Штриховые и аппликатурные обозначения
На классической гитаре
Обозначения пальцев рук гитариста
В музыкальных произведениях для гитаристов можно встретить рекомендации по аппликатуре пальцев рук. Т.е. каким пальцем правой руки извлекать ноту, каким пальцем левой руки прижать струну. В данной статье мы расскажем об этих обозначениях с рассчётом, что вы зажимаете струны пальцами левой руки, а дёргаете струны пальцами правой руки. Если не так — делайте поправки.
Аппликатура правой руки
Эти обозначения встречаются в гитарных партиях, где гитарист правой рукой играет перебор. Не медиатором играет, не «боем», а именно перебирает струны пальцами правой руки.
Большой, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки обозначаются соответственно малыми латинскими буквами:
- р - большой палец,
- i - указательный,
- m - средний,
- а - безымянный,
- e - мизинец
Эти буквы являются начальными буквами названий пальцев на испанском и французском:
- P ulgar (p ouce) - большой
- I ndice (i ndex) - указательный
- M edio (m ajeur) - средний
- A nular (a nnulare) - безымянный
- E xtremo (e xtreme) - мизинец
В некоторых старых и даже в ряде современных изданий, выпущенных в отдельных странах, используется другое обозначение пальцев:
- большой палец правой руки обозначается крестиком (+ или X),
- указательный — точкой (.),
- средний — двумя точками (..),
- безымянный — тремя точками (... или ∴).
Наличие двух систем нисколько не сбивает с толку при чтении нот, поскольку мизинец действительно играет крайне редко, обозначения большого пальца запомнить несложно, а остальные три пальца обозначаются одинаково.
Пример нот с расписанной аппликатурой для правой руки. В первом такте мы расписали по системе № 1, во втором — по системе № 2.
|
Апликатура левой руки
Пальцы левой руки имеют цифровые обозначения:
· 1 — указательный
· 2 — средний
· 3 — безымянный
· 4 — мизинец
Обозначений для большого пальца левой руки нет, т.к. он не зажимает струны. Если уж совсем никуда не деться и без большого пальца не обойтись (так не бывает), то можно обозначить его буквами Р или Т (как и большой палец правой руки).
Цифра, соответствующая пальцу, пишется рядом с нотой, пример:
В настоящее время распространено и такое обозначение:
Стоит упомянуть, что правильное обозначение пальцев левой руки — это цифра рядом с нотой. Цифра в круге под нотой (или над нотой) обозначает струну, на которой находится нота. Но, поскольку существует программное обеспечение для гитаристов, которое использует обозначение струн, как обозначение пальцев левой руки, мы указываем оба варианта.
Гитарная аппликатура
Аппликатуры аккордов на гитаре - это фиксированный стандарт расстановки пальцев для различных созвучий. На каждой схеме показан наиболее удобный вариант постановки. Что ещё есть на ней?
- указание, какие струны зажимать;
- какими пальцами это делать;
- на каком ладу играть;
- какие струны не играются или заглушаются;
- название созвучия.
Это основные характеристики, остальное варьируются в зависимости от произведения. Замечу, что расстановка пальцев может отличаться в авторской аппликатуре, если музыкант решит, что так его мелодия звучит лучше.
Правила чтения
Приступим к самой важной части. Схема может располагаться вертикально, тогда самая низкая, шестая, струна будет левее всего, а самая тонкая - первая - окажется справа. Если она расположена горизонтально, то верхняя струна - это самая тонкая, а нижняя - шестая.
|
Лады и пальцы
Кружками показаны лады, которые надо зажимать. Если над струной белый кружок, играется не зажатая (открытая) струна, если над ней крестик, то играть ее не надо. Это хорошо видно на квинт-аккордах, где нужны только басы.
На многих схемах в кружках написаны цифры: это пальцы, которыми надо зажимать струны. Если их нет, порядок определяется музыкантом. Выбирайте тот, что будет удобнее всего. Пальцы левой руки считаем с указательного: указательный - 1, средний - 2, безымянный - 3, мизинец - 4. Большой палец нужен не так часто на басах, поэтому его специальный значок - буква “Б”.
Сбоку от сетки грифа может быть написана цифра - это лад, с которого начинается аккорд. Если там ничего нет, то началом по умолчанию считается первый лад. Также он отмечен толстой полоской сверху: она обозначает верхний порожек.
На некоторых схемах вы встретите сплошную полосу, пересекающую несколько ладов: это баррэ.
Название созвучия
Сверху пишется название созвучия буквами или нотами. Например, Am мы читаем как “аккорд А-эм” или “ля-минор”. Буква m означает, что аккорд минорный, грустный. Значок решетки # показывает диез, то есть, повышение аккорда на полтона, но до перехода в следующую тональность. Маленькая буква b значит “бемоль” - понижение созвучия на полтона. Каждая буква латинского алфавита значит свою ноту, порядок выглядит так:
|
- C - цэ - до
- D - дэ - ре
- E - е - ми
- F - эф - фа
- G - джи / же - соль
- A - а - ля
- H(B) - аш / бэ - си
Применим знания на практике: полностью прочитаем аппликатуру аккорда.
Пример разбора
Читаем название: “А-эм” или “ля-минор”.
Лад не указан, толстая полоска сверху: начинаем с первого.
Ставим пальцы. Первый (указательный) палец на первом ладу второй струны, второй (средний) на втором ладу третьей, третий (безымянный) на втором ладу второй.
Над первой и пятой струнами белые круги: значит, их играем открытыми. Над шестой крестик: её не касаемся.
Тренируйтесь читать аппликатуры разных созвучий, и через некоторое время это будет получаться само собой. Переписывайте их в тетрадь, запоминайте, и через какое-то время вы сможете использовать их, не заглядывая в схемы.
Разные люди изображают эти схемы по-разному, поэтому не зацикливайтесь на одном шаблоне, привыкайте к разнообразным вариациям условных обозначений.
ШТРИХИ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
Штрих (нем. Strich — черта) — способ звукоизвлечения на струнных инструментах, основанный на характере движения смычка (легато, деташе, спиккато, стаккато и т. д.). Термин штирх используется применительно и к игре на других инструментах, а также к пению. Выбор штриха определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее образным характером, а также исполнительской редакцией.
Воспитание звука должно вестись в двух направлениях. С одной стороны, ученик должен освоить типичную характерность гитарного звука, добиться однородного тембра звука на разных струнах, динамической ровности в разных регистрах гитары. С другой стороны, очень важно владеть разнообразием звучания, различными динамическими и тембровыми оттенками, различным их соединением. Поэтому, работа над воспитанием звука должна иметь универсальный характер, то есть охватывать все стороны и виды гитарной техники. Эта работа самым тесным образом связана со штриховой техникой.
Штрих – это типичный прием звукоизвлечения, присущий данному инструменту и соответствующий характеру музыкальной формы. Каждый штрих следует рассматривать не только с точки зрения его музыкально-выразительного содержания, но и сточки зрения специфики исполнения, поскольку они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от способа звукоизвлечения. Штрихи необходимо рассматривать как важное средство артикуляции. Иногда интерпретация исполнительского плана произведения связана, прежде всего, с проблемой штрихов.
Легато — общемузыкальный штрих, означающий связное исполнение звуков. Именно с общемузыкальных позиций легато на гитаре применяется тогда, когда музыка требует максимальной певучести, непрерывности, слитности, полностью выдержанных звуков мелодии. Базируется такое легато, главным образом, на плавной форме движения левой и правой руки, их предельно точной координации, вибрации, на динамической сбалансированности звукового потока.
В игре на гитаре легато — это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, т. е. приема игры, имеющего первостепенное значение. Легато в его гитарном применении существует в пяти способах:
1. Восходящее легато. Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) — пальцами левой руки, которые резко (" молоточками") опускаются на соответствующий лад (или лады) той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно распложены на нужных струнах и ладах. После извлечения первого (верхнего) звука правой рукой палец левой руки, прижимающий струну на следующем ладу, вместо того, чтобы, как обычно, сойти со струны, должен с силой оттянуть ее в направлении кисти (" сорвать"), тем самым заставляя звучать следую-щий звук.
3. При восходящем и нисходящем движении звуков использует-ся легато-глиссандо. Оно исполняется приемом скольжения одного или нескольких пальцев левой руки вдоль грифа. Скольжение. входит в счет длительности той ноты, от которой оно происходит.
4. Смешанное легато содержит в себе и исполь-зует первый и второй (а иногда и третий) способы.
5. При нисходящем движении звуков, когда слигованные ноты находятся на разных струнах, первая нота извлекается щипком пальца, который с силой опускается на струну в нужном месте и заставляет звучать ее без участия правой руки.
При исполнении всех видов легато необходимо помнить, что пер-вая нота всякой слигованной группы нот невольно акцентируется, но качество остальных звуков зависит не от атаки (силы щипка или уда-ра) первого звука, а от активности (срыва, удара, скольжения) движе-ция пальцев левой руки.
В современной гитарной технике, особенно в музыке фламенко, существуют и другие способы легато, многие из которых не поддают-ся описанию из-за сугубо индивидуальной техники их применения.
Стаккато — отрывистое исполнение звуков с отделением одного от другого паузами. Стаккато при исполнении на гитаре является ре-зультатом искусственного глушения струн. В гитарной технике исполь-зуется два способа исполнения стаккато:
1) путем снятия пальцев ле-вой руки со звучащей струны;
2) путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.
Второй способ более эффективен и распространен-. Он состоит в том, что после извлечения звука палец немедленно возвращается на звучащую струну, не давая ей отзвучать. Чем быстрее палец правой руки возвращается на струну, тем отрывистее стаккато. Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные- ноты.
Возможны и другие варианты для одноголосных тем: например, указательный палец защипывает струну — и тут же средний палец пра-вой руки ее глушит.
Большой палец правой руки может играть стаккато как арфовый прием "этуффе". Заключается он в следующем: палец извлекает звук с опорой на нижнюю струну и сразу же плоскостью своей второй фаланги заглушает звучащую струну.
Флажолеты — гармонические призвуки (или обертоны), которые возникают от колебания половинных, третьих, четвертых и т. д. частей полного объема струны. Благодаря применению флажолетов диапазон верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания (в особенности — искусственные флажолеты с вибрацией).
Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные.
1. Натуральные — октавные, квинтовые, квартовые (звучат соответственно на 12, 7, 5, 4, 3 ладах). Исполняются легким прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком (уда-ром) пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается. В результате слышен звук старинной флейты "флажолета" (старинной французской свирели).
Примечание. Все флажолеты звучат ярко до 4-го лада включительно, а дальше, то есть на 3-м и 2-м ладах, флажолеты звучат довольно тускло и поэтому употребляются очень редко.
2. Искусственные — охватывают большой хроматический диапазон, и хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее, они вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.
Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки, указательного и безымянного пальцев правой руки. Палец левой руки прижимает струпу обычным способом и остается на ней в продолжении заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстра соприкасается со струной точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки извле-кает звук.
3. Сложные — звучат и исполняются точно так же, как и искусственные, только с применением аккомпанемента. Правая рука несет нагрузку еще больше: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный извлекает звук, а большой и средний пальцы ведут аккомпанемент.
Пиццикато (pizzicato) — этот прием изменяет тембр инструмента, звучит очень своеобразно и эффектно. Звуки становятся как бы "за-сурдиненными" — отрывистыми и приглушенными.
Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда — средний и указательный) палец извлекает звук. Существует еще один способ исполнения пиццикато; если мелодия исполняется по одной струне, то мизинец правой руки становится на эту струну возле самой подставки, а указательный и средний пальцы извлекают звук.
Расгеадо (rasgueado) — это удар четырьмя (тремя) пальцами пра-вой руки ("вразброс" — начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам.Этот прием исполняется двумя способами:
1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой;
2) снизу вверх (от 1-й к б-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца).
В последние годы в исполнительской практике гитаристов часто применяется прием "кольцевогорасгеадо". Это ритмически организованное расгеадо, способ исполнения которого заключается в объединении и непрерывном движении двух выше описанных способов.
Тамбурин (tamburine) — прием, которым имитируется звучание большого барабана или литавр. Он заключается в том, что большой палец правой руки (а иногда - средний) резко ударяет по нескольким или всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркогозвучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро его поднимать, давая струнам свободнозвучать. В современной гитарной литературе тамбурин обозначается иногда "percussione".
Подражание малому барабану — очень эффектный гитарный при-ем. Исполняется он так: указательный палец левой руки (а иногда и с помощью правой руки) перетягивает шестую струну на пятую, перекрещивая и прижимая их на VII-VIII ладу. Звуки извлекаются изобе-их струн щипком чередующихся пальцев правой руки.
Мелизмы — форшлаг, мордент, группето и трель исполняются в основном приемом легато. Условием правильного соотношения фор-шлага с основным звуком является чистота легато с акцентом на основном тоне. В морденте нужно добиваться весомой атаки и глубины первого звука.
Тремоло — быстрое чередование одного и того же звука. Этот при-ем удобен для исполнения на гитаре и очень эффектен. Существует много разновидностей тремоло — триольное, квартольное, квинтоль-ное, секстольное, что и определяет различные аппликатуры правой руки.
Но наиболее популярным в гитарной технике является квартоль-ное. Во всех видах тремоло большую нагрузку несет большой палец правой руки, выполняя аккомпанирующую (а иногда и мелодическую) функцию.
В тремоло надо добиваться четкости ударов пальцев правой руки, силы звучания и исполнения в быстром темпе. Начинать работу над тремоло надо в медленном темпе и обращать самое серьезное внимание на эти три условия.
В современной исполнительской технике игры па гитаре появилось множество новых приемов. Это объясняется стремлением композиторов и исполнителей расширить звуковую палитру инструмента, обогатить его звучание колористическими эффектами. Разумеется, не все они полноценны, но многие из них уже прочно вошли в исполнительскую практику гитаристов.
Гольпе (golpe) — удар ногтем пальца правой руки по подставке (или по верхней деке).
—Пиццикато Бартока. Нужная струна оттягивается перпендикулярно плоскости грифа, как бы "подрывается". В результате должен быть слышен вместе с определенной высотой ноты резкий "щелчок" струны о ладовые порожки.
—Щипок басовой струны с предварительным скольжением ног-тем большого пальца по канители струны, добиваясь "свистящего" призвука.
—Глубокая вибрация (перпендикулярно грифу поперек струны).
— тремоло пальцами по подставке.
— пронзительная, очень высокая нота за грифом.