Глава II Сущность видов социального обеспечения




2.1Государственные пенсии (виды, условия предоставления, способы начисления)

 

Государственные пенсии занимают важнейшее место в составе мер по социальной защите населения. На начало 1999 года пенсионным обеспечением было охвачено свыше 38 млн. граждан России, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.

Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные.

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 января 2002 года, трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей – базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы – мужчины 1952 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе).

Базовая часть (14%) – фиксированная часть, устанавливается государством, не зависит от стажа и зарплаты и выплачивается за счет средств, поступающих в федеральный бюджет в качестве части единого социального налога.

Страховая часть (8% - 14%) – зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Страховые взносы обязан уплачивать работодатель, который, и обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников.

Накопительная часть (0% - 6%) – зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсий.

Если по старому пенсионному законодательству трудовые пенсии назначались с учетом трудового стажа (для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет), то по новому законодательству формальное значение учитываемого стажа сводится до минимальных значений. Главное для него – количество лет, в которые уплачивались единый социальный налог и страховые взносы в пенсионную систему и фиксировались на личных счетах персонифицированные пенсионные обязательства государства перед каждым конкретным застрахованным работником. Пять таких лет – и гражданин обретает права на получение базовой части пенсии.

Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Заметим, что исключительно по новому законодательству будут рассчитываться и назначаться пенсии только тем, кто начал трудовую деятельность после 1.01.02. Пенсионные права остальных же, возникшие в периоды действия старого пенсионного законодательства, должны быть оценены, признаны и зафиксированы на основе старых законов.

Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они, как и в старом законодательстве, мужчинам по достижении 60 лет; женщинам – при достижении 55 лет. Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, а также матери детей – инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее 15 лет (по старому законодательству).

Законом также предусмотрено льготное назначение пенсий по старости инвалидам I группы по зрению, лилипутам, в связи с особыми условиями труда (подземных работах, на работах с вредными условиями труда, горячих цехах и др.), в связи с работой на Крайнем Севере.

Для граждан, начисление пенсий которым производится в старом порядке (т. е. до 01.01.02) предусмотрены следующие положения:

Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим полного трудового стажа, устанавливается пенсия при неполном стаже, если он не менее 5 лет.

Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год для назначения пенсии. Такое же увеличение производится за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии на льготных основаниях. Исчисленный указанным порядком размер пенсий не может превышать 75% заработка.

Законом предусмотрено, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер пенсии при необходимом общем трудовом стаже для полной пенсии устанавливается на уровне 3-х минимальных пенсий, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и горячих цехах – на уровне трех с половиной минимальных пенсий. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Размер пенсии при неполном стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу.

К пенсии по старости устанавливаются надбавки:

1.на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы, либо нуждается в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, либо пенсионер достиг возраста80 лет – в размере 2/3 минимальной пенсии;

2. на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают пенсии (при условии, что пенсионер не работает) – в размере 2/3 минимальной пенсии, а иждивенцев-инвалидов III группы – 1/3 минимальной пенсии.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев). За работу после назначения пенсии установлена надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год, но не более чем за 3 года (при условии, что пенсионеры не получают пенсию). С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается.

Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности, размера заработка.

На общих основаниях пенсия устанавливается при наступлении инвалидности вследствие: трудового увечья, профессионального заболевания, общего заболевания.

Пенсия по инвалидности вследствие первых двух факторов назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Независимо от стажа назначается пенсия гражданам, ставшим инвалидами от общего заболевания в возрасте до 20 лет. В остальных случаях пенсия по инвалидности от общего заболевания назначается при наличии трудового стажа ко времени наступления инвалидности.

Пенсия по инвалидности (кроме наступившей вследствие военной травмы) устанавливается в размере: инвалидам I и II групп – 75%, III группы – 30% заработка.

Минимальная пенсия по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а по инвалидности III группы – на уровне 2/3 минимального уровня этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 %.

Максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости и пенсии по инвалидности III группы – минимального размера этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.

При неполном общем трудовом стаже пенсия по инвалидности I и II групп определяется исходя из полной пенсии по инвалидности пропорционально имеющемуся стажу.

Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, в том числе и военной службы.

Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы назначается в максимальном размере – на уровне трех минимальных размеров пенсий, а по инвалидности III группы вследствие той же причины – в размере половины указанного размера.

К пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки за уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.

Инвалидам войны и участникам Вов, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин может устанавливаться пенсия по старости и пенсия по инвалидности одновременно.

Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который определена инвалидность.

Начиная с 01.01. 2004г. трудовая пенсия по инвалидности будет устанавливаться в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Именно при наличии одновременно двух факторов – расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицо признается инвалидом соответствующей группы, и, следовательно, приобретает право на установление пенсии по инвалидности.

Пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены как новым, так и старым законодательством и назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

К нетрудоспособным членам семьи относятся:

1. дети умершего, его братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет), которые не имеют трудоспособных родителей. Учащиеся дети, братья, сестры и внуки в возрасте 18 лет и старше право на пенсию имеют до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет;

2. отец, мать, супруг, если они достигли соответствующего возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) или являются инвалидами;

3. один из родителей или супруг либо дед, бабушка или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

4. дедушка, бабушка – при отсутствии лиц, обязанных по закону их содержать.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

По старому законодательству пенсии назначаются на общих основаниях, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и независимо от продолжительности трудового стажа кормильца, а если вследствие общего заболевания – при условии, что кормилец ко дню смерти имел трудовой стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, то пенсия назначается на основаниях, установленных для военнослужащих, в максимальном размере.

Минимальный размер пенсии, в том числе при неполном трудовом стаже, не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Максимальный размер пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на детей, потерявших обоих родителей, и умершей одинокой матери – в полуторном размере такой пенсии.

Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях. Семьям умерших пенсионеров, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, пенсия назначается в том же порядке, что и семьям по случаю потери кормильца от военной травмы.

Вдовам, военнослужащих, погибших в Вов, не вступившим в новый брак, могут устанавливаться пенсии по старости и пенсия за погибшего мужа.

Детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери за период нахождения их на полнм государственном содержании выплачивается 50% пенсии, а другим детям – 25%.

По новому законодательству пенсия по случаю потери кормильца будет состоять из базовой и страховой частей.

Также по старому законодательству предусмотрена пенсия за выслугу лет, которая устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, учителя, врачи, артисты, летный и летно-испытательный состав гражданской авиации и др.). Списки соответствующих профессий утверждаются Правительством РФ.

Пенсия работникам, занятым в подземных и открытых горных работах, устанавливается при выслуге, равной требуемой, в размере 75% заработной платы. Остальным работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка.

Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости. Размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год выслуги сверх требуемого для назначения пенсии, ноне более чем на 20%.

Максимальный размер пенсии определяется на уровне трех минимальных размеров пенсий по старости, а пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой во вредных условиях труда и в горячих цехах и летному составу гражданской авиации – трех с половиной минимальных размеров пенсии.

Работающим пенсионерам, пенсия которым назначена как работникам, занятым в подземных работах и открытых горных работах, пенсия выплачивается в полном размере независимо от характера работы. Остальным работающим пенсионерам пенсия выплачивается при условии оставления работы, с учетом которой она устанавливается. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.

По новому законодательству пенсия за выслугу лет наряду с трудовой пенсией по старости устанавливается еще и для государственных служащих

Предполагается, что профессиональное пенсионное страхование лиц, занятых в работах с особыми условиями труда, будет осуществляться в форме предоставления профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений, отраженных на специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ, и профессиональной пенсии исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах.

 

Наряду с трудовыми пенсиями и новым, и старым законодательством предусмотрены социальные пенсии, которые назначаются гражданам, не имеющим по каким – либо причинам права на трудовую пенсию. Социальная пенсия устанавливается:

1) инвалидам I, II и III групп.

2)детям – инвалидам в возрасте до 16 лет;

3) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

4) гражданам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет.

По старому законодательству социальная пенсия устанавливается в твердой сумме дифференцированно для различных социальных категорий нетрудоспособных граждан, так:

1. инвалидам с детства I, II групп, инвалидам I группы, детям – инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей – в размере минимальной пенсии по старости;

2.инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

3. инвалидам III группы в размере ½ минимальной пенсии по старости.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

К социальной пенсии предусмотрены надбавки: надбавка на уход инвалидам с детства I группы и детям – инвалидам, а также надбавки на уход за пенсионерами, участниками Вов.

 

2.2 Социальные пособия как вид социального обеспечения (виды, условия представления, способы начисления).

 

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- пособие по безработице;

- единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

- единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы

- социальное пособие на погребение.

Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности утвержден Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Данное пособие является основным по системе социального обеспечения. Оно назначается всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора), а также иным лицам, если они в период работы подлежали обязательному государственному социальному страхованию.

Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения, а также в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.

Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет – 50%, от трех до пяти лет – 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Вов и лицам, приравненным к ним.

Российское законодательство содержит комплекс правовых норм, предусматривающих права и льготы беременным женщинам, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни.

Данное пособие выдается:

- женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;

- женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

- женщинам, проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

- женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;

- женщинам, указанным выше, при усыновлении ими ребенка (детей).

Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и представляется полностью, независимо от числа дней, использованных до родов.

Пособие по беременности и родам установлено в размере:

1. среднего заработка по месту работы – женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;

2. минимального размера оплаты труда – женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

3. стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;

4. денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

Единовременное пособие при рождении ребенка – один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка и выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера труда на день рождения ребенка.

 

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет выдается:

- матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию;

- матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;

- матерям, проходящим военную службу по контракту и в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и др.

Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

Федеральным законом от 24 августа 1995 года предусмотрена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста трех лет. При этом пособие за период после достижения ребенком полутора лет и до исполнения трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

 

Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка – оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве.

Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).

Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка.

Выплачивается данное пособие за счет средств бюджетов разных уровней.

 

На территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством.

В настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями). Он предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение и устанавливает перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно.

 

Еще одним видом социальной поддержки населения является выплата безработным пособия по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном Законом РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения.

Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднего размера пособия.

Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:

1. безработным гражданам, уволенным из организации по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих 4 месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы.

2. уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, и гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

В регионах предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается.

Так, в целом по стране в 1997 г. плановая потребность в финансировании детских пособий составила 27,2 млрд р., задолженность по их выплате к 1999г. достигла более 7 месяцев. В результате 64% семей с доходом ниже прожиточного минимума вообще не получают пособий на ребенка, а эта прибавка могла бы составить от 20 до 50% их дохода. В то же время 60 % всех выплачиваемых пособий направляются обеспеченным и наиболее обеспеченным семьям, для которых пособие на ребенка составляет лишь 1 – 3% дохода семьи.

Аналогичная картина наблюдается и по другим социальным выплатам и льгота. Более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей – лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные – только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% - в самых необеспеченных. В обеспеченные семьи направляется 83% всей суммы пособий по беременности и родам. Подобная ситуация типична и для дотаций на санаторно-курортное обслуживание (10% льгот приходится на наименее обеспеченных, 44% - на наиболее обеспеченных) и на транспорт (92% студенческих транспортных льгот достается студентам из обеспеченных семей, 62%аналогичных льгот пенсионерам также сконцентрировано в семьях с наиболее высокими доходами).

Можно привести более конкретный пример, касающийся льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и за пользование телефоном, предоставляемых работникам органов прокуратуры. Более 60% всей суммы этих льгот приходится на семьи с доходами выше двух прожиточных минимумов.

 

 

2.3Социальные услуги как вид социального обеспечения.

 

Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми.

Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

Престарелые и инвалиды, включая детей – инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах – интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов. Нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах – интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально – бытовое обслуживание.

Другой существенной услугой, оказываемой населению, является бесплатное содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно - профилактических и учебно – воспитательных учреждениях, а также в детских домах семейного типа.

Выделяют также и такой вид социальной услуги, как обеспечение инвалидов транспортными средствами.

В настоящее время все большее распространение получает социальная помощь на дому. Такая помощь оказывается престарелым и инвалидам. Нуждающимся в посторонней помощи в связи с утратой способности к самообслуживанию.

Расходы на оказание социальной помощи на 1999г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их составляет 7,2%, а в бюджетах территорий – 8,5%.

Программно – целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети - сироты», «Дети - инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

 

2.4.Социальные выплаты и льготы и их недостатки.

 

Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему полнее удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей. Таким образом, льготы устанавливаются для тех категорий населения, интересы которых не могут получить денежного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящие их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны), или находящихся в особых условиях труда.

В настоящее время система социальных льгот не достаточно эффективна, т. к. значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум. По оценкам экспертов Международной организации труда, только19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума, в результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается.

Самыми объемными по затратам льготами в настоящее время являются льготы по оплате проезда на внутригородском и межгородском (включая дальнее сообщение) транспорте, ЖКХ, льготы по налогам с физических лиц, льготы по лекарствам и компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПТУ.

На основе данных Минтранса России были рассчитаны потери от предоставления льгот по проезду в соответствии с федеральным законодательством.

По данным на 1999г., потери от провоза льготников составили:

электротранспорт – 7,245 млрд р. (из них социальные категории получают 6,094 млрд р., профессиональные категории – 1,151 млрд р.);

автобусы – 28,578 млрд р. (социальные категории – 24,041 млрд р., профессиональные категории – 4,537 млрд р.);

метрополитен – 3,224 млрд р. (социальные категории – 2,712 млрд, профессиональные – 0,512 млрд р.)

По данным ФАС, на авиальготы в 1999 г. было затрачено 280,4 млн р.

По данным МПС, на льготы по проезду тратилось в 1999 г.:

В поездах дальнего следования – 5,40 млрд р. (социальные категории – 98%). При этом наибольшие средства приходятся на инвалидов всех категорий – 32,8% затрат и школьников – 24,44%. Использовали право льготного проезда в поездах дальнего следования около 42 млн человек.

В пригородных поездах – 9,77 млрд р. (социальные категории получали 8,57 млрд, профессиональные – 1,2 млрд р.)

Одним из самых «затратных» видов льгот являются льготы по ЖКХ. ПО данным Госкомстата, 1999 г. на предоставление этих льгот было затрачено 12,97 млрд р. Из них социальные категории льготников получали 9,6 млрд р. (74%), профессиональные категории – 2,5 млрд р.(19,3%). Среди социальных льготников больше всего приходится на ветеранов труда – 4,6 млрд р. Данный вид затрат имеет тенденцию к росту.

При составлении федерального бюджета на год утверждаются только средства, направляемые на реализацию федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов». Размер средств, направленных из федерального бюджета, на оплату льгот по ЖКХ, составил в 1998 г. только 5,3%фактических расходов на льготы по ЖКХ в соответствии с законом «О ветеранах». По инвалидам из федерального бюджета было направлено около 5% необходимых затрат. Инвалидам в виде льгот по ЖКХ в 1999 г. было предоставлено более 1,82 млрд р. (14,1% всех затрат на льготы по ЖКХ и 19,0% затрат на социальных льготников). Потери ЖКХ на предоставление льгот достигают 25% от доходов организации.

На третьем месте по величине стоят льготы военнослужащим и уволенным со службы по льготным основаниям,– 2,05 млрд р. (15,8% всех затрат и 21,3% на социальных льготников).

По данным Минсвязи, ежегодные затраты на льготы по установке телефонов составляют 0,154 млрд р. (социальным льготникам – 0,15 млрд, профессиональным – 0,004 млрд р.). Льготы по пользованию телефонами составляют 1,057 млрд р. (социальным льготникам – 1,067 млрд, профессиональным – 0,008 млрд р.). Всего на предоставление льгот в 1999 г. было затрачено 1,229 млрд р. (социальным льготникам – 1,217 млрд р., профессиональным – 0,012 млрд р.)

По величине затрат на них остальные наиболее затратные льготы следующие:

Льготы по налогам – 44,17 млрд р.;

Дотации на питание школьникам (3% минимального размера оплаты труда за учебный день) – 14,01 млрд р.

Глава III. Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения, их финансовой организации.

 

Будучи органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, система социальных льгот должна претерпеть кардинальные изменения т. к. настоящее время она потеряла свою социально-экономическую эффективность

Согласно российскому законодательству, социальные выплаты и льготы предоставляются 2/3 населения страны. В России насчитывается около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.).

Маленький размер пособий и льгот не позволяет реально улучшить положение их получателей.

Существует недоучет реального уровня жизни получателей льгот, реальной нуждаемости в них.

Отсутствует приоритетность в предоставлении льгот (выделение приоритетных групп и учета важности, настоятельности потребностей, удовлетворяемых с помощью отдельных льгот в этих группах). Проводимые мероприятия не всегда являются адресными (свидетельство тому – слабая дифференцированность доли государственных трансфертов в денежных доходах богатых и бедных).

Нет четко обозначенного разделения полномочий бюджетов различных уровней в их обеспечении.

Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в 350 млрд руб. Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, составляет около 68%, т. е. почти 100 млн человек могут претендовать и реально претендуют на них, причем п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: