Задания I (отборочного) этапа ученической олимпиады по литературе
2020 год 7 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1–В спину тебе шило! – кричала с бранью толпа. – Что он за козак, когда проворовался, собачий сын, как татарин? К чёрту в мешок пьяницу Шила! - Бородатого, Бородатого посадим в кошевые! -Не хотим Бородатого! К нечистой матери Бородатого! - Кричите Кирдягу!.. | 1.2 «Узнал ли ты меня? — спросил я его, — мы с тобою старые знакомые». — «Может статься, — отвечал он угрюмо, — здесь дорога большая; много проезжих у меня перебывало». — «Здорова ли твоя Дуня?» — продолжал я. Старик нахмурился. «А бог ее знает», — отвечал он. «Так, видно, она замужем?» — сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса, и продолжал пошептом читать мою подорожную. |
1.3 - Кто это? - спросил звучный голос. - А ты кто сам? - Я здешний лесник. Я назвал себя. - А, знаю! Вы домой едете? - Домой. Да видишь, какая гроза... - Да, гроза, - отвечал голос. |
2. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
2.1И ударил в первОй купца…, И ударил его посередь груди - Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся …; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева, И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала… | 2.2 И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча Сшибаясь, рубятся с плеча. |
2.3Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. |
II. Знание теории литературы.
|
1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов)
1.1Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и … чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "так и так, и у нас дома свое не хуже есть, -- и чем-нибудь отведет. | |
1.2 Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь… Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом…Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру: — Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку. Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру. — Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал. | |
1.3 «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. | |
1.4 Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная, Позолоченная, Песня ладная, Сказка складная. | 1.5 Царей и царств земных отрада Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! |
2. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке. Расскажите об этом средстве выразительности в форме развёрнутого ответа на вопрос. (Максимальное количество баллов – 5 баллов)
|
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
3. Определите стихотворный размер приведённого отрывка. Продемонстрируйте алгоритм вашего действия. Важен ли стихотворный размер для создания настроения стихотворения? Аргументируйте свой ответ на примере анализируемого стихотворного текста (Максимальное количество баллов – 10 баллов: 5 баллов за определение стихотворного размера и алгоритм действий, 5 баллов за ответ на вопрос).
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
4. Дана характеристика: «Иван Петрович Белкин, умерший в 30-летнем возрасте, был милейшим человеком, который в деревенской тиши сочинял повести, не помышлял о том, чтобы представить их на суд читательской публики…».
Каким образом эта характеристика связана с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель»? Назовите литературоведческий термин, с которым связано имя Ивана Петровича Белкина. Дайте определение этому термину. (Максимальное количество баллов – 15 баллов:10 баллов за полный ответ на вопрос, 5 баллов за грамотное оформление ответа).
|
III. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…». Какие советы даёт поэт в стихотворении? Полезны ли эти советы лично для вас. Оформите свой ответ в виде связного текста. (Максимальное количество баллов – 20 баллов: 15 баллов за полное раскрытие темы и оригинальность подачи материала, 5 баллов за грамотное оформление работы).
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило