23. Поведение за столом. Образцовое поведение за столом. Этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Непринуждённая беседа за столом, правила угощения. Понятие о хороших манерах. Сопутствующие сигналы: поза, нерезкие движения, приветливая улыбка.
24. День рождения. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».
25. Утешение. Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, плохо, он одинок) Слова ободрения, поддержка. Шутка как способ утешения. Как помочь словом и делом. Сопутствующие сигналы: добрый сочувствующий тон, внимательный взгляд, ласковые жесты.
26. У постели больного. Освоить этикетные правила речевого общения с больным. Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни). Этикетные формулы приветствия, дружеского обращения, пожелание здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного.
27. У тебя в гостях подруга (друг). Разговор с гостем. Начало разговора: формулы приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия (игры и т.д.). Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка. Внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.
Игра в гости.
Повторить и закрепить знания, полученные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение в гостях».
Раздел 4. Поведение в общественных местах.
29. Поведение в общественном транспорте. Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Сопутствующие сигналы: негромкость разговора, предупредительность, умении е не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Жесты помощи.
30. Поведение в театре (кино, цирке). Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение зрителей до спектакля, во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетёром, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на своё место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе и др. Речевые формулы восхищения, одобрения. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств.
31. Поведение в поликлинике. Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре. Формулы обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и др.
32. В детской библиотеке. Ввести в активный речевой запас ребёнка этикетные выражения, необходимые для общения с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.
Сказки в нашей жизни.
Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
Календарно - тематическое планирование
А класс
№ занятия | Наименование темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Знакомство. | ||||
Этикет внешнего вида. | ||||
Раздел 1. Школьный этикет | ||||
Этикет на уроке. | ||||
Правила содержания учебных вещей. | ||||
Доброжелательное отношение к одноклассникам. | ||||
Об уступчивости. | ||||
Общение с одноклассниками в форме игры. | ||||
Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку. | ||||
Учись учиться. | ||||
Выполнение учащимися своего режима. | ||||
Этикет общения на празднике в школе. | ||||
Раздел 2 Речевой этикет. | ||||
Учись общаться. Общение учащихся в форме спора | ||||
Прощание перед сном. | ||||
Утреннее приветствие. | ||||
Вежливая просьба. | ||||
Обращение к взрослому знакомому. | ||||
Разговор с незнакомым на улице. | ||||
Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. | ||||
Вежливый разговор по телефону. | ||||
Разговор о животных и с животными. | ||||
Прощание с близкими перед отъездом. | ||||
Поздравление и пожелания. | ||||
Раздел 3. Культура общения | ||||
Поведение за столом. | ||||
День рождения. | ||||
Утешение | ||||
У постели больного. | ||||
У тебя в гостях подруга (друг). | ||||
Игра в гости. | ||||
Раздел 4. Поведение в общественных местах. | ||||
Поведение в общественном транспорте. | ||||
Поведение в театре (кино, цирке). | ||||
Поведение в поликлинике. | ||||
В детской библиотеке. | ||||
33, 34 | Сказки в нашей жизни. | |||
Итого: |
Календарно - тематическое планирование
Б класс
№ занятия | Наименование темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Знакомство. | ||||
Этикет внешнего вида. | ||||
Раздел 1. Школьный этикет | ||||
Этикет на уроке. | ||||
Правила содержания учебных вещей. | ||||
Доброжелательное отношение к одноклассникам. | ||||
Об уступчивости. | ||||
Общение с одноклассниками в форме игры. | ||||
Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку. | ||||
Учись учиться. | ||||
Выполнение учащимися своего режима. | ||||
Этикет общения на празднике в школе. | ||||
Раздел 2 Речевой этикет. | ||||
Учись общаться. Общение учащихся в форме спора | ||||
Прощание перед сном. | ||||
Утреннее приветствие. | ||||
Вежливая просьба. | ||||
Обращение к взрослому знакомому. | ||||
Разговор с незнакомым на улице. | ||||
Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. | ||||
Вежливый разговор по телефону. | ||||
Разговор о животных и с животными. | ||||
Прощание с близкими перед отъездом. | ||||
Поздравление и пожелания. | ||||
Раздел 3. Культура общения | ||||
Поведение за столом. | ||||
День рождения. | ||||
Утешение | ||||
У постели больного. | ||||
У тебя в гостях подруга (друг). | ||||
Игра в гости. | ||||
Раздел 4. Поведение в общественных местах. | ||||
Поведение в общественном транспорте. | ||||
Поведение в театре (кино, цирке). | ||||
Поведение в поликлинике. | ||||
В детской библиотеке. | ||||
33, 34 | Сказки в нашей жизни. | |||
Итого: |