УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.




 

Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Управление качеством образования – целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой систем по достижению качества запрограммированного результата (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова).

Качество и результативность деятельности школы выявляются путем мониторинга и внутришкольного контроля.

Мониторинг в образовательной организации – самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, выявляющая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Это второе в данном учебнике определение мониторинга. Можно привести и еще несколько, но можно перечислить те стороны, которые выявляются в разных определениях: функция управления, обеспечивающая получение обратной связи; система сбора, анализа, представления информации, информационная база управления; наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений; независимая экспертиза состояния образовательного процесса и др. Мониторинг не заменил понятия контроля и анализа, но уточнил их, расставил новые акценты в образовательной деятельности.

Цель мониторинга – достижение соответствия функционирования и развития образовательного процесса требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного учреждения в качественной подготовке учащихся (воспитанников).

Перечислим виды мониторинга.

Информационный – накопление и распространение информации.

Базовый (фоновый) – выявление проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления (организуется постоянный контроль с помощью периодического измерения системы индикаторов (показателей).

Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления.

Принципы мониторинга – целостность, оперативность, приоритет управления, соответствие целей мониторинга средствам его организации, научность, прогностичность, непротиворечивость.

Закон № 273-ФЗ предусматривает обязанность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивать открытость и доступность информации о системе образования.

Во исполнение данного положения установлены правовые основы мониторинга системы образования. Он представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 97 Закона № 273-ФЗ).

Мониторинг системы образования проводится федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством РФ.

Результаты проведения мониторинга (анализ состояния и перспектив развития образования) подлежат ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещаются в сети Интернет.

Внутришкольный контроль – это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающихся личностей ученика и педагога.

Контроль и анализ исполнения завершает реализацию управленческого решения и начинает этап принятия нового решения. Контроль способствует тому, чтобы опыт работы лучших становился достоянием всего педагогического коллектива, а слабых стимулировал на улучшение своей деятельности.

Принципы внутришкольного контроля – планомерность, теоретическая и методическая подготовленность и обоснованность, систематичность, целенаправленность, оперативность, всесторонность и глубина.

Все виды внутришкольного контроля имеют предупредительный характер, направленный на предотвращение возможных ошибок.

Внутришкольный контроль может проводиться в виде плановых, оперативных и административных проверок.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Оперативные проверки осуществляются в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Административные проверки осуществляются директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Виды внутришкольного контроля:

■ по охвату объектов контроля – обзорный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий;

■ исполнителю – коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и внеплановый;

■ логической последовательности – текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;

■ периодичности – эпизодический, периодический, регулярный.

Рассмотрим виды контроля по охвату объектов контроля.

Обзорный контроль предполагает широкий охват состояния дел в школе на начало и конец учебного года. Он помогает руководителю выявить готовность коллектива школы к началу или завершению учебного года, увидеть то новое, передовое, что появилось в работе учителей, выявить слабые звенья и оказать своевременную помощь.

Персональный контроль направлен на работу с отдельными учителями в целях повышения их методического мастерства. В первую очередь этот вид контроля используется в работе с молодыми специалистами, малоопытными учителями, учителями, недавно работающими в данной школе или имеющими замечания по аттестации.

Тематический контроль предусматривает проверку изучения конкретных тем и выполнения задач учебно-воспитательного процесса: осуществление комплексного подхода к воспитанию, идейно-политическое воспитание, проблемное обучение и т.п.

Фронтальный контроль позволяет руководителю школы ознакомиться с системой работы одного учителя, группы учителей, методического объединения. Проверка при этом виде контроля ведется в полном объеме, охватывая все стороны работы.

Классно-обобщающий контроль позволяет выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса.

Результативность контроля определяется рядом условий: знанием требований программы по каждому предмету учебного плана; перспективностью внутришкольного контроля; тщательной подготовкой (теоретической, методической и организационной) к каждой проверке; действенностью внутришкольного контроля.

Все стороны учебно-воспитательного процесса составляют содержание внутришкольного контроля: состояние преподавания учебных предметов и качество знаний, умений и навыков учащихся; выполнение государственного стандарта, организация и проведение факультативных занятий; работа метод объединений и предметных комиссий; состояние внеклассной работы; школьная документация; исполнение решений, постановлений, поручений.

Посещение и анализ уроков. Важнейшим средством получения информации является изучение состояния преподавания и воспитания в процессе посещения уроков. Именно на уроке можно выяснить, каковы общая и педагогическая культура учителя, его кругозор, подготовка, насколько рационально организован умственный труд ученика, как проходит процесс усвоения знаний.

Анализ урока проводится сразу после его посещения. Может быть и отсроченный анализ, но общую оценку урока надо дать все равно сразу, чтобы учитель не мучился в Неизвестности. При посещении урока руководитель должен уяснить, правильно ли учителем определены цели урока по обучению, воспитанию и развитию учеников, в какой мере они достигнуты и благодаря чему (не достигнуты и по каким причинам), определить причины возникающих у учителя трудностей и наметить совместно с ним пути их преодоления. Нельзя судить о работе учителя только по одному уроку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: