Формы правовой охраны Конституции РФ




Способы и конструкции, осуществляющие правовую охрану Конституции Российской Федерации у различных органов государственной власти, можно разделить на следующие виды, по определённым принципам и признакам, которые выделяются на фоне другой формации:

1. Предупредительные. Они используются для предупреждения и пресечения возможных нарушения конституционных положений (различные исправления конституционных норм в том порядке, который установлен гл. 9 Конституции Российской Федерации, что обуславливает и сохраняет стабильность правовых норм; разъяснение конституционных норм, направляемое на преодоление возможной неполноты или бессмысленности в их понимании). Согласно ст. 125 (ч. 5) Конституции РФ правом и способностью истолковывать Конституции наделяется только Конституционный Суд РФ. Но, однако, выяснение и уточнение смысла норм конституции может быть произведено, к примеру, Президентом РФ при осуществлении всех полномочий, не только гаранта Конституции, но и Федеральным Собранием в законодательном процессе, также федеральными судами с помощь непосредственного применения определённых положений Конституции. При всём этом разъяснение и определение сути Конституции ограничивается заранее определённым и указанными пределами - в результате толкования не должны создаваться новые конституционные нормы или же изменяться смысл уже существующих положений Основного закона; разрешение конституционных споров - преодоление противоречий в вопросе о принадлежности государственных полномочий, а также о соответствии Конституции РФ деяний общественных объединений; преждевременный контроль правового соответствия конституции актов - проверка соотношения Конституции РФ, к не вступившим в силу федеральным законам, международным договорам, вопросам, выносимым на референдумы РФ, указам Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения);

2. Охранительные. Они направляются на возвращение к исходному состоянию нарушенных норм Конституции Российской Федерации, а также на наказание повинных в конституционных деликтах (следующий за ним конституционный контроль и надзор – совершение проверки конституционной направленности правовых актов действующих, в том числе и сейчас, носящих нормативный характер и индивидуальный характер; применение мер конституционной ответственности за нарушение норм Конституции РФ).

Также следует выделить то, что наиболее эффективную правовую охрану Конституции сохраняет ограничение возможных сочетаний в деятельности ее субъектов различных методов.

Обобщив практику осуществления Президентом Российской Федерации его полномочий как гаранта Конституции РФ за последние годы можно сделать вывод о том, что в настоящее время именно он играет ведущую роль в механизме охраны Конституции Российской Федерации. Именно за счёт Президента РФ обеспечивается согласованное и полномерное функционирование и в том числе взаимодействие всех органов государственной власти, являющихся не маловажными во всей сфере, он также определяет главные и сущностные направленности во внешней и внутренней политики государства, за счёт которых затем реализуются в соответствующих им законах, а также во всевозможных подзаконных актах, которые принимаемаются государственными органами власти всех уровней (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), он обладает значительными полномочиями по разрешению конституционных споров (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции) контрольными полномочиями (п. "д" ст. 84, ч. 2 ст. 85 Конституции, ст. 33 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"), а также привлечению государственных органов и должностных лиц к конституционной ответственности (ст. 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Неоспоримыми преимуществами президентской формы охраны Конституции Российской Федерации являются оперативность реагирования на попытки нарушения конституционных норм органами государственной власти и должностными лицами и действенность мер воздействия, применяемых к нарушителям.

Все это обусловили существенные успехи института президентства в сфере приведения в соответствие с Конституцией РФ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе конституций и уставов субъектов Федерации). В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в настоящее время в Российской Федерации восстановлено единое правовое пространство.[6] Однако данная деятельность должна носить не кампанейский, а последовательный, целенаправленный, сбалансированный характер, должна быть постоянной, в центре внимания и самого Федерального Собрания Российской Федерации, и Президента Российской Федерации, и судебной власти. Еще в 1997 г. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ, подчеркивая обязательность исполнения требований федеральных законов, отметил, что вопросы практики принятия органами власти субъектов Федерации актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, должны стать предметом рассмотрения Совета Федерации.[7]

Конституционная ответственность является "финальным" правилом в механизме охраны Конституции Российской Федерации, что и обуславливается характером восстановления в значимой части конституционно-правовых санкций. Использование различных мер конституционной ответственности должно быть в том случае, если осуществляется и соблюдается ряд полномочий Президентом Российской Федерации для того чтобы он являлся гарантом Конституции, в том числе судебно-конституционный контроль или надзор за правомерность конституционных мер не приводящих, ни в коей мере к возможному возврату нарушенных когда-то норм Конституции. Значение и задача конституционной ответственности обусловлена её особым характером, на который накладывается конституционно-правовые санкции - они направляются не столько на наказание виновных, сколько наиболее скорейшее возвращение нарушенных норм конституции.

Но нельзя не отметить, что организационно-правовые гарантии могут обеспечиваться не в полной мере или вообще не обеспечиваться, абсолютно не соблюдать охрану Основного закона государства. Чем в большей степени нормы Конституции, закрепляющие основы государственного и общественного устройства, соответствуют конкретной исторической ситуации в стране, чем крепче решимость в сохранении существующих государственных и общественных строев, тем эффективнее предупреждаются нарушения конституционных положений или же восстанавливаются нарушенные конституционные нормы. В случае же если вдруг в обществе не реализуется или вообще отсутствует принципиальный консенсус по отношению к общим принципам организации общества и государства, Конституция начинает терять основные положения и основания, лежащие под её сутью, своей жизненной силы и достоверного и полного воздействия, а также реализации её норм не могут быть обеспечены только лишь организационно-правовыми гарантиями.

Изучим это на конкретном примере, где видны как факты противоречия и не соответствия, а как следствия и нарушения основных принципов Конституции:

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».[8]

В качестве тезиса, по рассматриваемому вопросу, можно вспомнить, что Конституцией предусмотрено (ч. 2 ст. 85), что Президент РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в тех случаях когда эти акты противоречат Конституции РФ и, в том числе, федеральным законам (ч. 2 ст. 85), а также предоставляет ему возможность как непосредственно контролировать состояние конституционной законности, так и активно влиять на него.

Выводом по данному вопросу, основываясь на статьях Конституции, можно считать то, что основываясь на принципах и образуемых, на их основании формациях, становятся видны характерные отличительные черты подходов органов государственной власти к процессу, выделяющему ряд способов и конструкций, осуществляющих правовую охрану Конституции Российской Федерации. На данных основаниях, становятся ярко видны все аспекты правовой охраны у каждого из освящённых предметов, рассматриваемых в данном вопросе.

Вопросы правовой охраны Конституции РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: