23. Поведение за столом. Образцовое поведение за столом. Этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Непринуждённая беседа за столом, правила угощения. Понятие о хороших манерах. Сопутствующие сигналы: поза, нерезкие движения, приветливая улыбка.
24. День рождения. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».
25. Утешение. Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, плохо, он одинок) Слова ободрения, поддержка. Шутка как способ утешения. Как помочь словом и делом. Сопутствующие сигналы: добрый сочувствующий тон, внимательный взгляд, ласковые жесты.
26. У постели больного. Освоить этикетные правила речевого общения с больным. Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни). Этикетные формулы приветствия, дружеского обращения, пожелание здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного.
27. У тебя в гостях подруга (друг). Разговор с гостем. Начало разговора: формулы приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия (игры и т.д.). Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка. Внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.
Игра в гости.
Повторить и закрепить знания, полученные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение в гостях».
Раздел 4. Поведение в общественных местах.
29. Поведение в общественном транспорте. Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Сопутствующие сигналы: негромкость разговора, предупредительность, умении е не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Жесты помощи.
30. Поведение в театре (кино, цирке). Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение зрителей до спектакля, во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетёром, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на своё место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе и др. Речевые формулы восхищения, одобрения. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств.
31. Поведение в поликлинике. Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре. Формулы обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и др.
32. В детской библиотеке. Ввести в активный речевой запас ребёнка этикетные выражения, необходимые для общения с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.
Сказки в нашей жизни.
Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
Календарно - тематическое планирование
А класс
| № занятия | Наименование темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Введение. Знакомство. | ||||
| Этикет внешнего вида. | ||||
| Раздел 1. Школьный этикет | ||||
| Этикет на уроке. | ||||
| Правила содержания учебных вещей. | ||||
| Доброжелательное отношение к одноклассникам. | ||||
| Об уступчивости. | ||||
| Общение с одноклассниками в форме игры. | ||||
| Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку. | ||||
| Учись учиться. | ||||
| Выполнение учащимися своего режима. | ||||
| Этикет общения на празднике в школе. | ||||
| Раздел 2 Речевой этикет. | ||||
| Учись общаться. Общение учащихся в форме спора | ||||
| Прощание перед сном. | ||||
| Утреннее приветствие. | ||||
| Вежливая просьба. | ||||
| Обращение к взрослому знакомому. | ||||
| Разговор с незнакомым на улице. | ||||
| Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. | ||||
| Вежливый разговор по телефону. | ||||
| Разговор о животных и с животными. | ||||
| Прощание с близкими перед отъездом. | ||||
| Поздравление и пожелания. | ||||
| Раздел 3. Культура общения | ||||
| Поведение за столом. | ||||
| День рождения. | ||||
| Утешение | ||||
| У постели больного. | ||||
| У тебя в гостях подруга (друг). | ||||
| Игра в гости. | ||||
| Раздел 4. Поведение в общественных местах. | ||||
| Поведение в общественном транспорте. | ||||
| Поведение в театре (кино, цирке). | ||||
| Поведение в поликлинике. | ||||
| В детской библиотеке. | ||||
| 33, 34 | Сказки в нашей жизни. | |||
| Итого: |
Календарно - тематическое планирование
Б класс
| № занятия | Наименование темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Введение. Знакомство. | ||||
| Этикет внешнего вида. | ||||
| Раздел 1. Школьный этикет | ||||
| Этикет на уроке. | ||||
| Правила содержания учебных вещей. | ||||
| Доброжелательное отношение к одноклассникам. | ||||
| Об уступчивости. | ||||
| Общение с одноклассниками в форме игры. | ||||
| Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку. | ||||
| Учись учиться. | ||||
| Выполнение учащимися своего режима. | ||||
| Этикет общения на празднике в школе. | ||||
| Раздел 2 Речевой этикет. | ||||
| Учись общаться. Общение учащихся в форме спора | ||||
| Прощание перед сном. | ||||
| Утреннее приветствие. | ||||
| Вежливая просьба. | ||||
| Обращение к взрослому знакомому. | ||||
| Разговор с незнакомым на улице. | ||||
| Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. | ||||
| Вежливый разговор по телефону. | ||||
| Разговор о животных и с животными. | ||||
| Прощание с близкими перед отъездом. | ||||
| Поздравление и пожелания. | ||||
| Раздел 3. Культура общения | ||||
| Поведение за столом. | ||||
| День рождения. | ||||
| Утешение | ||||
| У постели больного. | ||||
| У тебя в гостях подруга (друг). | ||||
| Игра в гости. | ||||
| Раздел 4. Поведение в общественных местах. | ||||
| Поведение в общественном транспорте. | ||||
| Поведение в театре (кино, цирке). | ||||
| Поведение в поликлинике. | ||||
| В детской библиотеке. | ||||
| 33, 34 | Сказки в нашей жизни. | |||
| Итого: |