Характеристика плавания как вида программы материала урочных занятий физического воспитания




Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде – воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии, является замечательным средством развития системы дыхания.

Вода обычно имеет боле низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм. (Холодов Ж.К.)

Первая особенность состоит в том, что пловец выполняет движения в условиях водной среды, в где тело находится в взвешенном состоянии, то есть не имеет твердой опоры. Такое положение тела в воде увеличивает двигательные возможности человека и способствует их дальнейшему развитию. Это происходит за счет увеличения подвижных частей тела в условиях водной среды, что, в свою очередь, содействует развитию отдельных органов и систем организма.

Второй особенностью является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъемной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека. Во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, поэтому позвоночник временно освобождается от обычных гравитационных нагрузок. При погружении тела в воду сила гравитации и сила выталкивания уравновешиваются.

Третей характерной особенностью плавания является горизонтальное положение тела. Работа ряда внутренних органов (сердца, печени, почек) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается. (Черноярова О.А.)

Работа дыхательного аппарата у пловца происходит в своебразных условиях. Так, при вдохе пловцу приходится преодолевать давление воды, которое сжимает грудную клетку и препятствует поднятию ребер и опусканию диафрагмы (давление воды на верхнюю часть туловища приблизительно 30 кг/см2). А при выдохе пловец испытывает сопротивление воды, причем, чем больше скорость, тем больше сопротивление. Все это способствует тому, что плавание особенно хорошо развивает дыхательную мускулатуру, подвижность грудной клетки и жизненную емкость легких. (Черноярова О.А.)

Расход энергии при плавании 3 – 4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью. Энергетические затраты организма пловца зависят не только от скорости и его тренированности, но и от температуры воды. В силу повышенной отдачи тепла организмом в холодной воде уже одно пребывание в ней, без совершения активных движений, приводит к значительному усилению обмена веществ. Потребления кислорода возрастает при этом в\на 30 – 55%. Это объясняется прежде всего тем, при одной и той же температуре воздуха и воды организм человека отдает в воде тепла в 4 раза больше, чем в воздухе.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы (ЦНС): устраняет излишнюю возбудимость и раздражительность, воспитывается уверенность в своих силах. Постоянная температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействия на нервную систему человека. Занятие плаванием делает человека более спокойным, обеспечивает крепкий сон.

Доказано, что занятия плаванием закаляют организм человека. Частая смена температуры воды и воздуха вырабатывает защитную реакцию организма. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Плавание обеспечивает хорошее гармоничное развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит, как правило, лишь тогда, когда занятия в воде чередуется с занятиями на суше. Считается, что пловцы физически наиболее гармонично развиты по сравнению с представителями других видов спорта, так как у них происходит симметричное развитие обеих половин тела. (Черноярова О.А.)

Занятия плаванием благотворно влияют на организм человека, содействуют физическому развитию, стимулируют деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, расширяют возможности опорно – двигательного аппарата. Плавание – одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Умение плавать дает чувство безопасности на водных просторах морей, озер, рек. Эти знания, по нашему мнению, важно сформировать на этапе овладения навыком плавания. (Лепилина Т.В.)

Навык плавания для человека имеет жизненно необходимое значение. Он выражается в умении свободно плавать, не уделяя внимания движениям, с помощью которых человек держится в воде и продвигается вперед.(Бойко Н.А., Холопкина А.А.)

Систематические занятия плаванием ведут к закаливанию организма, к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. (Бойко Н.А., Холопкина А.А.)

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически – оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. (Шевелёв А.В.)

Для того чтобы эффективно плавать и достигать высоких результатов, пловцы тренируются не только в бассейне, но и за пределами водной чаши. Упражнения, которые пловцы делают на суше, обычно называют "сухим плаванием". Дело в том, что для плавания характерна совокупность особенностей деятельности опорно-двигательного аппарата, с которой спортсмены, занимающиеся сухопутными видами спорта, не сталкиваются. К таким особенностям плавания относятся:

- одновременная вовлеченность для продвижения в воде всех мышц тела, корпуса, верхних и нижних конечностей. Именно поэтому важна скоординированность работы всех мышц, чтобы каждая часть скелетно-мышечной системы вносила максимальный вклад в эффективное продвижение тела пловца;

- пловцы лишены опоры для движений, и вынуждены создавать такую опору сами. Поэтому для пловца важно развитие мышц туловища для поддержания необходимого баланса в воде;

- в результате повторяемости одних и тех же движений может возникнуть мышечный дисбаланс, когда, например, одна из крупных мышц, задействованных в гребке, может стать чрезмерно сильной и развитой по сравнению с некоторыми более мелкими мышцами стабилизаторами. Такой дисбаланс способен привести к нарушению осанки, травмам, ухудшению результатов;

- для пловца важна хорошая гибкость. Недостаточная гибкость приводит к ошибкам в технике и даже травмам;

- при плавании постоянную нагрузку, связанную с работой рук, испытывает плечевой сустав. В сочетании с неправильной техникой и недостаточной гибкостью, это может привести к его травме. (Леоньтева Е.И., Брызгалов В.Г., Захарова Н.А.)

Плавательные упражнения оказывают на организм всесторонне воздействие: оздоравливают организм; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; формируют правильную осанку; тренируют и развивают терморегуляцию организма; развивают физические качества человека. (Суслова О.О.)

Спортивное плавание гармонически развивает все большие и маленькие группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие физические качества, как выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, дыхательные мышцы, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей и подростков. (Суслова О.О.)

Современная система тренировок по плаванию обеспечивает пловцам хорошее гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Этому способствует разносторонняя подготовка как в воде так и на суше. Процесс повышения уровня физической подготовленности станет более быстрым и эффективным, если использовать на занятиях плаванием комплексы упражнений, направленные на его повышение с учетом индивидуальной физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста. (Суслова О.О.)

 

Виды и стили плавания

 

Спортивное плавание это пластичное скольжение пловца по поверхности воды при наименьшей ее сопротивляемости телу на основе рациональной техники движений рук и ног.

В настоящее время сформировалось и практикуется 4 разновидности спортивных способов плавания: кроль на груди (вольный стиль), кроль на спине, баттерфляй (дельфин) и брасс.

Самый быстрый из четырех способов плавания кроль на груди. В основе техники лежат попеременные гребковые движения то одной, то другой рукой. Каждая рука возвращается в исходное положение в тот момент, когда другая выполняет гребок. Ноги непрерывно совершают вертикальные движения вверх – вниз. Вдох выполняется при повороте голову в сторону.

Кроль на спине также осуществляется попеременными движениями рук из – за головы до бедер с проносом их над водой из положения лежа на спине (обратный кроль). Ноги также выполняют вертикальные движения вверх – вниз. Основное отличие его от других способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой).

Баттерфляй (дельфин) – второй по скорости способ плавания после кроля на груди, требующий самых больших энергетических затрат организма. Плавание этим способом характеризируется одновременными, симметричными движениями ног и рук, которые перед гребком выполняют пронос над водой, а туловище волнообразно прогибается. Гребки руками, в этом случае, сходны с движениями рук в кроле на груди. Только руки и ноги работают одновременно. На каждый гребок руками выполняется два движения ногами.

Брасс по скоростным показателям занимает последнее место среди спортивных способов плавания, но требует наименьших физических усилий. Характеризуется одновременными симметричными движениями ног и рук. Гребки руками выполняются движениями от себя в стороны – вниз до тех пор, пока локти и плечи не составят одну линию. Затем руки выводятся вперед, в исходное положение. Работа ног осуществляется одновременным сгибанием их в сторону ягодиц. Колени незначительно раздвинуты, а носки до отказа растянуты в стороны, и подтягиваются к голени, с последующим толчком назад, и выходом в исходное положение. Начало гребка чуть опережает движение ногами, а конец гребка руками и ногами совпадают. То есть руки и ноги выпрямляются одновременно и происходит скольжение в воде. (Петрова Н.Л., Баранова В.А.)

Основу техники плавания кролем на спине составляют попеременные гребковые движения руками. В то время как одна рука выполняет гребок, несколько сгибаясь и разгибаясь в локтевом суставе, другая движется над водой, выпрямленная и расслабленная. Движения руками сочетаются с попеременными движениями ногами кролем. На всем протяжении полного цикла движений пловец сохраняет вытянутое и хорошо обтекаемое положение тела. (Кононова А. П., Шилько В.Г.)

Брасс – один из четырех спортивных способов плавания, имеющий также большое прикладное значение. При плавании брассом пловец лежит на груди у поверхности воды, продвигаясь вперед при помощи последовательных, симметричных гребков руками, ногами. (Кононова А. П., Шилько В.Г.)

Баттерфляй возник из разновидности техники плавания брассом. Брассисты удлинили гребок руками до бедер и стали проносить руки над водой. С 1953 г. баттерфляй выделен как самостоятельный способ плавания. Одновременно правилами соревнований разрешалось выполнять симметричные движения ногами в вертикальной плоскости. Это привело к появлению способа дельфин. Дельфин характеризуется одновременным симметричным движением рук и ног и волнообразным движением туловища, которую помогают движению рук и усиливают работу ног. Отдельные элементы почти не отличаются от техники кроля на груди. Каждый цикл движения состоит из одного движения рук, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха. (Кононова А. П., Шилько В.Г.)

Сегодня в каждом способе плавания существует несколько вариантов техники. Большое разнообразие которых мы находим в индивидуальной манере выполнения отдельных элементов техники. Истоки разнообразия – в постоянной творческой работе тренера и спортсмена по совершенствованию техники с учетом: 1) индивидуальных особенностей спортсмена, 2) закономерностей биомеханики, 3) богатейшего опыта отечественной школы плавания и новых тенденций в развитии мирового плавания, 4) правил соревнований. (Кононова А.П., Шилько В.Г.)

Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющему пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с возможно более высокой скоростью, оптимальной затратой сил в соответствии с правилами соревнований. Сюда входят выполнение старта, передвижение по дистанции, выполнение поворота, касание стенки бассейна во время финиша.

Техника плавания – это рациональная система движений, направленная на решение определенной двигательной задачи. (Кононова А.П., Шилько В.Г.)

(рис.1)

Самый быстрый из четырех способов плавания кроль на груди. В основе техники лежат попеременные гребковые движения то одной, то другой рукой. Каждая рука возвращается в исходное положение в тот момент, когда другая выполняет гребок. Ноги непрерывно совершают вертикальные движения вверх вниз. Вдох выполняется при повороте головы в сторону. (Петрова Н.Л., Баранова Л.А.)

Кроль на груди, или вольный стиль, - самый быстрый способ спортивного плавания. Один цикл гребка включает по одному гребку правой и левой рукой, а также различное количество движений ногами. (Платонов В.Н.)

Что касается взаимосвязи между гребковыми движениями руками и движениями ногами, то она может быть различной, поскольку пловцы в цикле гребка используют разные ритмы (т.е. – количество ударов ногами). Наиболее распространенным является шестиударный ритм – как вариант техники плавания. При таком ритме пловец выполняет при каждом цикле гребка шесть полных ударов ногами. Полный удар ногой включает движение вверх и вниз. В число других распространенных ритмов входят двухударный, двухударный с перекрестным движением ногами, четырехударный и четырехударный с перекрестными движением ногами. (Платонов В.Н.)

Что касается взаимосвязи между гребковыми движениями руками и движениями ногами, то она может быть различной, поскольку пловцы в цикле гребка используют разные ритмы (т.е. – количество ударов ногами). Наиболее распространенным является шестиударный ритм – как вариант техники плавания. При таком ритме пловец выполняет при каждом цикле гребка шесть полных ударов ногами. Полный удар ногой включает движение вверх и вниз. В число других распространенных ритмов входят двухударный, двухударный с перекрестным движением ногами, четырехударный и четырехударный с перекрестными движением ногами. (Платонов В.Н.)

В настоящее время кроль на груди – самый быстрый способ плавания. Его с успехом применяют как на коротких, так и на длинных дистанциях. Все современные рекорды в плавании вольным стилем, т.е. когда пловец выбирает любой способ плавания, установлены способом кроль. Обучение плаванию начинают чаще всего с кроля на груди. (Кохан. Т.А., Васющенова)

 

 

1. Опыт обучения - у нас предусмотрен раздел 1.3

Техника плавания вариативна. Она постоянно развивается. Примерами могут служить те изменения, которые происходят на наших глазах в технике плавания брассом с кратковременним внутрицикловым «заныриванием», технике плавания баттерфляем с относительно плоским положением плечевого пояса и упругими непрерывными движениями ногами, технике плавания кролем с длинным силовым гребком, технике выполнения стартов и поворотов с длинным выходом под водой. (Кононова А.П., Шилько В.Г.)

Результаты генетического исследования могут быть использованы в качестве метода раннего отбора и ориентации лиц для занятий спортом, с целю определения генетически одаренных юных спортсменов. Анализ полиморфизмов генов можно рекомендовать в качестве дополнения к уже существующим педагогическим, физиологическим и антропометрическим видам обследования для оценки предрасположенности к развитию и проявлению физических качеств человека. (Манкевич А.Н., Давыдов В.Ю.)

Гибкость и подвижность в суставах у детей позволяют им быстрее овладеть плаванием. Тело ребенка имеет меньшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Дети 7 – 10 лет сами по себе обладают большей плавучестью, чем взрослые, так как их удельный вес гораздо меньше. (Бойко Н.А., Холопкина А.А.)

Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для обеспечения двигательной деятельности. В процессе разминки работоспособность постепенно увеличивается примерно до уровня, необходимого в период основной работы.

Разминка существенно снижает риск получения растяжения связок. И хоть плавание существенно менее травмоопасно по сравнению с другими видами спорта, не стоит сознательно подвергать себя риску. (Леоньтева Е.И., Брызгалов В.Г., Захарова Н.А.)

Повышение уровня физической подготовленности средствами плавания доставляет учащимся множество положительных эмоций, так как интерес к таким занятиям высок. Подготовка комплексов упражнений для уроков плавания делает процесс физического воспитания ещё разнообразнее, а значит эффективнее для решения этой задачи.

Кроме того, различные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и устранению физических недостатков (сколиоз, слабая подвижность в суставах, слабая мускулатура и др.), укрепляют организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки. (Суслова О.О.) –это в раздел 1.2 разве не так?

 

 

Таблица Описание авторских методик при обучении стилю спортивного плавания «кроль на груди» - 1.3

ФИО автора методики Средства Методы
Петрова Н.Л., Баранова В.А. Вариант 1 1. Плавание на ногах с доской (с поднятой головой). 2. Плавание на ногах с доской с выдохом в воду. 3. То же без ласт. 4. Плавание на ногах без доски до шеста (лицо в воде) с задержкой дыхания. 5. Плавание на ногах с доской с подключением рук (вдох – поднять голову). 6. Плавание без доски кролем, без дыхания. 7. Плавание кролем с доской в полной координации. 8. Плавание кролем без доски с полной координацией. 9. То же без ласт. Общепедагогические: описание, объяснение, беседа, инструктирование, комментарии и замечания, непосредственная наглядность. Специфические: игровой, метод обучения расчлененно – конструктивному упражнению.
Вариант 2 1. Плавание на ногах в ластах с доской. 2. Плавание на ногах с доской без ласт. 3. Обучение и плавание на руках с «колобашкой» в ногах. 4. Плавание кролем на груди в ластах 10 бассейнов без остановки, без учета времени. В последствие, увеличение дистанции до 20 бассейнов с учетом времени. 5. Плавание кролем на груди без ласт, начиная с одного бассейна спокойно, затем на время с увеличением дистанции. 6. Плавание на коротких отрезках (7м.) без дыхания для увеличения скорости.
Эта таблица очень актуальна, поскольку тебе на 4 курсе придётся опираться на опыт!    
     
     

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: