Глава I. Что такое «прозвище»? Прозвища в литературе.




Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….3

2. Глава I. Что такое прозвище? Прозвища в литературе……………………………...…………………………………………...4

Глава II. Этимология, значение и особенности употребления

прозвищ в романе «Война и мир»……………………………………………….6

Введение

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – одно из наиболее известных и объемных произведений в русской литературе. Именно благодаря этому его и по сей день изучают литературоведы со всех сторон, дабы познать глубинный смысл, который однажды вложил в него писатель.

Сегодня мы примем на себя роль толстоведов [1] и рассмотрим персонажей романа с весьма занимательной позиции, а именно обращаясь к прозвищам, которые им подарил Л. Н. Толстой. Как-никак, а ничто лучше прозвища не сможет лучше охарактеризовать человека! Ведь оно закрепляется за ним с помощью наблюдений общественности и по прошествии какого-либо количества времени, и чаще всего это происходит безошибочно. Зная одно лишь прозвище, его значение и происхождение, можно многое узнать о человеке, несмотря на то, что сложившиеся мнения о нем на основании данных факторов могут быть несколько предвзятыми.

Тем не менее, в данной исследовательской работе мы разберемся, на каком основании Лев Николаевич давал героям своего легендарного произведения те или иные прозвища, что они обозначают, откуда происходят и как они влияют на их носителей, прибегая к разного рода литературе и интернет-источникам.

Целью этой исследовательской работы является определение роли прозвищ в художественном тексте на примере романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

 

Глава I. Что такое «прозвище»? Прозвища в литературе.

«В прозвищах плохо то,

что от них невозможно избавиться ».

Коко Шанель

 

Прозвище – это вид неофициального антропонима[2], дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной или внешней чертой, сопутствующим его жизни обстоятельством или по какой-либо аналогии.

«Прозвище. Назыв, название, кличка, имя, или проименование, прозванье добавочное к имени», - именно так толкует В. И. Даль данное слово в «Толковом словаре живого великорусского языка».

Возникли прозвища на Руси достаточно давно, это произошло еще до принятия христианства. По тем временам в народе считалось, что стоит произнести настоящее имя постороннему человеку со злым умыслом, как его носитель тут же будет обречен на несчастья и беды. Именно поэтому люди держали это имя в тайне, его знали только самые близкие, а в повседневной жизни к ним обращались по «второму имени», прозвищу. Считалось, что подобное способно защитить от «сглаза».

На самом деле, в современности у прозвищ редко бывает положительный оттенок. Обычно они отражают в человеке реальные качества, достаточно часто весьма негативного характера. Их основная задача – выделить самую яркую особенность личности и, по возможности, сделать максимально удобным и кратким произношение.

Многие писатели, известные и не очень, дают своим героям разного рода прозвища. Но для чего они используют этот прием? Ответ, на самом деле, очень даже прост. Всякий достойный творец в области литературы желает как можно более полно раскрыть своих персонажей, создав для них единые и цельные образы. Для этого ему необходимо словесно изобразить портрет героя, обратив внимание на детали, продумать его прошлое, осветить, в каких условиях он рос и воспитывался, к какому обществу привык и как он с ним взаимодействует, обозначить его цели, открыть мировоззрение, черты характера, показать то, как он меняется со временем… И, если писатель даст этому герою прозвище, это не просто поможет читателю при построении его образа и восприятии его мышления. Это также способно обобщить, объединить одним или двумя словами всю информацию, известную об этой вымышленной личности. Именно поэтому использование писателями прозвищ – очень частое явление в литературе.

Также, стоит отметить, что прозвища в прозаическом произведении могут быть введены по-разному. Чаще всего, конечно, герой обзаводится прозвищем благодаря другим окружающим его персонажам. Однако, такое происходит не всегда. Иногда автор от имени рассказчика сам дает тому или иному герою прозвище, делает это от своего лица, при этом ни действующие персонажи, ни герой, которому это прозвище принадлежит, не подозревают о его существовании.

Вообще, наряду с прозвищами в литературе в ходу были «говорящие» имена и фамилии, использовавшиеся еще в античной комедии. Особенно данный прием был наиболее актуален в направлении классицизма (наиболее яркими примерами произведений в русской литературе с использованием этого приема могут стать «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя). Однако шло время, и с ним приходило осознание того, что «говорящие» имена выглядят не так естественно, как имена, подобранные к персонажам писателями по их значению, а вместе с ними и прозвища.

Кстати, прозвища, в принципе, можно классифицировать. Они могут быть даны по внешнему признаку, по черте характера, по привычке, по виду деятельности, по сходству с какой-либо известной личностью и т. п. При этом, во многих художественных произведениях, герой которого имеет прозвище, можно проследить некую закономерность того, как значение прозвища перекликается с его дальнейшей судьбой, что создает своего рода интригу.

Давайте попробуем проанализировать прозвища, которые дал своим персонажам Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», обозначив их значение и происхождение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: