Законодательство, регулирующее защиту прав потребителей




Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право»

 

Тема: «Законодательство о защите прав потребителей и практика его применения.»

 

Выполнил студент Решетников М.В.

Курс 2

Группа Юсз-04

 

Руководитель Сивакова И.В.

Н. Новгород – 2016

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Законодательство, регулирующее защиту прав потребителей…………………5

1.1 Закон РФ "О защите прав потребителей" - основной нормативный акт, регулирующим отношения по защите прав потребителей……………………..…5

1.2 Иные нормативные акты в области защиты прав потребителей…………….20

2. Практика применения законодательства о защите прав потребителей………24

Заключение………………………………………………………………………….28

Список используемой литературы………………………………………………...30

 

 

Введение

Закон о защите прав потребителейсравнительно недавно вошел в нашу повседневную жизнь. В наше время не обойтись без знания этого закона, т. к. всюду обман. Я выбрал эту тему, потому что она для меня актуальна, как и для многих. В основном обращения к законодательству идёт из-за продажи недоброкачественного товара, нарушений прав покупателя (право на безопасность, качество, информацию и возмещение ущерба; срок службы, годности, гарантийный талон).Очень часто мы не обращаем сразу должного внимания на правовую сторону этих отношений, делаем глупые ошибки. Особое внимание надо обратить на следующее:

1) информацию о товаре можно получить из маркировки на этикетке или на потребительской упаковке. Кто и когда произвел товар, каков срок годности, хранения и реализации, условия хранения. Учтите, что даже на колбасном батоне должна быть информация о производителе, составе продукта, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения.

2) необходимо обращать внимание на ценники – они тоже должны давать информацию о товаре и цене. Если ценника (выставочного ярлыка) нет или он недооформлен, требуйте другие документы о товаре или не покупайте его.

3) покупая продукты питания нужно помнить:

– пакет, в котором продукт деформированный, слипшийся, покупать не стоит, т. к. он подвергался разморозке, а значит, потерял качество;

– температура хранения продукта должна быть -18°С, если продукт хранится без прилавков с низкотемпературным режимом – не покупайте;

– проверьте дату изготовления и срок годности;

– внимательно прочитайте в маркировке состав продукта. Если в составе стоит растительный белок, не надейтесь получить стопроцентное мясо – оно будет вместе с соевым белком;

4) Необходимо требовать товарный чек (или кассовый)

Очень многое из этого не выполняется. Именно, по этому я выбрала данную тему. На мой взгляд, она является актуальной и интересной, особенно теперь, когда наша страна встала на путь правового государства и защита прав личности, постепенно, встает на равную ступеньку с защитой государственных интересов.

Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. В работе подробно рассматривается законодательство о защите прав потребителей, механизм регулирования государственной защиты потребительских прав в России.

Цель данной работы – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей. При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

 

 

Законодательство, регулирующее защиту прав потребителей

 

1.1 Закон РФ "О защите прав потребителей" - основной нормативный акт, регулирующим отношения по защите прав потребителей

 

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан, которые возникают из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров:

- розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);

- аренды, включая прокат;

- найма жилого помещения, в том числе социального найма;

- в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

- подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

- перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии;

- хранения;

- на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

- возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных;

- других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.

Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья), Законом РФ "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ.

Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.

Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений.

Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Еще одним нововведением Закона стала возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения.

Качество товара (работы, услуги) посвящена ст. 4 Закона. Прежде всего, следует сказать, что это одна из важнейших статей Закона. Именно с понятием надлежащего качества товара (работы, услуги) связаны понятия недостатков и существенных недостатков товара (работы, услуги), а, следовательно, и возникновение правовых последствий в случае несоблюдения требований к качеству.

Понятие надлежащего качества товара (работы, услуги) раскрывается законодателем в п. 1 ст. 4 и определяется как соответствующее договору. Нужно отметить, что обычно, покупая товар в магазине или заказывая выполнение бытовой работы (услуги), потребитель не подписывает какого-либо договора, соответственно может возникнуть вопрос: кто тогда определяет условия этого договора и в том числе условия о качестве товара? Ответ содержится в ст. 426 ГК, где определены условия заключения публичного договора, к разновидностям которого относятся розничная торговля и бытовой подряд. Из п.п. 2 и 4 указанной статьи ГК следует, что условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда Законом или иными правовыми актами предусмотрено предоставление льгот. Кроме того, у Правительства РФ имеется возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Именно эти правила, содержащие в себе установленные государством стандарты и обязывающие изготовителей, продавцов и исполнителей производить товар, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с установленными стандартами (типовые договоры, ГОСТы, ТУ и др.), гарантируют потребителю соответствие качества товара (работы, услуги) договору. Данное положение подтверждается п. 5 ст. 4, в которой говорится об обязанности продавца (исполнителя) передать потребителю товар, соответствующий установленным стандартам или иным требованиям закона.

В п. 2 ст. 4 Закона предусматривается, что в случае отсутствия в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) факт надлежащего качества определяется по критерию пригодности товара (работы, услуги) для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Хочется отметить, что и в этом случае требования к качеству товара (работы, услуги) не исчерпываются такой функциональной пригодностью. Например, требованиям безопасности этот товар (работа, услуга) должен соответствовать в любом случае.

Пункт 3 ст. 4 Закона предусматривает случай, когда потребитель не знает, какой конкретно товар (работа, услуга) ему нужен, но четко представляет себе цель, для которой намерен его использовать. Это происходит, когда для выбора товара необходимы специальные познания, которых нет у потребителя (например, потребителю нужно заделать щели между стеной и оконной рамой, но какой из герметиков для этого лучше использовать, он не знает). То есть Законом установлено, что продавец (исполнитель) должен в полной мере обладать сведениями о свойствах продаваемых им товаров (выполняемых работах, оказываемых услугах). В данном случае продавец (исполнитель) несет ответственность за продажу потребителю такого товара (выполнение работы, оказание услуги), который будет пригоден для использования в указанных потребителем целях.

Пункт 4 ст. 4 Закона рассматривает случаи продажи товаров по образцам или по описанию. В данном случае продавец несет ответственность за соответствие реально предоставляемого потребителю товара образцу или описанию. Согласно ст. 497 ГК такой договор считается исполненным с момента доставки товара, выбранного по образцу или описанию, покупателю.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пункт 1 ст. 5 Закона предоставляет возможность изготовителю (исполнителю) устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования.

Под сроком службы Закон понимает период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его (изготовителя, исполнителя) вине. Здесь следует выделить следующие моменты:

- данным правомочием не обладает продавец. Поскольку он не имеет отношения к производственному процессу, то не способен и не вправе определить предельный срок службы товара, гарантирующий возможность его использования по назначению. Отсюда следует вывод, что продавец не может установить срок службы на товар либо сократить такой срок, установленный изготовителем;

- в период срока службы изготовитель (исполнитель) несет ответственность только за существенные недостатки товаров (работ), возникшие по его вине. Логика данного положения Закона понятна. Поскольку речь идет о товарах длительного пользования, то в этом пункте рассматривается ситуация, когда недостатки возникают в процессе пользования товаром (работой). Естественно, что со временем вещи стареют, их свойства постепенно ухудшаются. Рано или поздно товар (работа) перестанет удовлетворять стандартам, которым он соответствовал на момент приобретения потребителем, но будет все еще годен для использования по назначению. В этот период изготовитель (исполнитель) несет ответственность только за существенные недостатки товара (работы), возникшие по его вине, поскольку они не позволяют использовать предмет по назначению либо существенно затрудняют его использование;

- в ст. 5 Закона речь не идет об оказании услуг, поскольку они не имеют материально выраженного объекта, которым можно пользоваться. В отличие от товара или результата выполненной работы услуга зачастую одномоментна и лишена материального выражения, а, следовательно, отсутствует объект для установления срока службы, срока годности и т.д.

Пункт 2 ст. 5 Закона определяет, что Правительство РФ имеет полномочия по установлению списка товаров (работ), а также их комплектующих частей, узлов, агрегатов, которые по истечении срока службы могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Установление срока службы на такие товары (работы) обязательно.

Порядок исчисления срока службы товара (работы) устанавливается в п. 3 ст. 5 Закона. Он может выражаться как во временных, так и в иных единицах измерения (например, ресурс автомобиля выражается в километрах пробега, а фильтра для очистки воды - в литрах). Способ исчисления зависит от функционального назначения товара (работы).

В п. 4 ст. 5 Закона говорится об обязанности изготовителя определять для ряда товаров, перечень которых устанавливается Правительством РФ, срок годности, т.е. период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Если посмотреть, какие именно категории товаров попадают в перечень товаров, на которые установлен срок годности, то окажется, что в основном это потребляемые товары - продукты питания, медикаменты, парфюмерия, косметика, бытовая химия и т.д. На основании данного перечня можно сделать вывод, что установление срока годности направлено на охрану права потребителя на приобретение товара (работы), не представляющего угрозы его жизни и здоровью.

Существует запрет на реализацию потребителям товаров (работ) с истекшим сроком годности. Запрет также действует и в отношении тех товаров, в отношении которых изготовителем (исполнителем) не соблюдена обязанность по установлению такого срока. Здесь следует отметить интересный момент: в отличие от п. 4, где правом устанавливать срок годности обладают изготовитель товара и исполнитель работ, соблюдать запрет на реализацию просроченных либо не имеющих установленных сроков годности товаров (работ) обязан также и продавец.

Пункты 6 и 7 ст. 5 Закона раскрывают понятие гарантийного срока на товар (работу) - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона.

Говоря о гарантийном сроке, необходимо отметить следующие моменты:

* по своей сути гарантийный срок - это антипод срока службы товара (работы). При всем том, что со временем свойства товара (работы) неизбежно постепенно ухудшаются, в данном случае изготовитель гарантирует, что если товар (работа) перестанет удовлетворять стандартам требований Закона, которым он соответствовал на момент приобретения потребителем, в этот период изготовитель (исполнитель) несет ответственность за любые, а не только существенные недостатки товара (работы), возникшие не по вине потребителя;

* в данном случае продавец наделен правом устанавливать гарантийный срок, но это право ограничено законодателем. Продавец вправе установить срок свыше установленного изготовителем (исполнителем) либо установить гарантийный срок в случае его отсутствия, но не вправе его сократить или отменить. Логика данного положения ясна - продавец (опять, как и в случае со сроком службы), не имея отношения к производственному процессу, не может определить сроков, в которые товар (работа) гарантированно не ухудшит своих свойств. Но по своей инициативе продавец может улучшить условия приобретения товара для потребителя. Естественно, что, действуя на свой страх и риск, в случае обнаружения недостатков в период этого самостоятельно установленного гарантийного срока продавец несет перед потребителем персональную ответственность независимо от изготовителя.

В ст. 5 Закона установлены два вида гарантий для потребителя:

~ гарантийный срок, в течение которого товар не ухудшит своих свойств, а в случае такого ухудшения изготовитель и продавец несут перед ним ответственность за наличие недостатков;

~ срок службы (более длительный срок, в течение которого товар хоть и ухудшит свои свойства, но будет пригодным для использования по назначению).

Поскольку срок службы - это достаточно длительный период, можно предположить, что изготовителю для поддержания пригодности товара к использованию необходимо периодически совершать с ним определенные действия. Этими действиями и являются закрепленные в норме ст. 6 ремонт и техническое обслуживание товара. Пути для осуществления этих работ могут быть следующими:

- осуществление ремонтных работ и технического обслуживания силами самого изготовителя. Очевидно, что при массовом выпуске какого-либо товара неминуемо наступит момент, когда изготовитель не сможет самостоятельно удовлетворить потребности потребителей по ремонту и техническому обслуживанию ввиду большого количества действующих единиц такого товара. Поэтому законодатель предоставил ему другую возможность;

- выпуск и поставка в торговые и ремонтные организации запасных частей. То есть изготовитель может поставлять другим специализированным организациям запчасти, не затрачивая усилий на оказание услуг по непосредственной замене изношенных частей новыми или по ремонту пришедших в негодность частей. При этом законодатель в обеспечение прав потребителя обязывает изготовителя выпускать запасные части в объеме и ассортименте, необходимых для ремонта и технического обслуживания каждой из выпущенных единиц товара на период всего срока его службы. Предусмотрен также вариант, при котором потребитель обращается по поводу ремонта или технического обслуживания товара, еще не исчерпавшего срока службы, но уже снятого с производства изготовителем. Чтобы не создалось ситуации, при которой потребитель не может реализовать своего права вследствие отсутствия деталей или запасных частей, необходимых для ремонта, изготовитель обязан поставлять запасные части и после снятия товара с производства в течение всего срока службы, а в случае если таковой не установлен, то в течение последующих 10 лет.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со ст. 14 Закона.

Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Статья 8 Закона устанавливает требования к самой информации: она должна быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора, надо воспринимать исходя из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний об их свойствах и характеристиках. Точно так же из этого предположения следует исходить в случае, предусмотренном п. 3 ст. 4 Закона.

Следует также отметить, что несоблюдение правил о предоставлении информации в необходимом объеме на русском языке, даже если она имеется на иностранном языке, следует воспринимать как непредставление такой информации. В этом случае точно так же следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний в области иностранных языков и знаний о свойствах и характеристиках товара.

Статья 26 Закона о защите прав потребителей предусматривает обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ и оказание услуг. Соответствующая обязанность возложена на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке. Понятия географического рынка и доминирующего положения на нем хозяйствующего субъекта содержатся в законодательстве о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Несмотря на то что договор на выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Законом обязан заключить лишь исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, судебная практика, рассматривая споры о понуждении исполнителя заключить договор с потребителем, исходит из того, что любой исполнитель (а не только занимающий доминирующее положение) обязан заключить договор на выполнение работ и оказание услуг.

По данному вопросу позиция судебной практики полностью отражает сущность публичных договоров.

Публичный договор - это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по выполнению каких-либо действий, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Два основных признака позволяют относить заключаемый договор к публичному. Первый касается правового статуса организации, обязанной заключить договор. Ею может быть только коммерческая организация, особенности которой определены в ст. 50 ГК. Второй признак касается характера деятельности, осуществляемой коммерческой организацией. Эта деятельность связана с выполнением обязанности по продаже товаров, выполнению работ и указанию услуг в отношении каждого, кто обратится к коммерческой организации, т.е. деятельность должна быть публичной. Именно этот признак дал название договору, хотя по своему содержанию он является гражданско-правовым, регулируемым частным правом.

Закон о защите прав потребителей (п. 1 ст. 29) определяет правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ или оказанных услуг.

В соответствии с этой статьей потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе имеет право требовать от исполнителей:

* безвозмездного устранения недостатков;

* соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы (услуги);

* безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

* возмещения понесенных потребителем расходов на исправление недостатков своими силами или третьим лицом.

Правовые последствия обнаружения в выполненной работе (оказанной услуге) недостатков имеют большое сходство с правовыми последствиями продажи товаров с недостатками. Такие из них, как безвозмездное устранение недостатков, уменьшение вознаграждения, возмещение расходов потребителя по устранению недостатков своими силами или третьим лицом, являются для них общими. В то же время имеются и различия, которые обусловлены спецификой договора на выполнение работ (оказание услуг).[36]

Со спецификой выполнения работ связано и другое правомочие потребителя - право требовать изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества. Это право потребителю предоставляется в том случае, если потребитель заказывает исполнителю изготовление новой вещи, а не выполнение работ восстановительного характера (ремонт, стирку, уборку квартиры и т.д.).

Помимо указанных правовых последствий, потребителю предоставляется право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Однако этим правом потребитель может воспользоваться в одном из следующих случаев:

) если недостатки не были устранены исполнителем в установленный срок; право потребитель продавец торговля

) если в выполненной работе (услуге) обнаружены существенные недостатки или иные существенные отступления от условий договора.

Все требования потребитель может предъявить к исполнителю как в случае обнаружения недостатков в ходе выполнения работы (услуги) и при ее принятии, так и после принятия работы (услуги). По смыслу п. 2 ст. 30 Закона о защите прав потребителей после принятия работы потребитель может предъявить требования, вытекающие из выполнения работ с недостатками, только по поводу скрытых недостатков работы. Следовательно, потребитель должен быть внимательным при принятии работы от исполнителя, а по возможности - и в ходе выполнения.

Закон не предусматривает оснований, по которым исполнитель освобождается от выполнения требований потребителей, т.е. в отношении его будут действовать общие положения ст. 11 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с положениями рассматриваемого Закона исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошли вследствие непреодолимой силы. Из этого следует, что исполнитель обязан удовлетворить требования потребителя по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги), если не докажет, что они возникли вследствие непреодолимой силы.

Удовлетворение требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от уплаты неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель имеет право расторгнуть договор о выполнении работы (оказания услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не будут устранены исполнителем в установленный договором срок.

В соответствии со ст. 30 Закона о защите прав потребителей определяются сроки устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги: в разумный срок, назначенный потребителем. Этот срок указывается в договоре или ином документе, подписанном сторонами.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с выполнением работы или оказанием услуги, указаны в ст. 31 Закона. В соответствии со ст. 35 исполнитель может использовать для работы материал потребителя. В таком случае исполнитель отвечает за сохранность материала и правильность его использования.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества; при отсутствии такого - возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем (п. 1 ст. 35).

Своевременным считается выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный в соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

Срок выполнения работы (оказания услуги) имеет юридическое значение не только для исполнителя, но и для потребителя. В соответствии с ГК РФ по договору подряда не только подрядчик обязан выполнить определенную работу по заданию заказчика, но и заказчик обязан принять выполненную подрядчиком работу. Работа должна быть принята в разумный срок после уведомления о ее готовности или в срок, определенный правилами о выполнении отдельных видов работ.

Закон о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 31) предусматривает имущественную ответственность исполнителя за нарушение сроков устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) в форме неустойки, однако не определяет ее размера. Размер неустойки устанавливается правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) или может быть предусмотрен в договоре.

 

 

1.2 Иные нормативные акты в области защиты прав потребителей

 

Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом "О защите прав потребителей". Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях.

Основное регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 года и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско - правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Помимо Гражданского кодекса РФ и Закона № 2300-1 регулирующим права потребителей, в 2003 году являются Разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"", принятые в 1998 году для того, чтобы более точно разграничить сферу применения второй части ГК РФ, регулирующей отношения, возникающие по договору розничной купли-продажи, и Закона № 2300-1.

Кроме ГК РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей", в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ "О страховании", "О естественных монополиях", а также Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" и другие нормативные акты. Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении.

Введенные в действие на территории РФ законы "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О защите прав потребителей" ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг. Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. ГК РФ - общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ "О защите прав потребителей". Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ "О защите прав потребителей", она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин - потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ "О защите прав потребителей". Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ "О защите прав потребителей" Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: