Описание мастер-класса
Ф.И.О. учителя-разработчика мастер-класса: Кузьменок Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ Пермская кадетская школа №1 "Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова".
Тема мастер-класса: «Время и история: применение новых педагогических приемов, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов на уроках истории у обучающихся 5 класса».
Целевая аудитория: учителя истории
Цель: в интерактивном режиме познакомить учителей с новыми приемами, направленными на формирование предметных и метапередметных результатов на уроках истории у обучащихся 5 класса.
Задачи:
- познакомить учителей с новым приемом «метапредметная задача»;
- на примере фрагментов открытого урока в 5 классе показать особенности заданий деятельностного типа, способствующих формированию предметных и метапредметных результатов у учащихся;
- обсудить в группах и выявить достоинства и риски применения данного педагогического приема.
Прогнозируемый результаты:
· апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс обучающихся различных категорий;
· активизация работы учителей по разработке собственных ресурсов для обеспечения учебного процесса, созданию учебных объектов, обмену ими и предоставлению личного опыта;
· давать рефлексивную оценку учебной деятельности
Содержательно-тематические аспекты: Современные условия развития общества требуют воспитания активной, образованной, нравственной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной находить нестандартные решения, прогнозируя их возможные последствия, и брать на себя ответственность за конечный результат.
ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Одна из проблем, с которой сталкивается учитель с введением новых образовательных стандартов, заключается в том, что необходимо ориентироваться на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды. Помимо этого, ему надо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления, интерактивная технология кооперативного обучения (работа в малых группах), технология ситуационного моделирования; технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии
Интерактивные методы (приемы, способы деятельности участников): метод проблемного обучения; кейс-метод; обратная связь.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация, раздаточный материал (кейс), рефлексивные карты.
Содержательно-технологическая характеристика мастер-класса
(поэтапное описание элементов структуры мастер-класса,
подробный план работы)
Содержательно-технологическая характеристика мероприятия
№ | Деятельность ведущих | Деятельность участников | Планируемый результат, комментарии |
1 этап - Организационный | |||
1.1. | Пространственное планирование помещения | Размещение участников | Подготовка оборудования, материалов. |
2 этап – Мотивационно-проблематизирующий | |||
2.1. | Постановка проблемы (цели, задач) | Какие технологии играют ведущую роль в процессе формирования метапредметных компетентностей обучающихся? С какими проблемами вы сталкиваетесь при разработке урока деятельностного типа? Обсуждение Выслушиваются мнения участников мастер-класса. | Осознание деятельностного характера предметных стандартов нового поколения |
3 этап – Деятельностный | |||
3.1 | Учителям предлагается просмотреть небольшой видеофрагмент (цветок лилии, распускающийся утром и закрывающийся вечером)и ответить на вопросы: | Почему урок истории мы начали с просмотра этого сюжета? Каковы будут тема и цель урока? | Озвучивание темы и цели урока. Постановка задач |
3.2 | Организация работы с видеофрагментом урока | Обсуждение в активном режиме основного содержания видеофрагмента урока. Участникам предлагается выделить основные фрагменты урока и ответить на вопрос: «Какие приемы были использованы на каждом этапе урока? Как они влияли на решение учащимися метапредметных задач?» | Выделение основных фрагментов урока Анализ работы учащихся при постановке целей и задач урока. |
3.3 | Знакомство с текстом задания | Работа в группах с материалами кейса Каждая группа получает кейс с метапредметной задачей, ответ на которую необходимо дать по истечении 6 минут. | Овладение приёмами составления КМ (задание, критерии оценивания, параметры оценивания) |
3.4 | Предложение ведущего представить каждой группе свой ответ и соотнести его с образцом. | Представление своего ответа каждой группой и соотнесение его с образцом. Просмотр видеофрагмента с ответами учащихся на поставленную задачу. Сравнение ответов педагогов с ответами учащихся. | Анализ технологической карты урока (основных его этапах). Определение наиболее эффективной технологи, позволяющих решать подобные задачи в учебной деятельности. |
4 этап - Оценочно-рефлексивный | |||
4.1 | Рефлексия: коллективное обсуждение и обмен мнениями | Определение достоинств и риска применения данной задачи и данной технологии. | Осознание целесообразности и значимости заданий деятельностного типа в соответствии с возрастом обучающихся. |
4.2 | Работа с рефлексивными листами. | Определение трудностей, возникших при решении задачи деятельностного типа. Приращения, выводы, сделанные для себя. | Заполнение индивидуальных рефлексивных листов. |
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1.«История Древнего мира». 5 класс / Ф.А. Михайловский. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 184 с.
2. Современные образовательные технологии. Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Марченко О.Н. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
4. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества. Составитель Н.В.Ширшина. Волгоград, 2014 г.
5. Хронос. Всемирная история в интернете - https://www.hrono.ru/
6. Социальная сеть работников образования - https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library
7. Инфоурок - https://infourok.ru/
Приложение 1.
Кому: правителю Аббасидского халифата
Их католические величества Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский приглашают Вас на аукцион, на котором будет выставлен на продажу