Пояснительная записка
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Курс «Этика и этикет первоклассников» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.
Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Задачи:
способствовать формированию навыков поведения в обществе,
способствовать воспитанию чувства коллективизма,
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Уметь раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
беседа; сюжетно-ролевая игра; игра-спор; подвижная игра; учебная игра; конкурс; праздник.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер; проектор; экран; художественные рисунки и иллюстрации; настольные игры;
памятки для каждого ученика; книги со сказками.
Формы подведения итогов:
конкурс; общеклассные мероприятия.
Содержание курса
Введение. Знакомство.
Дать понятия «этика», «этикет». Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения. Принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; сопутствующие этикетные выражения и знаки (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил этикета как условие хорошего впечатления о человеке.
Этикет внешнего вида.
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте. Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.
Раздел 1. Школьный этикет.
3. Школьный этикет. Этикет на уроке. Дать понятие о правилах поведения на уроке. Показать необходимость этих правил для организации работы на уроке. Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке».