ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА




Ю.Б. Норкина


Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми

 

Пособие для логопедов и родителей

В ДЕВЯТИ ВЫПУСКАХ

ВЫПУСК 1

ЗВУК Л


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Москва 2004

 

Предисловие

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

В Ваших руках одна из тетрадей комплекта пособий по закреплению произношения звуков, поставленных логопедом. Комплект состоит из 9 тетрадей:

1. Домашняя тетрадь для закрепления звука л.

2. Домашняя тетрадь для закрепления звука ль.

3. Домашняя тетрадь для закрепления звука р.

4. Домашняя тетрадь для закрепления звука рь.

5. Домашняя тетрадь для закрепления звуков с-сь.

6. Домашняя тетрадь для закрепления звуков з-зь, ц.

7. Домашняя тетрадь для закрепления звуков ш, ж.

8. Домашняя тетрадь для закрепления звуков ч, щ.

9. Домашняя тетрадь для закрепления звуков т-ть, д-дь.

В этих тетрадях представлен большой речевой материал для автоматизации звуков, который подобран по дидактическим принципам доступности, последовательности и наглядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 4,5 до 10 лет, как обученными грамоте, так и не умеющими читать, с различными речевыми наруше­ниями и задержкой психического развития.

Сюда же вошли упражнения для развития органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нижняя челюсть) и мелкой моторики (кисти и пальцы рук).

Большое внимание уделяется развитию связной речи: умению составлять предложе­ния, пересказывать, составлять рассказы, закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи.

В тетрадях много картинок, которые не только несут функцию наглядности, но и способствуют решению коррекционных задач:

— совершенствования мелких движений пальцев рук;

— подготовки руки к письму;

— улучшения зрительного внимания и памяти;

— развития пространственной ориентировки;

— закрепления знаний об окружающем;

— совершенствования грамматической стороны речи.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ

Комплект предназначен для логопедов и родителей, чьи дети занимаются с логопе­дом. В нем подобран обширный речевой материал по автоматизации звука л, включаю­щий слоги, слова, чистоговорки, потешки, предложения, стихи, рассказы. Здесь много заданий, побуждающих ребенка к самостоятельному говорению (а не повторению за взрослым). Большое количество картинок призвано заинтересовать ребенка, помочь в овладении устным материалом и, кроме того, подготовить его руку к письму, развить внимание, навыки пространственной ориентировки.

В эту тетрадь вошли занятия по автоматизации звука л и занятия, посвященные дифференциации звуков л-ль, а также стихотворения для заучивания наизусть, тек­сты и стихотворения для пересказа, задания на самостоятельное составление рассказов по опорным словам и комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.


Сначала рекомендуется просмотреть и проработать с ребенком комплексы упражне­ний артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

После того как звук будет поставлен, работу по его автоматизации можно начинать в зависимости от методики как с первого занятия, так и с пятого.

Дети, не умеющие читать, выполняют задания устно.

Материал каждого занятия велик, поэтому не надо стремиться выполнять все за один раз. Разумнее распределить материал на несколько частей и работать над ним постепенно.

После 9 занятий можно начинать пересказывать тексты, учить стихотворения.

Упражнения пальчиковой гимнастики полезны всем детям, особенно тем, у кого на­рушена мелкая моторика. Лучше эти упражнения включать в середину занятия.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если Вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом.

Желательно проводить занятия систематически, не менее трех раз в неделю. Длитель­ность одного занятия не должна превышать 30 минут. Вот возможный план такого занятия: артикуляционная гимнастика — 5-7 минут, отработка звука (постановка, работа над рече­вым материалом) — 10 минут, пальчиковая гимнастика, отдых — 2-3 минуты, отработка звука (постановка, работа над речевым материалом, раскрашивание) — 7-15 минут. Эта схема лучше всего подходит для 5-6-летних детей. Если же занимается 4-летний малыш или ребенок с ослабленной нервной системой, занятие можно сократить до 15-20 минут.

Очень полезны наряду с такими занятиями короткие по времени упражнения, на­пример повторение артикуляционной гимнастики или выученных ранее стихотворе­ний. Место и время для этого можно выбирать любые.

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии: не следует приступать к занятию в дурном настроении; не стоит показывать ребенку свое нежелание занимать­ся; если у ребенка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполне­нии, а договоритесь о том, когда он попытается сделать это еще раз; не бросайте начатое, если не получается какое-то одно задание, возьмитесь за другое, а к этому обязательно вернитесь позже — нельзя оставлять ребенка с чувством, что можно что-то недоделать.

Есть некоторые особенности проведения отдельных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее занимает 10-15 минут. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений. Если при этом возникают большие труд­ности, то используются дополнительные артикуляционные упражнения, способствую­щие повышению активности органов артикуляционного аппарата. Гимнастику следует проводить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий.

Каждое упражнение отрабатывается в такой последовательности: называние и показ упражнения взрослым, выполнение его ребенком, разбор взрослым ошибок, повторное выполнение. Сначала движения могут быть скованными, некоординированными, но по­том на смену приходят свобода и точность. Как правило, такой тренировке органов речи отводятся 1-2 недели, затем приступают к постановке звука.

На этапе постановки звука, сочетающейся с дальнейшим развитием артикуляцион­ной моторики, нагрузка ребенка возрастает. Малыш быстрее устает, поэтому через каж­дые 7-10 минут необходимо давать ему время для отдыха, переключая на другие виды работы (игра с пальчиками, физкультминутка) продолжительностью 2-3 минуты.

Далее следует этап автоматизации звука в слогах, словах, предложениях, стихах и связной речи. Данная работа осуществляется постепенно, по принципу: от простого к сложному. И именно так должна строиться отработка звука. Не забывая тренировать язык с помощью артикуляционных упражнений, проходят весь речевой материал.

Завершающим этапом работы над звуком будет дифференциация его с другими звука­ми, с которыми ребенок его смешивает. Артикуляционные упражнения прекращаются и начинаются (продолжаются) упражнения на развитие фонематического слуха и дикции.


Артикуляционная гимнастика гимнастика

 


 


ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС


 


1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят
ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так
5-7 с.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается,
двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами
произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на ниж­
нюю губу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик и положили его остывать на таре­
лочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое поло­
жение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончи­
ком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом
верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, ниж­
няя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу
сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз,
зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

8. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка
«красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к
горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и дви­
гаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5-6 движе­
ний в каждую сторону.

9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком мед­
ленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не дви­
гать нижней челюстью.

10. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верх­
ней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5-7 с,
сделав сначала глубокий вдох.

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

11. «Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо от одно­
го угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

12. «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Ниж­
няя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5-6 раз
в каждую сторону.

13. «Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и
против часовой стрелки. Повторить по 2-3 раза в каждую сторону.

14. «Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раз­
двинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык
(язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить по 2-4 раза с левой
и правой щекой.


 

Пальчиковая гимнастика

1. «Пальчики здороваются» — кончиком большого пальца правой руки касаться кончи­
ков всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу.

2. «Руки здороваются» — пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой.

3. «В кулачок 1» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать
их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

4. «В кулачок 2» — поочередно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать
это правой, левой рукой и обеими руками.

5. «Из кулачка 1» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху),
а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, ле­
вой рукой и обеими руками.

6. «Из кулачка 2» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец — внут­
ри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой,
левой рукой и обеими руками.

7. «Коза» — выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец держит согну­
тые средний и безымянный пальцы. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

8. «Зайчик» — выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрям­
ленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.

9. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика», а потом постукивать попере­
менно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум...».
Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

 

10. «Кошка» — выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики выпрям­
ленных среднего и указательного пальцев соединить с кончиком большого пальца. Делать
это правой, левой рукой и обеими руками.

11. «Кошка мяукает» — сделать «Кошку», а потом разводить-сводить средний и бе­
зымянный пальцы с большим пальцем, произнося: «мяу-мяу...». Делать это правой, ле­
вой рукой и обеими руками.

12. «Мышка» — сделать «Кошку», указательный палец и мизинец сильно согнуть, подве­
дя их к среднему и безымянному пальцам. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

13. «Мышка пищит» — сделать «Мышку», а потом разводить-сводить средний и бе­
зымянный пальцы с большим пальцем, произнося: «пи-пи...» Делать это правой, левой
рукой и обеими руками.

14. «Лошадь скачет» — вытянуть средний палец, остальные пальцы «скачут» по сто­
лу, цокать при этом языком.

15. «Собака бежит» — вытянуть средний палец, остальные «бегут» по столу.

16. «Улитка» — положить ладонь на стол, поднять указательный и средний пальцы
(«усики улитки»). Делать правой, левой рукой и обеими руками.

17. «Улитка ползет» — сделать «Улитку», и медленно передвигать руку по столу, не
приподнимая большой и безымянный пальцы, мизинец. Делать это правой, левой рукой
и обеими руками.

18. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой
палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это
правой, левой рукой и обеими руками.

19. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного паль­
ца) — вниз, произнося: «гав-гав...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

20. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой
палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з...».
Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

21. «Человечек» —указательный и средний пальцы «ходят-бегают» по столу (остальные
пальцы придерживает большой палец). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.



 

 


Занятие


 

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Самолёт» — произноси длительно звук л, используя игрушку или
имитирующие самолёт движения руки.

3. Повтори, прочитай слоги.


ла ЛО лу лы

ла-ла ло-ло лу-лу лы-лы

4. Повтори, прочитай слова.

 

  ла ЛО
  лак лоб
  лавка лодка
  ласка ложка
  лампа локоть
  лапа лось
  ландыш лошадь
  ласточка лом

 

ла-ла-ла ла-ло
ло-ло-ло ло-лу
лу-лу-лу лу-лы
лы-лы-лы лы-ла
   
лу лы
лук лысый
лужа лыжи
луч лыжник
лупа лыко
Луша лыжный
луковица лыжница
лужица лысина

 


 

5. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: одна лодка, две лодки, три лодки, четыре... и т.д.

лодка лампа лужа лось

6. Прочитай (повтори) вслух только слова со звуком л.

лоб лыжи бочка локоть

мех лапа лампа диван

лак кофе ложка лыжник

дым дыня ветка ландыш

7. Изменяй предложения.

Пример: Я еду на лыжах.

Ты едешь на лыжах. Он едет на лыжах. Она едет на лыжах. Мы едем на лыжах. Вы едете на лыжах. Они едут на лыжах.

1) Я еду на лошади. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я мою ложки.

3) Я топаю по лужам.

4) Я иду на лыжах.

5) Я вижу лося.

6) Я ловко кидаю мяч.

I


8. Повтори, прочитай предложения.

а) Лапа у кота. б) Лада моет ложку.

Лампа светит. Луша едет на лошади.

У Вовы лыжи. Катя ловко ловит мяч.

Ласточка в небе. Лада топает по лужам.

У Луши лупа. Петя моет лоб и локти.

Маме нужен лук. Собака лает на лося.

9. Закончи предложения словом со звуком л.

У кошки не ноги, а мягкие... (что?)

Мама красит ногти... (чем?)

Суп едят... (чем?)

Лодочник плывёт на... (на чём?)

Лыжник едет на... (на чём?)

В лампу ввернули... (что?)

Леди ящик ломают... (чем?)

Быстрые ноги с копытами у... (кого?)

На дорогах после дождя остаются... (что?)

Слова: лапы, лаком, ложкой, лодке, лыжах, лампочку, ломом, шади, лужи.

 

10. Найди и соедини линиями половинки слов. Какие слова получились?

ло ка

лу шадь

лас па

11. Придумай предложения со словами.
Пример: лает на... — Собака лает на кошку.

лает на... ловит на.,

лает в... ловит у...

лает под... ловит в...

лает за... ловит под...


12. Назови картинки, раскрась их, подпиши. Какие предметы живые, а какие неживые?




 


 

 
 


 


 
 


 


 
 


 

 


 

 

Занятие

1. Артикуляционная гимнастика.


 


 


2. «Самолёт» — произноси длительно звук л.
       
3. Проговори, прочитай слоги.  
  ла ла-лы ла-ло-лу
  ЛО ло-лу лы-ла-ло
  лу лу-ла ло-лы-ла
  лы лы-ло лу-ло-лы

 


4. «Поезд едет — колёса стучат» — произноси слоги, меняя ударения (выделенный слог ударный).

 

лала- лала.. лала- лала... лалала- лалала...
лоло- лоло.. лоло- лоло... лололо- лололо...
лулу-лулу... лулу- лулу... лулулу- лулулу...
лылы-лылы лылы- ■ лылы... лылылы- лылылы...
       
Проговори, прочитай слова.    
ла ЛО лу  
ладонь лопата луна  
лапша лото лужайка  
ладья ловушка лукошко  
лавина лошадка лунатик  

6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони, четыре... и т.д.

ладонь лопата лукошко

7. Проговори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь
взрослого» (взрослый говорит неправильно, меняет звук л на у, в, ль, й,
а ребёнок исправляет).

На лужайке много ландышей. На лугу пасутся лошади. Луша покупает лото. Ловушки ставят ловить мышей. Лыжник бежит по лыжне. Лавина ломает дома.

8. Изменяй предложения.

1) Я ем лапшу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я копаю лопатой.

3) Я бегаю по лугу, как лошадка.

4) Я не ломаю лыжи.

9. Замени первый звук в слове на звук л. Какое новое слово получи­
лось? Напиши его.

Пример: мак — лак.

 

сук — Павка —
ком — ножка —
нуга — маска —
папа — кокон —

 

10. Дорисуй, назови картинки. Впиши пропущенные буквы.

 

 



 

 

 

 

Л   п   т  

 


л   ж н   к

 

       
       
       
    А  

 

 

 


л   ш   д  


л   к   ш к о

 

Занятие 3

 

 
 
 
 

 


1. Артикуляционная гимнастика

2. «Самолёт» — произноси длительно звук л.

3. «Мячик отскакивает от забора» — произноси звук л многократно
и отрывисто.

4. Повтори слоговые упражнения.

ла-ло-лу ала
ло-лы-ла оло
лу-ла-лы улу
лы-лу-ло илы

ала-илы оло-улу улу-илы илы-оло

 

5. Повтори слова, поиграй в игру «Исправь взрослого».


лу
ла

ло

 

пила пилот шалун
скала болото колун
салат солома валун
халат талон тулуп
пчела Володя получка
палатка голодный голубка
юла холодный белуга

лы

волы полы

столы

колы

улыбка

малыш

полынь


 

 


6. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: один халат, два халата, три... и т.д.

а) салат б) колодец в) холодная ложка

тулуп голубка ласковая улыбка

талон булавка голодная лошадка

пилот шоколадка халат в полоску

7. Прочитай чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт... Ла-ла-ла, как у тебя идут...? Ло-ло-ло, зимой от снега всё... Ло-ло-ло, поля все снегом... Лу-лу-лу, все танцуют на... Лы-лы-лы, в кухне вымою...

Слова: пчела, дела, бело, замело, балу, полы.

8. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».

Лавка мала. У дяди Володи была лодка.

Лыжи малы. У мамы на халате была булавка.

Шалун ушиб лоб. Лайка ласкается к Володе.

У дома была лужа. У деда была лысая голова.

Лавка стоит у стола. Надо помочь голодной ласточке.

Володя унёс колун. Лохматый пёс ловит пчелу.

9. Изменяй предложения.

1) Я звоню Володе. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я буду пилотом.

3) Я починю поломанную юлу.

4) Я ем луковый салат.


3. Выучи чистоговорки.

Ла-ла-ла, у меня юла. Ло-ло-ло, еду я в село. Лу-лу-лу, газеты на полу. Лы-лы-лы, забиваю я голы.

1. Продолжи предложение по образцу.
Пример: Вова был в кино, и Таня была.

 

Дима взял яблоко, и Надя... Коля отдал книгу, и Оля... Миша пил молоко, и Даша... Паша назвал слово, и Маша... Папа позвал собаку, и мама... Ваня дал мячик, и Зоя... Петя отнял кубик, и Лена... Никита спал днём, и Настя... Сын подмёл пол, и дочка... Олег поднял лопату, и Луша... Щегол свил гнездо, и ласточка... Павел жил на пятом этаже, и Нина...

2. Вставь в слово пропущенные слоги. Прочитай слова.

 

ла пи   ло у   в лу ва   н лы сто  
ку к та н ту п у бка
та нт со ма бе га по нь
бу вка бо то по чка ма ш

13. Помоги Володе выбрать слова со звуком л. Раскрась картинки, в названиях которых есть звук л.



 

..

 



Занятие


 


 


1. Проговори слоговые упражнения.


 


 


лы-лу-ла ло-лу-лы лу-ла-ло ла-ло-лу


ла-ала ло-оло лу-улу лы-илы


 


ала-ла оло-ло улу-лу илы-лы


 

 


2. «Поезд» — произноси слоги, меняя ударения (выделенный слог

ударный).


лалы-лалы... лола-лола.. лула-лула... лылу-лылу. лыло-лыло... лалы-лалы.


лалалу-лалалу... лылыла-лылыла... лулуло-лулуло...


 

3. Повтори слова.      
  ла ло лу лы
  мыла мыло голубь милый
  учила голос голубок белый
  писала голова жёлудь целый
  читала молоко палуба алый
  ходила золото силуэт тяжёлый
  упала половина голубой каникулы

 

 

4. Поиграй в игру «Один — много». Измени слова по образцу.

пила — пилы сила — силы

пчела —... скула —...

скала —... шпала —...

акула —... школа —...

пиала —... одеяло —...

5. Игра «2 — 5 — 10».

Пример: два жёлудя, пять желудей, десять желудей.

жёлудь голос

волосок молоток

6. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова со звуком л.

Алла тихо пела, у неё тихий... Малыш пьёт белое... У Володи в ванной висит голубое... Из золота можно сделать чайную... Пилот не боится ничего, он —...

Слова: голос, молоко, полотенце, ложку, смелый.

7. Выучи чистоговорку.

Лы-лы-лы, стоят в комнате столы, Лу-лу-лу, идёт Милочка к столу, Ла-ла-ла, стоит Мила у стола.


8. Проговори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».

Катя ела лапшу. Худая лодка утонула в воде.

Мила села на лавку. Вода затопила луга.

Лампа упала со стола. Мама купила молоко, лук и сала!

Мама купила ландыши. Володя нёс белого голубя.

Мила вымыла лоб. На небе светила белая луна.

Лодка качалась на воде. Мила надела голубой халат.


9. Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом пред ложение.

ГОЛУБой КОЛоть

ГОЛУБенький КОЛун

ГОЛУБоватый осКОЛок

ГОЛУБизна от КОЛоть

ГОЛУБика за КОЛоть

 

 

 

ГОЛУБь заКОЛочка

ГОЛУБка наКОЛоть

 

ГОЛУБятня наКОЛотый

10. Прочитай слова наоборот, напиши их правильно. Пример: кул лук.

алип — ашпал —

апал — _________________ околом —

анул — _________________ атапол —

олым —_________________ аволог —


11. Рассмотри рисунки, назови слова со звуком л и найди 5 отличий. Раскрась картинки. Выучи стихотворение «Зима».


 


ЗИМА

Всё бело, бело, бело. Много снега намело. Вот весёлые деньки! Все на лыжи и коньки!


 

 


 



 

 

 

 

 

 


 


 


 



 

 


 

 

 

 

Занятие

1. «Самолёт» — произноси длительно звук л.

2. «Мячик скачет» — произноси быстро, многократно и отрывисто

звук л.


 

 

3. Повтори слоги. Выполни слоговые упражнения.

ал ал-ол ал-ул-ил

ол ол-ул ол-ил-ал

ул ул-ил ул-ал-ол

ил ил-ал ил-ол-ул


 


4. Проговори, прочитай слова. Повтори по три слова. Пример: стулстолвол, елпелбыл.


ол

ал

пенал

вокзал

сигнал

металл

овал


 

 

ул, ыл

 

пол мул

стол стул

ствол мускул

футбол гул

баскетбол тыл


ел, ел

мел

отдел

Павел

новосёл

узел


5. Повтори слова. Поиграй в игру «Она и он».


 


Пример: Она пела, и он пел.


ал, ял


ыл, ил


ул


ел


 

дал пил дул пел
спал бил надул сел
упал был тянул одел
звал жил махнул висел
читал давил заснул хотел
писал остыл боднул успел
сказал звонил кинул свистел
скакал ходил стегнул задел

6. Проговори, прочитай предложения.


Пенал упал. Вова искал пенал. Дима мёл пол. Митя дул на воду. Миша дал Вове пенал. Отец уехал на вокзал. Федя читал и писал.

 

Кот сел на стул. Павел ушёл на футбол.


Федул губы надул. Козёл боднул Петю. Дедушка забил кол. Нападающий забил гол. Петя был мал, да удал. Щегол звонко пел. Мел упал на пол. Дятел сидел на суку. Кол стоял, стоял и упал.


 


7. Выучи чистоговорки.


.


 


а) Ал-ал-ал, Вова на диване спал. Ол-ол-ол, Дима забивает гол. Ул-ул-ул, Петя две свечи задул. Ил-ил-ил, маме я цветы купил.


б) Ал-ал-ал, пенал на пол «^упал. Ол-ол-ол, пенал упал на стол. Ул-ул-ул, пенал упал на стул. Ыл-ыл-ыл, я пенал забыл, <ьл#. кга /ш<^&^ &РЛ

8. Изменяй предложения.

1) Я мою пол. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я иду на футбол.

3 Я завязываю узел.

4) Я еду на вокзал.

5) Я сяду на стул.

6) Я покупаю синий пенал.

9. Закончи предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.
Покажи это линиями.

Дима письмо... — спал

Папа на диване... высыпал

написал пел поймал звонил ходил купил кинул въехал

Самосвал на землю песок...

Михаил по телефону маме...

Дедушка сегодня на футбол..

Павел камень в воду...

Щегол песенку звонко...

Новосёл в новый дом...

Сокол мышку...

Витя в магазине пенал...

 
 

 

10. Выучи скороговорки.

Папа тянул сети, тянул, тянул и вытянул. Ужин остыл, и чай остыл — где ты был?


11. Изменяй предложения по образцу.

Пример: Вася сел на стул, а потом встал.

 

Петя надел шапку, а потом...

Папа зажёг спичку, а потом...

Дедушка лёг на диван, а потом...

Вова тапки снял, а потом...

Алёша пришёл на каток, а потом...

Козёл прибежал есть, а потом...

Мул прискакал к дому, а потом...

Поезд приехал на вокзал, а потом...

Самосвал насыпал в кузов землю, а потом...

Павел развязал узел, а потом...

Слова: снял, погасил, встал, надел, ушёл, убежал, ускакал, уехал, высыпал, завязал.

 

12. Прочитай чистоговорки, добавь слово со звуком л в рифму.

Ал-ал-ал, Золушка спешит на... Ал-ал-ал, песок ссыпает... Ол-ол-ол, доктор делает... Ол-ол-ол, нужен для очков... Ул-ул-ул, котёнок сел на... Ул-ул-ул, я огонёк свечи... Ил-ил-ил, Вася из бокала... Ыл-ыл-ыл, всю посуду я...

Слова: бал, самосвал, укол, чехол, стул, задул, пил, помыл.


13. Прочитай слово, поставив слоги на место. Напиши это слово.

Пример:зал, вок — вокзал.
вал, под -вал, об -тел, дя -
 

нал, ка -_________________ бол, фут -___________

нал, пе -  
кол, со-  
зёл, ко-  

14. Придумай предложения со словами.

Пример: уехал от... — Внук уехал от бабушки к маме.


зашел за... подошёл к... сошёл с... отошёл от... дошёл до... вышел из... ушёл в...

 
 
 

 
 

съехал с... въехал в... отъехал от... заехал за...

 

доехал до... уехал от... подъехал к...

15. Выучи стихотворение.

Веник


-


 


Веник пол подметал. Веник очень устал. Он чихнул, он зевнул И тихонько лёг под стул.

Л. Зубкова


 


 

 


 


16. Назови картинки, раскрась их. На какие две группы их можно распределить?


козел

сокол

 

 



Повтори слоговые упражнения

ла-ло-лу лу-ла-ло лы-лу-ла ло-лы-лу


 


ал-ил-ол ул-ил-ал ил-ал-ул ол-ул-ил


 


 


 


 


2. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: один стол, два стола, три... и т.д.


 


СТОЛ

бокал


 

 


пенал


•. - • ■..--• "


 

3. Прочитай слова, вставляя пропущенную букву л.

 

■УК си . а го.убка по.овина бу. авк;
осё. . а ндыш сигна. вокза. .уна
са. ат пи . от ко. одец аку. а водо.а
дяте. У- ыбка . ужайка одеко. он буйво.

4. Прочитай предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».

а) Ластик упал. Таня села за стол.

Митя кушал салат. Петя заснул на лугу.

Петя кушал шоколад. Мама шила одеяло.

Папа спал в шалаше. Папа наточил пилу.

Мама мыла пол. На ветке пел

б) Шалун скакал на палочке. Володя пошёл в школу. Стол стоял около окна.

поставила локти на стол, погасил лампу, успел сделать задание, положит мел на стол, хотел сделать полочку. Малыш пил молоко, пил, пил и ходил по болоту и

5. Доскажи слово в рифму.

1) Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: