Напиши вначале о теории и методике обучения движениям (Боген М.М. Обучения двигательным действиям)




Т.е. ответь на вопросы: как обучать? Сколько уроков требуется для обучения технике одного стиля плавания? Какие законы формирования навыка существуют? Какие методы обучения существуют?

А потом уже описание авторских методик

Кроль на груди – наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. При плавании кролем на груди спортсмен лежит на поверхности воды в горизонтальном положении (лицо опущено в воду), выполняет поочередные гребки руками. В то время, как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду. Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными движениями почти прямыми ногами верх вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец выполняет выполнить несколько движений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех-, шестиударный варианты кроля.

Положение тела и движение ногами. Тело лежит у поверхности воды почти горизонтально в хорошо вытянутом обтекаемом положении. Угол атаки 6 – 8 С. Плечи пловца поворачиваются относительно продольной оси тела. Повороты плеч облегчают выход рук из воды, движению их по воздуху и дают возможность включать в работу мышцы спины во время гребка. Крен туловища во время вдоха доходит до 40 – 50 С. Непрерывные попеременные движения ногами кролем помогают пловцу придать телу горизонтальное и обтекаемое положение, продвигают его вперед. Гоги выполняют встречные движения верх – вниз с небольшим размахом, минимально сгибаясь в коленях (30 – 35С), голени и стопы расслаблены, стопы повернуты носками немного внутрь и непрерывно спенивают воду сзади пловца. Расстояние в момент разведения ног между центрами голеностопных суставов немного больше длины стопы.

Движения руками. Полный цикл движений рукой условно делят на фазы: захват, подтягивание и отталкивание являются рабочими фазами (вместе они и составляют гребок), выход руки из воды – фаза завершающих движений, а движение руки над водой и вход в воду – подготовительные движения. Во время гребка основной рабочей плоскостью, с помощью который пловец опирается о воду и продвигается вперед, является сравнительно жесткая плоскость «кисть – предплечье». Кисть во время гребка хорошо фиксирована в лучезапястном суставе и большую часть гребка развернута ладонью строго назад. Гребок выполняется с небольшим сгибанием и разгибанием руки локте. Во время гребка локоть находится в более высоком положении по отношению к кисти и развернут в сторону (но не назад). Гребок выполняется по направлении спереди назад по средней линии тела. Наиболее энергична вторая половина гребка – отталкивание. Завершается гребок у бедра. Рука выходит из воды локтем вверх и расслабляется. Во время движений над водой рука несколько согнута в локте, локоть направлен вверх. Вход руки в воду происходит впереди головы и примерно на ширине одноименного плеча – как бы в одну точку в воду последовательно погружается кисть, локоть и плечо. Это движение выполняется свободно но без промедления; после погружения в воду рука вытягивается вперед, опирается ладонью о встречный поток воды, готовясь начать очередной гребок.

Согласование движений руками. В то время как одна рука выполняет гребок, другая движется над водой, погружается в воду и вытягивается вперед. Вход в воду одной руки и ее вытягивание под водой вперед совпадают с выполнением второй половины гребка другой рукой. В шестиударном варианте кроля на один полный цикл движений руками приходится шесть попеременных движений ногами – шесть ударов стопами вниз. Основу техники плавания кролем составляют непрерывно чередуемые гребки руками в сочетании правильным дыханием.

Дыхание. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону руки, завершающей гребок. Вдох выполняется через рот во время выхода руки из воды. При повороте головы в сторону для вдоха необходимо удерживать ее на продольной оси тела и не приподнимать над водой. После вдоха спортсмен вновь поворачивает голову лицом вниз и начинает постепенный выдох в воду через рот и нос. Дыхательный цикл завершается энергичным «выталкиванием» остатков воздуха через рот в тот момент, когда голова пловца вновь поворачивается лицом в сторону для очередного вдоха и рот оказывается над водой. (Кононова А.П., Шилько В.Г.)

Авторами…. была разработана и применена на практике методика обучения на основе формирования автоматизированной техники плавательных движений на суше с последующим обучением юных пловцов на воде. Занятия на суше включали общеразвивающие упражнения; специальные – для развития гибкости и подвижности в суставах; имитационные – для изучения дыхания, техники движения рук, ног способом кроль на груди, на спине, движения баттерфляй (руками). Применялись простейшие приспособления и тренажерные устройства: резиновые амортизаторы (резина), лежаки, снабженные ориентирами, указывающими траекторию движения кисти и др. В ежедневное домашнее задание входили упражнения по отработке выдоха в воду с использованием ванн, причем детям такой вид упражнений очень нравятся. Занятия проводились с учащимися четырех классов трижды в неделю в течение месяца. По завершении подготовки на суше оценивались техника плавательных движений, отсутствие чрезмерного напряжения, согласованность движения рук и головы при выполнении входа, амплитуда и частота движения ног. На первых же занятиях в бассейне учащиеся, у которых не было водобоязни, ознакомившись с водной средой, научившись лежать на воде и выполнять скольжение, как правило, проплывали «лягушатник» (8 – 10 метр), кролем на груди без дыхания или на спине. Дальнейшее обучение было направлено на совершенствование технике дыхания и общего согласования движений. (Тарабрина И.В.)

Целенаправленная подготовка на суше значительно сокращает сроки обучения в воде, увеличивая пропускную способность бассейнов, что в определенной мере компенсирует их недостаточное количество. А также уменьшает влияние таких факторов, как плохие погодные условия, холодная вода, при обучении в открытых бассейнах или на море. Во время занятия на суше открывается возможность работать с большой группой учащихся, вступать с ними в более тесный контакт в процессе изучения техники движений, а также исправления ошибок. Имитационные движения должны как можно полнее передавать форму и характер естественных плавательных движений, что достигается при использовании тренажерных устройств и указании ориентиров моментов фаз. (Тарабрина И.В.)

Вследствие развития состояния монотонии у спортсменов – пловцов падает интерес к тренировочной работе, наступает преждевременная усталость. С ослаблением внимания и бдительности они испытывают чувство неудовлетворенности, переоценивают временные интервалы (время тянется слишком долго), впадают в излишнюю раздражительность, нервозность, аффективное беспокойство; изменения происходят и в вегетативной сфере: снижается активность деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем, уменьшается обмен веществ. С позиции современных научных знаний ослабить или предупредить развитие состояния монотонии можно путем систематического нарушения или видоизменения однообразия ощущений и впечатлений от традиционно выполняемой деятельности через включение рабочий процесс дополнительных раздражителей. Целью тренировочного процесса должно стать выявление возможностей для улучшения обучения детей плаванию путем использования в учебном процессе эффективных средств и методов физического воспитания на суше. (Тарабрина И.В)

Экспериментальная методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста спортивными способами плавания в условиях глубокого бассейна с использованием нетрадиционных вспомогательных средств обеспечивает ускоренное освоение техники спортивных способов плавания, способствует достижению более высоких показателей функционирования дыхательной, сердечно – сосудистой системы, подвижности в голеностопном и плечевом суставе и создает благоприятный эмоциональный фон учебно – тренировочных занятий. (Седых Н.В., Хан М.В.)

Анализ научной и методической литературы показывает, что в России в настоящее время насчитывается более 200 различных методик начального обучения плаванию. Однако каждая из них основывается на одной из трех систем начального обучения плаванию: одновременной, параллельной, параллельно – последовательной. (Черноярова О.А.)

Исследование методик начального обучения плаванию позволило выявить, что они направлены в основном на овладение навыком плавания, повышение двигательной активности и физиологических способностей ребенка. В связи с этим является актуальным комплексное педагогическое воздействие при обучении плаванию, направленное на физкультурное образование детей младшего школьного возраста по предмету. Это будет способствовать повышению интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием, здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста. (Лепилина Т.В.)

Применение игр, учебных прыжков, развлечения в воде – непременные условия обучения детей 7 – 8 лет, они повышают учебную мотивацию, и позволяют сделать занятия более разнообразными и событийно насыщенными. Специфика занятий в бассейне (водная среда, повышенный шум, шапочки на голове), а также наличие у детей младшего школьного возраста предметно – образного склада мышления предусматривают применение таких методических приемов, как образное объяснение, жестикуляция и сигналы. (Лепилина Т.В.)

Наглядность – важное условие успешности обучения плаванию младших школьников. Наглядное восприятие помогает понять сущность движения, позволяет выстроить динамичный образ желаемого движения, развит у ребенка навыки управления своими действиями и их контроля, точного расположения туловища и конечностей в водной среде. В процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста методы обеспечение наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. (Лепилина Т.В.)

В.И. Кубышкин в своих работах считает, что при обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее осваиваться в воде, а плавающим – с успехом закреплять пройденное. Включая в уроки подвижные игры, эстафеты, мы повышаем интерес детей к занятиям, улучшая их эмоциональное состояние.

Л. П. Макаренко также отмечает, что наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре, благодаря положительным эмоциям, они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности, напряженности, чувствуют себя смелее. (Пушкарева И.Н., Старцева Л.Ф., Тычкина К.А.)

Эффективность использования игровых приемов в тренировке юных пловцов обусловлена тем, что тренировочные занятия становятся более разнообразными и эмоционально окрашенными, что психологически более оправдано при работе с детьми и способствует созданию более стойкой мотивации к продолжению занятий плаванием. Кроме того, наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся более значительных физических усилий, что способствует более эффективному воспитанию физических способностей. Поскольку в процессе игры двигательные качества проявляются не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии между собой, то игровой метод позволяет воспитывать двигательные качества всесторонне и комплексно. В случае необходимости с помощью игрового метода можно развивать определенные двигательные качества, используя соответствующие игры. Игры в воде составляют необычайно эффективное средство, как целенаправленный игровой элемент в системе физической подготовки. (Пушкарева И.Н., Старцева Л.Ф., Тычкина К.А.)

Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно, поскольку именно этот период является сенситивным для освоения техники движения разных двигательных действий и формирования двигательного стереотипа, сохраняющегося в течение всей жизни человека. Считается общепринятым, что детям младшего школьного возраста необходимо объяснять новый материал доступным, кратким образным языком. Необходимо много уделять внимание методу показа, так как в этом возрасте сильно выражены рефлексы подражания и повторения. Как отмечают многие авторы, двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо. Чтоб освоение материала сочеталось с повторением уже освоенного. Учебный процесс занимает длительные сроки, поэтому игры должны быть простыми и не требующими долгих разъяснений. В научно – методической литературе сказано, что обучение сводится к вырабатыванию прочного двигательного навыка, для чего необходимо время и большое количество повторений одного и того же движения. Вспомним еще один постулат теории – прочный навык сохраняется в течение всей жизни. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование двигательных навыков. (Пушкарева И.Н., Старцева Л.Ф., Тычкина К.А.)

Эффективность обучения зависит также от того, как часто повторяются занятия. Непродолжительные, но частые занятия, как правило, обеспечивают больший успех. Чем занятия проводимые реже, но дольше. (Пушкарева И.Н., Старцева Л.Ф., Тычкина К.А.)

Проведенное исследование показало, что при выборе методов обучения применяемых на занятии плаванием в группах начального обучения, следует руководствоваться общими положениями теории и методики физического воспитания и применять в учебно – тренировочном занятии игровой метод. Однако для эффективного решения тренировочных задач количество игровых заданий не должно превышать 55% от общего времени занятия. (Казызаева А.С.)

Тренеры отбирают детей для занятия плаванием при помощи упражнений на проверку гибкости, также определяется умение расслабляться.

Способные дети при погружении в воду делают глубокий вдох, погружаются в воду спокойно и уверенно. Затруднений при задержке дыхания не испытывают. У них более высокие показатели функционирования дыхательной системы. (Бойко Н.А., Холопкина А.А.)

Что касается методики обучения плаванию, то здесь очень важно на начальном, подготовительном этапе проводить упражнения, приближенные к специфике плавания.

Сам процесс начальному обучению плаванию должен быть разбит на два этапа: первый – обучение навыку удержания на поверхности воды, второй – обучение передвижению в воде. (Бойко Н.А., Холопкина А.А.)

В работе с младшими школьниками важно не препятствовать их естественному развитию и, при планировании нагрузки на тренировках, учитывать анатомо-физиологические особенности, такие как: меньшую, в сравнении со взрослыми, производительность дыхательного аппарата, слабые мышцы туловища и недостаточную способность к концентрации на изучаемом явлении. (Шевелёв А.С.)

«… результаты исследования свидетельствуют о том, что необходимо учитывать половозрастные индивидуальные особенности физического развития и функционального состояния детей при определении им достаточных объемов двигательной активности. (Нурдинов Ш.Ш.)

Единственное, что не имеет право исключить пловец из своей физической активности на суше – это разминка. Упражнения на разогрев мышц и легкие растяжки помогают подготовить все системы организма к нагрузке и снижают вероятность травм. (Леоньтева Е.И., Брызгалов В.Г., Захарова Н.А.)

Мы считаем, что начальное обучение плаванию, следует проводить в 2 этапа: на 1 – дети должны приобрести навыки, позволяющие им уверенно держаться, на воде в результате освоения имитационных упражнений и упражнений, связанных с тренировкой дыхания; на 2 этапе разучивается техника спортивных способов плавания кролем на спине и на груди, брассом и дельфином на основе уже сформированных навыков и приобретенных двигательных качеств. Обучение плаванию целесообразно начинать с освоения базовых навыков, а затем параллельно изучать элементы плавания кролем на груди, кролем на спине и брассом по ускоренным мини программам. (Тарабрина И.В.)

Детей рекомендуется обучать также с помощью наглядных картинок по следующим разделам: специальные упражнения на суше; упражнения для освоения водной среды; погружение в воду с головой; дыхание с выходами в воду; статистическое (пассивное) плавание в воде; скольжение в воде; движение ногами кролем на груди, на спине; движение руками кролем на груди, на спине; плавание кролем на груди без выноса рук; плавание кролем

Эффективность методики обучения плаванию на суше на спине без выноса рук; плавание кролем на груди и на спине без выноса рук; спортивные способы плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс. (Тарабрина И.В.)

В структуре тренировочного занятия следует выделить три части, плавно переходящие одна в другую. Разминка непродолжительная, около 15–20 мин., иногда меньше. Стандартная разминка включала в себя 10–мин. бег, после чего выполнялся комплекс ОРУ, направленный на подготовку организма к предстоящей работе в основной части. (Степанова Л.М.)

«Для пловцов бег является наиболее универсальным и полезным упражнением, положительно влияющим сразу на многие аспекты физической подготовленности… В нашей программе тренировочные занятия мы дополняли спортивными играми. Наиболее популярен баскетбол». (Степанова Л.М.)

«Применение в тренировке пловцов 9-10 лет комплекса статических упражнений на суше, приводит к росту статической силы в выполняемых упражнениях на суше, так же имеет место перенос статической силы в выполнение заданий в воде, повышается скоростная выносливость, этот комплекс положительно сказывается на технике плавания юных спортсменов…способствует формированию рациональной биомеханической структуре гребка…позволяют быстрее и эффективнее добиться у детей рациональной техники плавания и тем самым повлиять на скорость проплывания дистанции. Так же позволяет развить скорость, ловкость и выносливость…» (Чернавин Д.А., Третьяков А.А., Шкурлатовская К.М.)

Выявлено, что динамика возрастных изменений показателей биомеханических элементов техники поворота, старта пловца с тумбочки и из воды у школьников 7–17 лет характеризуется гетерохронным проявлением сенситивных и критических периодов, несмотря на идентичный характер движений скоростно-силовой направленности. Определено, что возрастные изменения элементов техники различных способов плавания у школьников 7–17 лет на этапе начального обучения имеют однонаправленный характер, несмотря на различную форму и координацию движений. (Аикин В.А., Бакшеев М.Д., Коричко А.В., Тарасевич Г.А.)

Методом физического моделирования доказано существенно преимущество так называемого винтового гребка по сравнению с классически механизмом гребка в плавании способом кроль на груди. Ограниченность применения выявленного преимущества связано с особенностями анатомического строения тела человека. (Греченников В.Н.)

Результаты исследования показали, что одной из важнейших составляющих успеха в обучении плаванию в целом и обучении спортивным способам плавания в частном, является отсутствие у человека боязни перед водой. При наличии у ребенка или взрослого фобии перед водой, страха погружения в воду с головой, боязни наглотаться воды, некомфортного ощущения свободного водного пространства под ногами, может произойти так, что все идеальные для плавания пропорции и свойства тела человека, все факторы, призванные содействовать освоению плавательных упражнений, могут оказаться бессильными в деле обучения человека плаванию. Решение же проблемы видится в устранении этих фобий ранним привлечением детей к плаванию и занятиями плаванием под руководством опытного преподавателя – тренера. (Гогин А.Б., Гогина Н.В.)

Комплексное педагогическое воздействие при обучении плаванию детей младшего школьного возраста позволяет повысит такие показатели развития младших школьников: практико – деятельностный, когнитивный и мотивационный.

Практико – деятельностный показатель развития ребенка характеризируется уровнем овладения навыком плавания. Характеристика показателя: правильность выполнения разученных подготовительных упражнений, отдельных элементов техники и способов плавания в целом на суше и в воде, владение техникой усвоенных упражнений, способов плавания. Умение придумать и выполнить упражнение самостоятельно.

Когнитивный показатель – уровень усвоения учебных знаний по предмету. Характеристика показателя: понимание цели обучения навыку плавания, представление о содержании занятий. Полнота, глубина, прочность знаний о правилах поведения, личной гигиене и основах закаливания, анатомии человека, техники и стилях плавания, о влиянии систематических занятий плаванием на укрепление организма и сохранение здоровья человека, о плавании как компоненте здорового образа жизни.

Мотивационный показатель отражает эмоционально – чувственные проявления детей младшего школьного возраста по отношению к процессу обучения плаванию, к систематическим занятиям оздоровительным и спортивным плаванием, мотивацию здоровьесберегающего поведения и деятельности, его содержательную избирательность и предпочтения. Показателем мотивационного критерия является проявление интереса, эмоций, чувств, мотивов, потребностей детей. (Лепилина Т.В.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: