Законодательная деятельность Долгого парламента (1640-1642 гг.)




 

Карл I в 1629-1640 гг. правил без созыва парламента. Однако война с Шотландией истощила средства короля и Карл I в 1640 г. созвал парламент. Он заседал до 1653 г. и получил название «Долгого парламента». Настроение этого парламента было чрезвычайно оппозиционным, враждебным королю. Его созыв считается началом английской революции 1640-1660 гг. Во главе революции стал Долгий парламент, палата óбщин, в которой преобладали новое дворянство - джéнтри и буржуазия.

Историю английской революции делят на четыре этапа: 1) конституционный этап (1640-1642 гг.); 2) период гражданской войны между королём и парламентом (1642-1648 гг.); 3) период индепендéнтской республики (1649-1653 гг.); 4) протекторáт О. Кромвеля - режим военной диктатуры (1653-1658 гг.), реставрация монархии Стюартов (1660 г.).

В Конституционный период революции Долгий парламент добился от короля уступок, установил верховенство парламента над королевской властью. Трехгодичный акт 1641 г. впервые в Англии установил регулярный созыв парламента, а королевская власть ограничивалась в своём праве собирать парламент, когда ей заблагорассудится. По этому акту парламент должен был собираться, по крайней мере, раз в три года. Притом не мог быть распущен королем ранее, чем через пятьдесят дней со дня его созыва.

Вскоре трехгодичный акт дополнил закон, по которому существующий парламент мог быть распущен только собственным постановлением. Парламент тем самым отнял у короля традиционное право созывать и распускать парламент. Парламент стал независим от короля.

В 1641 г. специальными законами ликвидировались чрезвычайные королевские суды - Звёздная палата и Высокая комиссия. Король тем самым лишился права заключать своих подданных в тюрьму без предварительного рассмотрения обычными судами. Парламент привлёк к суду и казнил ближайших советников короля.

Парламент, сделавшись постоянным, начал вмешиваться в дела управления. В конце 1641 г. парламент принял Великую ремонстрáцию - протест, которая содержала перечень злоупотреблений короля и требовала, чтобы деятельность советников - министров короля направлялась парламентом, требовала политической ответственности министров перед парламентом. Это означало, что король может назначать членов Тайного совета, министров и всех высших должностных лиц только с согласия парламента. Без такого согласия парламент отказывался давать королю субсидии. Король тем самым лишался и исполнительной власти и фактически превращался в безвластную особу. Окончательно это лишение английского короля исполнительной власти было достигнуто в Англии лишь в начале XIX в., когда завершилось формирование парламентарной монархии.

С начала 1642 г. в Англии устанавливается верховенство парламента, фактически республика. Парламент, палата общин сосредоточили в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть, облагали население налогами, конфисковывали земли сторонников короля и противников парламента.

 

Конституционные акты Англии

Общие черты английской конституционной монархии выражены в ряде документов:

– Хабеас корпус акт 1679 г. – Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточения за морями;

– Билль о правах 1689 г.;

– Акт об устроении 1701 г.

Хабеас корпус акт – предназначен для обеспечения неприкосновенности личности членов вигской партии. Издание данного закона было вызвано произволом королевской армии в производстве арестов. Суть процедуры состояла в том, что лицо, считающее, что его арест является незаконным, имело право обратиться к одному из верховных судей с просьбой выдать приказ Хабеас корпус, который отдает такой приказ низшей судебной инстанции, которая в порядке упрощенного производства рассматривает обстоятельства дела. В течение трех дней лицо, охраняющее арестованного, должно доставить его в суд с указанием причин ареста. Судья решает вопрос о том, подлежит ли арестованный полному и безусловному освобождению, или его можно отпустить под залог, или отправить обратно в тюрьму.

Билль о правах установил следующие положения:

– объявляются незаконными такие действия, как приостановление или исполнение законов королевским повелением без согласия парламента;

– объявляются незаконными взыскания сборов в пользу и распоряжение короля без согласия парламента;

– объявляются незаконными набор или содержание постоянной армии в пределах королевства в мирное время без согласия парламента;

– провозглашаются ряд неотъемлемых прав подданных: свобода слова, недопустимость требований чрезмерных налогов, штрафов, жестоких наказаний, незаконность чрезвычайных судов.

Акт об устроении:

– устанавливался принцип контрасигнатуры – помимо подписи короля, скреплялись подписью соответствующего министра, который нес за него политическую ответственность;

– устанавливался принцип несменяемости судей, отстранение от должности судьи производилось только по решению парламента (в порядке импичмента);

– воспрещалось лицам, рожденным вне Англии, Шотландии, Ирландии быть членами Тайного совета, занимать военные и гражданские должности и принимать пожалования от короны

 

Кабинет министров. В XVIII веке в Англии происходит становление нового органа государственной власти - кабинета министров. Специального законодательного акта, оформляющего его создание, не было. Первоначально из тайного совета выделялась группа влиятельных лиц, которым король поручал непосредственное управление. Позднее эта коллегия стала формироваться из руководителей основных ведомств. Совокупность такого рода лиц и составила кабинет министров. Практически в начале появления кабинета министров прослеживается тенденция ослабления королевского и усиление парламентского контроля над ним, что достигалось не через законодательную сферу, а через установление неписаных правил - конституционных обычаев. Одним из первых неписаных соглашений стало правило "кабинет заседает без короля". Его происхождение связано с именем короля Ганноверской династии Георга I, прибывшего из небольшого германского княжества. Георг I не владел английским языком и поэтому отказался от присутствия на заседаниях кабинета министров, что привело к возрастанию самостоятельности органа и формированию должности премьер-министра. Этому способствовало и установление принципа безответственности монарха, выраженного формулой: "король не может быть не прав", что увеличивало ответственность кабинета министров за принимаемые решения. К данному времени относится и появление правила, согласно которому право формировать кабинет министров переходит лидеру партии, победившей на выборах и имеющей большинство в палате общин. Георг I был первым, кто создал такой прецедент. Контроль парламента за исполнительной властью закрепился формированием принципа "ответственности правительства".

Это оформление прошло несколько этапов:

Установление "Актом об устроении" 1701 года принципа контрассигнатуры, согласно которому любой акт короля считался недействительным без подписи соответствующего министра.

Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711 года правила индивидуальной политической и юридической ответственности министра за подписанный документ, явившегося дополнением к принципу контрассигнатуры.

Оформление к концу XVIII века принципа солидарной ответственности кабинета министров перед палатой общин, суть которого заключалась в том, что публичные выступления и практическая деятельность каждого министра не должны расходиться с политикой кабинета в целом.

Формирование к концу XVIII века принципа, определяющего основу взаимоотношения кабинета министров с парламентом: кабинет находится у власти до тех пор, пока его поддерживает большинство палаты общин.

 

 

Избирательная реформа 1832 г. Проведение реформы стало возможным благодаря активным действиям рабочих, которые вышли на улицу с оружием, готовые сражаться за избирательную реформу. Палате лордов пришлось уступить, и в июне 1832 г. Билль о реформе утвержден. Закон лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, а 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. В результате реформы мандаты были перераспределены. Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость, дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Право голоса получили земельные арендаторы. В результате число избирателей увеличилось до 652 тыс. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.

 

Избирательная реформа 1867 г. Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранить право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам. Новый закон значительно изменил избирательное право жителей городов: предоставлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачиваемых налог в пользу бедных, и квартиронанимателям, уплачивающим в год не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы.

 

Важным новшеством реформы стала оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается не тот, кто этот налог, как и все многочисленные наниматели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовладельца, который до сих пор рассматривался как единственный налогоплательщик. В результате реформы общее число избирателей увеличилось более чем на миллион. Путем избирательной реформы произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия пришла к власти эволюционным путем,


Судебная реформа 1872-1875 гг.

 

Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан преобразованиями 1850-х гг., когда были созданы специальные суды пробата и по делам разводов, ограничены права церковных судов, отменено свыше 100 практически не употреблявшихся к тому времени законов XIII-XVI вв. (вроде предписания арестовывать всех подозрительных и бродящих ночью, запрета уэльсцам носить оружие или запрещения использовать дерево при изготовлении железа). В 1852 г. рядом законодательных актов были сближены процессуальные порядки в судах канцлера и в судах общего права.

Основной целью реформистских Законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полная реорганизация системы высших судов королевства. На место исторических учреждений – как судов общего права, так и канцлера – создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских (исключая несколько незначительных особых судов, касавшихся отдельных графств).

Верховный суд подразделялся на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. Высокий суд вобрал в себя компетенцию прежних судов, а также суда канцлера, судов пробата и по делам о разводах, адмиралтейства и исторических судов ассизов. Высокому суду было поручено и рассмотрение апелляций на решения местных судов графств. Формировался он из пяти отделений: 1) канцлерского, 2) по делам о наследствах, разводах и по морским делам, 3) королевской скамьи, 4) общих тяжб, 5) казначейства. С 1880 г. число отделений сократилось до трех (четвертое и пятое были слиты с Отделением королевской скамьи). Все отделения имели практически равную компетенцию, судья одного мог одновременно заседать в любом другом. На деле сложилась известная специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедливости.

Апелляционному суду была передана юрисдикция нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также Юридического комитета Тайного совета. В состав Апелляционного суда входили несколько должностных судей, а также лорд-хранитель судебных архивов (его привлекли к отправлению правосудия еще в начале XIX в.) и лорд-главный судья. Первоначальными полномочиями суда было рассмотрение жалоб на решения Верховного суда. Однако в дальнейшем апелляционная сфера суда все более и более расширялась: в 1890 г. он получил право принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра.

 

 

Подверглась изменению и юрисдикция Палаты лордов. Ее судебная роль была связана только с историческими традициями и не отвечала возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэтому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упразднить судебные функции палаты. Первоначально это было сделано по Закону о судоустройстве 1873 г. Однако на деле палата сохранилась, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Палату лордов новых членов с юридическим образованием (1876) и о том, что лорды, не имеющие такового, не могут принимать участия в вынесении решений.

Самым важным правовым последствием реформы высших судов было фактическое слияние права справедливости с общим правом. Верховный суд получил право самому вырабатывать процессуальные правила. На основании закона еще 1852 г. в практический обиход единого суда вошли правила и приказы, ранее применявшиеся только в судах канцлера. Двойственность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в разные суды два разных требования, была исключена. Выведены из обихода многие архаичные юридические процедуры. Возможные сохранившиеся коллизии были прямо предусмотрены законом, и их предписывалось решать на основе приоритета права справедливости: «...во всех вопросах... когда имеется противоречие или расхождение между нормами права справедливости и нормами общего права, нормы права справедливости должны иметь преимущество».

В 1879 г. был организован специальный Департамент публичных расследований, или Служба генерального атторнея (прокурора). На департамент возлагались обязанности возбуждать уголовные преследования в случае особо тяжких обвинений, а также когда государственное вмешательство вызывалось особыми общественными интересами. Позднее компетенция департамента значительно расширилась.

Усиление государственного вмешательства в юридическую сферу и централизация высших органов юстиции стали основными мотивами преобразований в судебно-правовой области Великобритании за XIX в.

 

Судебно-правовая система, сложившаяся в Великобритании к XIX в., в основном сохранилась в последующем. Она значительно отличалась от исторической юстиции в главном: было создано единое центральное судебное учреждение с самой широкой компетенцией и правами апелляционного пересмотра любых дел. Вместе с этим реально сгладились различия между общим правом и правом справедливости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: