Управление качеством образования




При этом мы построим анализ следующим образом: вначале будем рассматривать основные категории управления качеством с позиции общей теории управления, а затем перейдем к анализу этих категорий применительно к управлению качеством школьного образования, в частности, в старшей школе в условиях введения профильного обучения.

Понятие «качество» относится к числу общенаучных категорий, методологическое значение которых имеет несомненную важность для педагогики.

Качество образования – это степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Критерии качества во многом зависят от того, в какой системе образования они рассматриваются и какие педагогические подходы преобладают.

Так, качество образования в системе гуманистической педагогики рассматривается с позиции учащегося.

Гуманистический подход к определению качества образования предполагает выполнение следующих «предписаний»:

• стандартизация, предписание, внешняя определенность и контролируемый учебный план, программа отвергаются. В основе – предоставление учащимся возможности определять значение учебы и конструировать(принимать участие в создании) программы и становитьсяответственным за реализацию образовательной потребности и созданиедля себя условий;

• аттестация определяется как источник информации для учащегося и обратной связи для получения сведений о качестве учения обучающегося, как неотъемлемая часть процесса учения. Самоаттестация друг друга одобряется как путь развития и углубления осознания учения;

• социальный акцент делается на конструктивизм, подчеркивается, что учение – это больше процесс усвоения общественной (социальной) практики, чем индивидуальное завоевание.

Согласно определению Международной организации по стандартизации (ИСО) качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [8] Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше. Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению, и, следовательно, очерчивают границу качества объекта. В практической деятельности термин «объект » часто заменяют термином «продукция ». Продукция представляет собой результат процесса или какой-либо деятельности[9].

Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.

При использовании понятия «качество» применительно к сфере образования разные авторы вкладывают в это понятие различный смысл. В общих чертах качество образования представляет собой тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования.

В процессе анализа научных исследований, установлено существование множества определений понятия «качество образования».

По мнению Поташника М.М., «качество образования представляется как соотношение цели и результата, как мера достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника »[10]. Подобное определение понятия «качество» дают также Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.

А.М.Моисеев трактует понятие «качество образования в школе » как «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование »[11].

В.М.Полонский понимает под качеством образования выпускников «определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники »[12].

В.П.Панасюк определяет качество школьного образования как «такую совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств »[13].

В рассмотренной выше группе определений речь идет о качестве как характеристике результата образовательного процесса, но не упоминается о качестве как характеристике самого образовательного процесса. В то же время существуют точка зрения, согласно которой, говоря о качестве образования необходимо иметь в виду и качество образовательного процесса, образовательных услуг.

Так, в психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом: «качество образования – понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которая измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников.

Качество образовательной подготовки выпускника, соискателя – это совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса, знаний, умений и навыков, востребованных государством, обществом, личностью. Качество образования измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации »[14].

Шишов С.Е. и Кальней В.А. определяют качество образования как «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности ».[15]

По мнению Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова «качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта)» [16].

Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова считают, что качество образования предполагает не только выявление конечных результатов, но и качество условий образования, процесса образования. В данной работе мы также будем придерживаться указанной позиции, то есть, говоря о качестве образования, будем рассматривать две стороны: процессуальную и результативную.Очевидна взаимосвязь этих сторон: без качественного процесса невозможен качественный результат.

В свою очередь качество образовательного процессана наш взгляд также является интегративным понятием и в нем можно выделить несколько составляющих:

- качество содержания образования;

- качество образовательных технологий;

- качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности);

- качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.);

- качество педагогов (квалификация).

Итак, качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: