм, норм общественных объединений, традиций, обычаев, которые выполняют роль регуляторов функционирования взаимосвязей, взаимоотношений различных общественных систем и их институтов. Из этого можно сделать вывод, что выполнению дела указанных выше двух важнейших и охватывающих большинство аспектов при рассмотрении данного вопрос и свойств получаемых на основе рассмотрения моментов большинством научной литературы служит именно правовая охрана Конституции.[1]
|
Можно наблюдать определённый специфический характер при рассмотрении правовой охраны конституции в государствах федеративной формой государства, в которую входит и Российская Федерация. В наибольшем числе таких государств на одном ряду с общефедеральной конституцией также действуют и конституции на местах, то есть конституции субъектов федерации. Следовательно, мы получаем два определённых вида систем, используемых для правовой охраны конституции. В первом случае это охрана общефедеральной Конституции, а во втором уже охрана конституции конституций каждого из субъектов, входящих в федерацию. Для каждой из систем свойственны свои задачи, решения которых преследуют органы, предназначенные для правовой охраны конституции.
|
Правовая охрана главного закона должна и осуществляется институтами, имеющими соответствующую направленность. Иногда их называют средствами. В своей сумме они представляют собой специальный механизм правовой охраны главного закона. И прежде всего, таковым институтом является особый порядок сбора, а также принятия и изменения сущностных изменений в конституции. Он обязан отвечать двум основным, смежным и координированным требованиям. Во-первых, соблюдению стабильности конституции и, во-вторых, обеспечению всем возможностям ее изменения или уточнения. Данный подход должен быть призван для обеспечения стабильности конституционного строя и в то же время учитывать динамику его развития, включающую возможные изменения в обществе.
Вместе с определенными функциями выполняются две общие задачи, как для общефедеральной, так и для конституции субъектов, без решения которых невозможно вынести оптимальное и наиболее приближённое для современных реалий решение прогрессивное решение, способное утвердить соответствие её значения, а также самого функционирования государства в избранном и правильном направлении. В первую очередь – это оптимальное обеспечение и поддержание в единстве всех законодательств, с наиболее гармоничным сочетанием с интересами как самой федерации в целом, так и каждого из входящих в неё субъектов. Во-вторых, обеспечение сходства и поддержания соответствия общефедеральной правовой системе входящих в неё правовых норм субъектов на основе принципа верховенства федерального законодательства над региональным законодательством и, как следствие, верховенства общефедеральной конституции над конституциями каждого из субъектов федерации. Ни одна Конституция субъектов федерации не должна и не может идти в противовес и противоречие с Конституцией общефедеральной. Но нельзя не заметить, что не существует каких-либо единых стандартов, которые бы делали существование конституций субъектов без смолёными. Данное соответствие решается и регламентируется федеративным законодательством каждого из государств по своему усмотрению, что же касается России, то данный вопрос рассмотрен в достаточно полной мере и имеет свою собственную регламентацию.
|
Следующий институт правовой охраны конституции - это ее толкование. Оно представляет из себя особый вид правовой деятельности. Конституционное толкование – также является частью общего толкования норм права. Также с тем толкование конституции имеет свои особенности:
1. Конституционное толкование - особый вид правовой деятельности высшего судебного органа, направленный на оценку правовых актов, охрану Основного закона, обеспечение всех норм реализации права, на предупреждение всех видов правонарушений.
2. Конституционное толкование - вид правовой деятельности высокого юридического ранга. По своей силе акты толкования Конституции и конституционного толкования законов имеют силу последних.
3. Как вид правовой деятельности конституционное толкование имеет значение не только для правотворчества, но и для всех форм реализации права, в том числе для соблюдения, исполнения и осуществления правовых предписаний.[2]
Главное место в понимании и выявлении задач правовой охраны конституции, основного закона отводится институту, осуществляющему конституционный контроль. Он является наиболее оптимальным средством, с наибольшей эффективность в обществе. До сих пор в науке остаётся спорным решение по вопросу о том, к какому же из видов власти должен относиться конституционный контроль. Кто-то считает, что конституционное правосудие – это есть неотъемлемая часть судебной власти, другие же предполагаю, что конституционное правосудие, есть институт, стоящий над каждой из ветвей власти, хотя и не должен являться в полной мере неким четвёртым представителем власти. Третьи предполагают, что конституционный контроль надо рассматривать, как понятие в широком смысле, охватывающем как конституционный судебный контроль, так и другие формы, то есть как своеобразную контрольную власть. Ну и на конец последние, говорят о власти контрольной, как о разбросанной ветви власти и осуществляемой только лишь органами, специально разработанными под это, для которых закон предписывает именно осуществление предписаний конституционного контроля в целом или по отдельным вопросам.[3]
Четвёртый же институт, осуществляющий правовую охрану основного закона федерации, является конституционный надзор. Присутствует множества его определений в различной научной литературе. К примеру, С.А. Авакьян даёт ему характеристику, как осуществляемую государственными органами деятельность, направленную на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. [4]Также нельзя не отметить, что на протяжении многих лет проходят споры в выявлении сущностного понимания, в сравнении понятий «конституционного контроля» и «конституционного надзора». В прошлом некоторые ученые предполагали, что указанные понятия тождественны, другие же напротив разделяли их, третьи пытались отнести конституционный надзор к одному из видов конституционного контроля, то есть включить его в понятие конституционного контроля. В современном обществе спор, в большинстве случаем, сводится к тому, нужно ли понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор» считать идентичными или напротив различать их.
Конституционный контроль понимается как – проверка и постоянное наблюдение для проверки за нормативно-правовыми актами, которые действуют на территории РФ на предмет их достаточности и соразмерности Конституции РФ.
Появление правовой охраны конституции связывается с установлением и принятием в России Конституции РСФСР 1918 года. Данная конституция характеризуется в научной литературе в виде первого основного закона социализма. Всё последующее развитие этого института являлось сутью и объединялось напрямую с установлениями и принятиями каждой новой Конституцией СССР и на основе каждой из них - новых конституций автономных и союзных республик. Нужно также выделить, что в общем в период существования социализма институт правовой охраны главенствующих законов был во многом формальный и неэффективный. В практических случаях имеющиеся вопросы, как и многие другие вопросы государственной жизни, решались высшими инстанциями КПСС.
Часто рассматривается также понятие способа охраны. Способ охраны (Конституции) – это особая система действий или единичное действие, которые применяются органами государственной власти для осуществления и установления правовой охраны Конституции РФ.
Большинство под государственной охраной понимают одну из функций государственных властных органов. Эта функция определяется не в исключительном ведении только лишь одного государственного органа. В её полноправном исполнении задействован каждый государственный орган, который в какой-либо мере при исполнении своих не посредственных задач, каким-нибудь образом осуществляет государственную охрану.
Гарантом для соблюдения правил Конституции и законов РФ, конституций в республиках, входящих в состав России, выражаются в том числе и главы исполнительной власти (президенты) республик.
В качестве гаранта для Конституции, Президент РФ получает прерогативы по защите прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, осуществлению мер для охраны суверенитета РФ, ее независимости и в том числе государственной целостности, а также обеспечению согласованного функционирования всех органов государственной власти. Во-вторых, заранее рассмотренное в Конституции (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ на приостановку действий каждого из актов органов исполнительной власти в субъектах РФ в случаи несоответствия этих актов, актам Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) даёт и закрепляет за ним возможность не только на прямую контролировать состояние конституционной законности, но и оказывать непосредственное влияние на них.
В соответствии с текстом определения, государственная охрана осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Правовая охрана конституции. Преследует собой и охрану свободы человека и гражданина. Если учитывать конституционное положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующее каждому право на судебную защиту его прав и свобод, становится ясно, что суды обязаны соблюсти надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Из чего становится ясно, что правовая охрана является немало важной частью Конституции, как РФ, так и субъектов РФ.
Как вывод мы можем считать, что охрана конституции, соблюдение её норм и предписаний, есть основная обязанность всех её субъектов, а обеспечение её охраны наблюдается на каждом из уровней власти, все граждане должны основываться в своих решения на Конституции, как одной из важнейших составляющих. Проявления правовой охраны Конституции в России, проявляется ещё с момента появления первой Конституции РСФСР и СССР, а хранение и обеспечения гаранта её значимости можно расценивать как святой долг граждан России.
1.2Субъекты охраны Конституции РФ.
В научной литературе принято различать правовую охрану и защиту Конституции. То, что принято считать защитой мы уже рассмотрели. Что же касается правовой охраны, то под правовой охраной конституции, принято понимать – установленный комплекс мер, для установления возможных препятствий в развитии и реализации Конституции РФ, а также противодействию и предотвращению всевозможных нарушений предписаний Конституции. Таким образом становится ясно, что защита Конституции направлена и начинается своё действие только лишь после установленного конституционного правонарушения, а, в свою очередь, охрана Конституции РФ изначально направлена и заключается в возможном предупреждении любого рода конституционных правонарушений.
Для охраны Конституции РФ используется вся система и каждый из органов государственной власти, занимающихся охраной Конституции осуществляющих эту охранную деятельность в различных формах и способах исполнения полномочий. Основными субъектами данной правовой охраны конституции должны выступать Президент РФ, Конституционный суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды и прокуратура РФ. В наибольшей степени точное объяснение определению правовой охраны Конституции Российской Федерации получается при рассмотрении ее в виде составной части или же как уровень более объёмной системы, если быть более точным, то в виде правоохранительной системы Российской Федерации.
Именно благодаря правовой охране Конституции РФ не только определяется сам статус и значимость конституции во всевозможных подсистемах общества, но и также по отношению к составляющим её основным под структурным, входящим в неё элементам, а в особенности именно политической системе, осуществляющей государственное управление. Основанием для выделения правовой охраны Конституции РФ в правоохранительной системе страны является особый объект охраны - Конституция Российской Федерации 1993 г. как нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами - верховенством и высшей юридической силой.
Главенствующая роль Конституции Российской Федерации определяется её статус во всевозможных наиважнейших подсистемах всего общества, по отношению к их главным и системообразующем структурным элементам, в особенности системы политического управления государством. Высочайшая юридическая сила Конституции РФ имеет характерное место этого правового акта в системе источников российского права, а также иных социал-нормативных актов осуществляющих основную регулировку по большинству вопросов. Юридические атрибуты, образующиеся в Конституции Российской Федерации, находят свое наиярчайшее выражение именно в том, что в ней установлены главенствующие, обще общеобязательные основы работы экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни всего общества. Специфической основой данной системы, осуществляющей правовую охрану Конституции Российской Федерации, в том числе является её закрепленность в нормах конституции, то есть самом предмете правовой охраны, что свидетельствует и представляет собой особый образ правовой охраны Конституции с целью осуществление конституционности государства в общем, а также всех отдельных его институтов.
Правовая охрана Конституции РФ не только лишь способствует не только реализации и обеспечению конституционных норм, но также и сохранности всей охраны государства, в полноте их действий, его независимости и общей целостности всего государства, с каждым из субъектов, в связи с тем, что государство, считающееся конституционным должно существовать лишь в рамках упорядоченного конституционного политического процесса. Исследуя правовую охрану Конституции РФ именно как компонент, одну из составляющих системы правоохраны, также нельзя не выделить её составные часть:
1) Конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации как Основного закона государства;
2) Принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь принцип законности, а также справедливости, демократизма, гуманизма, ответственности за виновное деяние);
3) Субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь, представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности;
4) Специфическая правоохранительная деятельность, направленная на защиту норм главного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.
Обеспечение в полной мере реализации норм Конституции является обязанностью по пресечению и полному предотвращению всех нарушений возложены на все исключения государственные органы – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, федеральные суды, составляющих весомую часть в соответствии со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной власти. Именно по этой причине, системой органов осуществляющих охрану Конституции РФ является система государственной власти в РФ, которая базируется на главном принципе, а именно на разделении властей. Однако также она создаёт ориентир в первую очередь для защиты от всех возможных посягательств, которые направлены на саму суть конституции со стороны и самих государственных органов, и, в том числе, должностных лиц государства.
Изучение развития отечественного конституционного законодательства в России, которое было направлено на обеспечение использования, воплощение и реализации всех норм основного закона нашего государства, раскрывает, что к 1993 г. в Российской Федерации была произведена замена всей модели системы правовой охраны Конституции Российской Федерации, которая была обусловленная основными изменениями в системе российского права. Если вся охрана советских Конституций была осуществлена с помощью высших представительных органов государственной власти (Президиумом Верховного Совета СССР и президиумами Верховных Советов союзных республик), то в результате реформы конституции и конституционного строя 1991 - 1993 гг. главенствующим составным элементом механизма по охране Конституции стал Конституционный Суд Российской Федерации.
Но, к сожалению, в данной системе государственной охраны Конституции установлено стремление к объединению и группировке полномочий государства в едином государственном органе. Наиболее эффективную охрану Конституции РФ, должно обеспечиваться только лишь государственным механизмом, построенным на основном принципе, принципе разделения властей считыванием системы сдержек и противовесов. Как не раз показывала практика по развитию российского конституционализма, полная абсолютизация одного из составных государственных органов как единственного "гаранта Конституции" неизбежно влекущих за собой нарушающиеся ими конституционными нормами либо бездействии.
Недостаток, который был указан выше, являясь недостатком государственной правовой охраны Конституции Российской Федерации, даёт возможность произвести вывод о необходимости внедрения в состав каждого из субъектов, составляющих институты гражданского общества.[5]
В силу своей особой природы Конституции присуще качество стабильности, являющееся основой механизма самоохраны конституции. С принятием новой Конституции неизбежно происходит необратимые изменения в обществе. Отдельно взятые изменения в ней также обязаны требовать очень серьёзного обоснования. По этой причине большинство стран устанавливает более усложнённый порядок внесения изменений в конституции.
Конституция свидетельствует, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учреждённой, не обычной законодательной властью. Принятие Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять её 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей.
В общем и целом, понятия защиты и охраны конституции следует различать, каждое из них передаётся в своём значении и обеспечивается своими гарантами закрепления понятий защиты конституции и (правовой) охраны конституции. Обеспечение в полной мере реализации норм Конституции является обязанностью, а значит реализация норм, есть основополагающее значение в понятии в охране сути конституции. Благодаря характерным качествам, перечисленным мной в параграфе становится ясно, что охрана Конституции РФ, есть неотъемлемый процесс, который обеспечивает важность каждой из норм и влияет на понятие и значение властных полномочий всех составляющих правовой охраны и, в том числе, защиты власти, распространяющейся от Конституции.