Качеством образования
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.
В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:
- научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом, в различных системах управления (иерархической или демократической) существует свой подход;
- процессный, согласно которому управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000-1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основой системы менеджмента качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:
1) ориентация на потребителя;
2) ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
3) вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;
|
4) процессный подход к организации всех видов деятельности;
5) системный подход к управлению;
6) постоянное улучшение качества продукции;
- системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Использование системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:
1) структурности;
2) реализации целостной совокупности функций управления;
3) иерархической организации управления качеством;
4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;
- ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий;
- программно-целевой подход – один из основных методологических подходов в современном менеджменте, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Изучению различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, а именно Э.М. Коротков[17], М.М. Поташник[18], П.И. Третьяков[19], Т.И. Шамова[20] и многие другие.
На сегодняшний день стандартизация и сертификация системы качества необходимы. Это признание успеха конкретного производства, необходимый этап на пути признания успеха всей фирмы и внедрения самых современных моделей управления качеством, получивших обобщенное название “методов всеобщего управления качеством” – TQM.
|
Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и каждого человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на взгляд автора, наиболее удачен.
Многие исследователи считают, что внедрить TQM в образовательную среду представляет определенные трудности. Активные теоретические дискуссии идут по вопросам принципиальной возможности и целесообразности перенесения методов управления бизнесом в образование. В этом плане обсуждаются общие и отличительные черты бизнеса и образования: их цели, методы, средства, понятия качества, средства измерения качества и др. Утверждается, что философия качества – это не шаблон, который можно перенести из одной системы к другой. Однако философия может быть универсальна, но система решений для достижения качества при этом может существенно отличаться.
Выживание образовательной организации в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, от того, имеет ли она собственную стратегию, а также от возможности и способности данной организации в последовательной реализации этой стратегии на практике с помощью проведения конкретных мероприятий. Нестабильность и неустойчивость на рынке образовательных услуг, а также возрастающая сложность управления в рыночных условиях, актуализируют для образовательных организаций задачу изучения и внедрения системы управления качеством.
|
Багаутдинова Н.Г. подчеркивает, что «в современных условиях образовательные организации работают в среде повышенной конкурентной борьбы, и те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают:
1) понимание потребностей общества и его требований; 2) надежность;
3) восприимчивость; 4) конкурентоспособность; 5) доступность; 6) вежливость; 7) общение (коммуникация);
8) авторитет; 9) безопасность ».[21]
В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество – это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.
В ряде стран уже осознали это и приступили к практическому решению проблем качества, уделяя особое внимание подготовке работников к результативному и эффективному использованию соответствующих современных подходов, методов и средств. Система всеобщего управления качеством (TQM) завоевала прочные позиции на многих преуспевающих предприятиях, существенно меняя и взгляды в системе образования. TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия (организации), вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов, как самой образовательной организации, так и потребителей ее услуг и общества в целом.
Ключевыми проблемами адаптации методологии TQM в сфере образования являются вопросы о выборе содержания и последовательности действий, которые могут гарантировать качество предоставления образовательной организацией услуг, а также вопрос о выборе способов осуществления им такой деятельности.
Современные подходы к образованию в своей совокупности составляют основу для формирования современных образовательных ценностей.
Каждый из подходов предполагает отличающиеся модели школ.
В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.
Рис. 1. Современные подходы к образованию.
Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
2. Доводить знания и умения до практического применения.
3. Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.
4. Формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире без дискриминации.
Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования. 1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие
учащихся в организации и получении своего образования.
2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению
социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм по-
ведения, формирования отношений.
3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружаю-
щей действительности. Необходимы знания, умения, компетенции по получению и обработке информации, по оценке имеющихся и получаемых знаний, умений и формированию ключевых компетенций по овладению самообразовательными методами (приемами).
4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательнуюсреду, что дает больше возможностей учащимся формировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую целостность восприятия за счет расширения ассоциативных связей. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
2) подсистема теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориентированном, конкретно-научном и факторном; |
1) подсистема управленческих подходов, используемых для решения конкретных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора |
3) подсистема ценностной сущности компонентов и факторов образования различной природы (духовность, мотивация, компетентность и т.д.). |
Рис. 2. Модель системы управления качеством
Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач:
- определение и концептуализацию целей в области качества образования;
- выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;
- установление базового комплекса процессов как открытой модели;
- разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих
функционирование и развитие образовательного учреждения;
- осуществление документального оформления системы менеджмента качества;
- осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.
Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур.
Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие – оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу.
Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Между тем, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс. При этом его нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д[22]
В контексте проблемы развития качества образования человек рассматривается сегодня как субъект рынка труда и трудовых отношений, гражданин, субъект семейных отношений, носитель и хранитель национальной культуры, хранитель обитания (экосферы), субъект собственного развития.
Рис.3. Основные направления развития качества образования
Это является наиболее важным в жизни человека, и формирование такого
человека должно быть заложено в содержании образования.
Необходимо помочь обучающимся:
• развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;
• реализовать интересы и склонности;
• выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;
• усвоить свою будущую взрослую роль.
Следует научить обучающихся:
• пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях
рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;
• общению на иностранных языках;
• самообразовательной деятельности;
• бережному и заботливому отношению к окружающему миру.