Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца




Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца при оказа­нии первой помощи играют подчас столь важную роль, что уметь применять их обязан каждый человек. К искусственному дыха­нию, временно замещающему функцию самостоятельного, при­ступают немедленно при выявлении угрозы остановки дыхания. В настоящее время, если не считать специальных аппаратов в стационарах и специализированных машинах «скорой помощи», применяют лишь два метода искусственного дыхания — изо рта в рот или изо рта в нос. В первую очередь необходимо у пострадав-I шего, лежащего на спине (на жестком основании), выбрать съем­ные зубные протезы, если таковые имеются, освободить полость рта и носа от песка (при утоплении), слизи, рвотных масс с по­мощью тампона или пальца, обернутого марлей или носовым платком. У больного расстегивают воротник, ремень, освобожда­ют его от стесняющей одежды. Для восстановления проходимости верхних дыхательных путей голову максимально запрокидывают (под лопатки подкладывают валик из одежды или одеяла, подуш­ку). Оказывающий помощь располагается на коленях (или стоит — в зависимости от высоты ложа) сбоку от больного. Одной рукой он прочно удерживает запрокинутую голову пострадавшего. Сделав


глубокий вдох, он плотно прижимает свои губы ко рту (носу) по­страдавшего и широко раскрытым ртом глубоко, энергично и рез­ко выдыхает воздух в рот (или нос) пострадавшего, затем отводит свою голову в сторону. Из гигиенических соображений рот (или нос) пострадавшего прикрывают куском марли. При вдувании воз­духа в рот нос пострадавшего должен быть зажат, а при вдувании в нос (если не удается разжать челюсти), должен быть закрыт рот.

При каждом вдохе грудная клетка пострадавшего должна при­подниматься. Если этого не наблюдается, можно предполагать, что проходимость дыхательных путей не восстановлена. В подобных случаях нужно проверить, достаточно ли запрокинута голова, до­полнительно можно у пострадавшего вытянуть наружу язык, кото­рый, западая назад, прикрывает вход в гортань и не пропускает воздух в дыхательные пути. Рекомендуется совершать 12—16 вдо­хов в минуту (ребенку — до 20).

Одновременно с остановкой дыхания может возникнуть угроза остановки сердечной деятельности с исчезновением пульса. Зрач­ки при этом расширены, на свет не реагируют.

В подобных случаях, не прекращая искусственного дыхания, приступают к закрытому (непрямому) массажу сердца. Оказываю­щий помощь, расположившись с боку и лицом к пострадавшему, лежащему на твердой плоскости с вытянутыми руками, кладет ладонь разогнутый правой руки на нижнюю треть грудины, а ла­донь левой разогнутой руки — сверху крестообразно на правую (пальцы не должны касаться грудной клетки).

Массаж производится пу­тем достаточно энергичных, толчкообразных надавливаний на грудину (4 — 5 раз подряд) в сторону позвоночника с такой силой, чтобы грудина смеща­лась на 3—18

4 см к позвоночнику (не
сгибать рук в локтях). После
каждого надавливания руку
быстро отпускают, не отрывая
ее от грудной клетки, чтобы
та лучше могла распрямиться.
Массаж следует производить с
частотой 50—60 раз в минуту.
При правильном проведении
массажа на крупных сосудах по­
страдавшего появляется пуль-
Рис. 8.12. Искусственная сация.

вентиляция легких и непрямой Лучше, если помощь ока-

массаж сердца зывают двое: один произво-


дит искусственное дыхание, а другой — массаж сердца, причем обе процедуры следует выполнять попеременно — за каждым вдуванием должны следовать 4 — 5 сдавливаний грудины. Если помощь оказывает один, то он попеременно выполняет одно вдувание воздуха через каждые 4 — 5 сдавливаний грудины (рис. 8.12). При недостаточной эффективности массажа рекомендуют приподнять нижние конечности пострадавшего. Детям в возрасте до 10—12 лет закрытый массаж сердца производят одной рукой, делая в минуту 80—100 надавливаний.

Искусственное дыхание и зарытый массаж сердца производят длительное время, поскольку самостоятельное дыхание может вос­становиться через 1 —2 ч и более. Действовать так необходимо вплоть до появления признаков жизни, когда зрачки суживаются, появляются самостоятельные дыхательные движения, восстанав­ливается сердечная деятельность, кожные покровы приобретают розовую окраску. В случае неудачи наступает биологическая смерть. Ее признаки — трупное окоченение, трупные пятна, отсутствие реакции роговицы, зрачков на свет и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи должна решать первая медицинская помощь?

2. Укажите признаки, характеризующие потерю пострадавшим чело­веком сознания. Какая медицинская помощь оказывается при этом?

3. Назовите основные виды повязок.

4. Какие виды кровотечений вы знаете?

5. В каких случаях следует накладывать медицинский жгут?

6. Какова медицинская помощь и особенность транспортировки при различных видах переломов?

7. Назовите условия, при которых развивается травматический шок.

8. Какая первая медицинская помощь должна быть оказана постра­давшему с термическим ожогом II степени тяжести?

9. В чем заключается первая медицинская помощь при отморожениях?

10. Какая помощь оказывается при тяжелых электротравмах?

ГЛАВА 9 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязан­ность каждого человека, и он не вправе перекладывать ее на окру­жающих. Ведь нередко люди неправильным образом жизни, вред­ными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 —30 го­дам доводят себя до катастрофического состояния.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, опре­деляющая его способность к труду и обеспечивающая гармони-


 




ческое развитие личности. Оно является важнейшей предпосыл­кой познания окружающего мира, самоутверждения и счастья человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое челове­ческого фактора. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разум­ными путями подлинной гармонии здоровья.

9.1. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека.

1. Полное физическое, духовное, умственное и социальное бла­гополучие.

2. Нормальное функционирование организма в системе «чело­век — окружающая среда».

3. Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся усло­виям существования в окружающей среде.

4. Отсутствие болезни.

5. Способность к полноценному выполнению основных соци­альных функций.

Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и цен­но тем, что является непременным условием социальной актив­ности и трудоспособности индивидуума, посредством которых и достигаются благополучие и счастье. Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех обстоятельств.

1. Биологические факторы (наследственность) приносят 20% здоровья.

2. Окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — тоже 20 %.

3. Служба здоровья обеспечивает 10 % хорошего состояния орга­низма.

4. Индивидуальный образ жизни — 50 % всех составляющих на­шего здоровья.

Следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 70 % индивидуально. Оно зависит от наследственности, а в основ­ном от индивидуального образа жизни, т. е. от поведения, привы­чек, поступков, стремлений. Иными словами, для сохранения и укрепления здоровья нужны собственные, постоянные и значи­тельные усилия. Заменить их нельзя ничем. При этом следует по­мнить, что человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка.

Характер жизни человека, его поведение и мышление, кото­рые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здо-


ровым образом жизни. Это понятие предполагает рационально орга­низованный, активный, трудовой, закаливающий порядок бытия. Он основан на принципах нравственности и защищает от небла­гоприятных воздействий окружающей среды, что позволяет до глу­бокой старости сохранять нравственное, психическое и физичес­кое здоровье.

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем организма.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, раз­витием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральны­ми принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. От­личительными признаками нравственного здоровья являются со­знательное отношение к труду, стремление к культуре, неприя­тие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой общече­ловеческих качеств, которые и делают людей настоящими граж­данами.

Здоровый и духовно развитой человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стре­мится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей моло­дости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой лич­ности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:

режим дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов;

умеренное и сбалансированное питание;

достаточную двигательную активность;

закаливание;

личную гигиену;

грамотное экологическое поведение;

психогигиену и умение управлять своими эмоциями;

отказ от вредных привычек;

безопасность поведения в быту, на улице, на производстве, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.

Здоровый образ жизни во многом содействует разумному удов­летворению физических и духовных потребностей человека, фор­мированию социально активной личности.

Первым шагом к созданию человеком индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации.


 




К здоровому образу жизни нельзя прийти без осмысления необхо­димости подобного поведения. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что других путей к здоровью, реа­лизации благополучия своей семьи и общества не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни яв­ляется режим жизнедеятельности, т.е. режим распределения вре­мени, частично вынужденный, связанный с общественно необ­ходимой деятельностью, частично регулируемый по индивидуаль­ному плану. К примеру, режим жизнедеятельности студента опре­делен расписанием занятий, режим военнослужащего — распо­рядком дня, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня. Остальное (свободное) время каждый использует по своему усмотрению. Режим — это распорядок жизни человека, который включает в себя труд, личную деятельность, питание, отдых и сон.

Работающий человек живет в определенном ритме. Он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, пи­таться, отдыхать и спать. Характерно, что в природе все процессы подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются вре­мена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельно­сти обеспечивает более продуктивную работу человека и высо­кий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека уча­ствует весь организм как целое. Трудовой ритм задает физиоло­гический ритм. В определенные часы организм испытывает на­грузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание. Затем появляется чувство усталости. В другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правиль­ное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности.

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852—1922) отмечал, что устают не столько от того, что много работают, сколь­ко от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий достижения высокой работоспособно­сти, а значит, и высокого уровня здоровья. Для этого, по его мне­нию, необходимо не внезапное, а постепенное вхождение в рабо­ту. Важна также продуманная и отработанная последовательность в труде. Наконец, обязательным условием является правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и го­довой. Неравномерность нагрузки, спешка в одни периоды и без­деятельность в другие — одинаковы вредны.

Наиболее эффективен в деле восстановления работоспособно­сти активный отдых, который позволяет рационально использо-


вать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культу­ра обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. От­дыхать человеку требуется ежедневно, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без до­статочного, нормального сна немыслимо здоровье человека. По­требность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека.

Сон способствует нормальной деятельности центральной нер­вной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию орга­низма. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо вырабо­тать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать.

Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви.

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это создает наилучшие условия для работы и восста­новления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индиви­дуальные различия людей не позволяют рекомендовать один ва­риант суточного режима для всех. Однако его основные положе­ния (выполнение различных видов деятельности в строго опреде­ленное время, правильное чередование работы и отдыха, регу­лярное питание) должны соблюдаться всеми. Режим дня имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет рационально использовать каждый час, каждую минуту времени, что значительно расширяет возможность разно­сторонней и содержательной жизни.

Решающее значение в индивидуальной системе имеет самокон­троль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным относят само­чувствие, оценку работоспособности, желание продолжать нача­тое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей ра­боты и может быть оценена как высокая, средняя и низкая.


 




К объективным показателям самоконтроля относят частоту пульса, дыхание, величину артериального давления, температуру кожи и тела, работоспособность двигательных анализаторов, устой­чивость внимания и другие параметры, отражающие функцио­нальное состояние различных систем организма.

При организации режима дня необходимо постоянно чередо­вать умственную и физическую работу, более широко использо­вать активный отдых для восстановления работоспособности. Ди­намика и уровень работоспособности человека во многом опреде­ляются биологическими ритмами. Одной из важнейших особен­ностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчине­ны суточному ритму.

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся из­менения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно на­блюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутри­клеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаи­модействии с окружающей средой и являются результатом при­способления к тем факторам окружающей среды, которые проте­кают с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп. Существуют высокочастотные биологические ритмы, ритмы средней частоты, биологические ритмы низкой ча­стоты. Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами. Она имеет два подъема: с 10.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00. Ночью работоспо­собность понижается, особенно с 1.00 до 5.00. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работо­способности. «Жаворонки», например, энергично работают в пер­вой половине дня, «совы» — напротив, вечером. Люди, относя­щиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, они рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, ут­ром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работо­способность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером или даже ночью. Но независимо от этих индивидуальных особенностей правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние. Этот режим как раз и должен учитывать специфику каждого индивидуума.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоян­ный его анализ оказывают неоценимую помощь при планирова-


нии нагрузок на день, неделю и месяц. Это позволяет более раци­онально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учи­тывать психологические аспекты своего состояния. Это значит, что любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Если данное человеку задание превышает его возможности, то он вскоре почувствует перенапряжение. Иногда это может привести к серь­езному психофизиологическому потрясению.

Для профилактики таких последствий есть два пути. Нужно либо снизить требования до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки и про­фессиональной подготовки. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями весьма важно в профи­лактике переутомления и в организации здорового образа жизни. Физическая культура в развитии духовных и физических ка­честв всегда занимала ведущее место в подготовке к активной плодотворной жизнедеятельности. Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем человека. Наиболее значитель­ные изменения претерпели психика человека и процессы ее воз­действия на регуляторы жизненных функций организма. Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка умень­шалась.

Это привело к нарушению равновесия, сложившихся в челове­ческом организме свыше миллиона лет назад. Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В на­стоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физи­ческие силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Физическая культу­ра может решить проблему нарушенного равновесия между си­лой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это путь укрепления духовного и физическо­го здоровья. Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, обладать опре­деленными скоростными качествами, быть сильным, выносли­вым и гибким.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Оно базируется на соблюдении двух основ­ных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует,


 




т.е. мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормаль­ного развития для работы и хорошего самочувствия, мы полнеем. Избыточный вес приводит к развитию атеросклероза, ишемиче-ской болезни сердца, сахарного диабета и другим недугам.

Второй закон — соответствие химического состава рацио­на физиологическим потребностям организма в пищевых веще­ствах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать по­требности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Любое отклонение от законов рационального питания приво­дит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для под­держания физиологических функций организма.

В любой естественной системе питания первейшим правилом должен быть отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной темпе­ратуре тела. Отказ от приема пищи обязателен также непосред­ственно перед сном, до и после серьезной физической или ум­ственной работы. Пищу необходимо принимать в одни и те же часы, исходя из трехразового или четырехразового, но дозиро­ванного питания. Общая калорийность дневного рациона для сту­дентов 2000 — 2500 ккал. Для людей умственного труда необходи­мо ограничить потребление жиров и углеводов. Особое внимание при организации питания следует уделять качеству пищи.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Пища должна состоять из разнообразных продуктов, являющихся ис­точниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания. Это обеспечит не только высокий уровень переваривания и вса­сывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и фор­мирование организма, способствует сохранению здоровья, высо­кой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние объектов окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из при­родных компонентов приводит к перестройке сложившейся струк­туры природно-территориальных комплексов. Загрязнение повер­хности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана сказы­вается на состоянии здоровья людей. К примеру, эффект «озоно­вой дыры» способствует образованию злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы влияет на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение. Негативное изменение сре-


ды намного ухудшает общее состояние здоровья людей, снижает продолжительность их жизни.

Важным фактором здоровья является наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни явля­ются осознанное неприятие вредных привычек и борьба с различ­ными факторами риска, оказывающими неблагоприятное воздей­ствие на организм человека.

Вредные привычки

Рациональность и совершенство анатомии и физиологии чело­века, его функциональные возможности, сила и выносливость поразительны. Эволюция обеспечила организм человека неисчер­паемыми резервами прочности и надежности, избыточностью эле­ментов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействи­ем, способностью к адаптации и компенсации.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, повседневного поведения, тех привычек, ко­торые он приобретает или целенаправленно вырабатывает, уме­ния разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государства, в котором живет.

Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые че­ловек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вре­дят здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего по­тенциала возможностей человека, преждевременному его старе­нию и приобретению устойчивых заболеваний.

Вредными привычками, оказывающими серьезное влияние на организм человека, являются курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Курение. Одна из самых широко распространенных среди раз­личных групп населения вредных привычек, в том числе и среди молодежи. Курение чрезвычайно опасно для здоровья и жизни че­ловека. Статистика показывает, что 90 % заболевших раком легко­го — курильщики. Рак, бронхит и эмфизема, ишемическая бо­лезнь сердца (ИБС) и другие заболевания сосудистой системы — это болезни, которые чаще всего наблюдаются среди курящих, обусловливая до 80 % смертности. Курение — одна из причин по­лового бессилия у мужчин. Курящие женщины рожают детей со слабым здоровьем, физическими и умственными недостатками.


 




Табак содержит комплекс токсичных веществ. При выкурива­нии одной пачки сигарет средней крепости с общей массой таба­ка 20 г образуется: 0,0012 г синильной кислоты, 0,0012 г серово­дорода, 0,22 г пиридиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г аммиака, 0,92 г оксида углерода, более 1 г табачного дегтя. В таба­ке содержится около 100 химических веществ, включая бензапи-рен, бензантрацен, радиоактивный азот, мышьяк, канцерогены.

У длительно курящих людей под воздействием никотина сни­жается кислотность желудочного сока, повышается артериальное давление, нарушаются деятельность сердца и функции высших отделов центральной нервной системы. Содержащийся в табач­ном дыме аммиак оказывает раздражающее влияние на слизистые оболочки. Воздействие акролеина, имеющегося в табачном дыме, проявляется в виде ощущений царапанья и сухости в горле, каш­ля, усиленного слезотечения. При длительном курении в зубной эмали возникают трещины и развивается кариес.

Установлена четкая зависимость между курением и частотой распространения хронического гастрита, язвы желудка и двенад­цатиперстной кишки. У курильщиков эти язвы встречаются чаще. Инфаркт миокарда у систематически курящих в возрасте до 50 лет случается в 20 раз чаще, чем у никогда не куривших. В последние годы участились случаи инфаркта у молодых курящих людей, 75 % случаев бронхита приходится на долю курильщиков.

Установлено, что 85 % людей не знают о серьезной опасности курения или существенно недооценивают ее. Люди не подозрева­ют, что ежегодно на Земле от табака умирают 3 млн чел. Иначе говоря, от курения погибает один человек каждые 13 с. Существу­ет еще один аспект: «пассивное курение». К «пассивным» куриль­щикам относятся те, кто, находясь рядом с курящими, вынужде­ны вдыхать табачный дым. Например, в США ежегодно от «пас­сивного» курения умирает 55 тыс. чел. При этом причиной смерти 37 тыс. чел. становятся сердечно-сосудистые заболевания, разви­вающиеся в результате вдыхания витающего вокруг табачного дыма.

Курение, несомненно, вредно и должно отрицательно воспри­ниматься обществом.

Алкоголь и алкоголизм. Алкоголь относится к группе нейродеп-рессантов, т.е. веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг. Это приводит к ослаблению деятельности мозга, плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания. Мно­гие люди не знают, что алкоголь — это нейродепрессант, хотя первоначальное его действие и возбуждает человека, он стано­вится шумным, освобождается от некоторых внутренних тормо­зов и способен совершать неожиданные для себя поступки.

Однако чем больше человек пьет, тем больше снижается ак­тивность его организма, нарушается координация движений,


речи, уменьшается способность логически мыслить и прини­мать верные решения, вплоть до невменяемости. Злоупотребле­ние алкоголем приводит к неизбежным изменениям в организ­ме. Оно, к примеру, вызывает свертывание крови, которая за­купоривает капилляры, в результате чего они лопаются. Этим объясняется красный цвет носа у алкоголиков, а также разру­шение клеток мозга, не получающих достаточного количества кислорода.

Ежегодно от алкоголя в нашей стране погибают до 100 тыс. чел. Эти смерти вызваны заболеваниями, связанными с алкоголиз­мом, автомобильными катастрофами, самоубийствами, убийства­ми в состоянии опьянения и т.д. Около трети суицидов в стране совершается алкоголиками либо предалкоголиками. Ни один нар­котик не может «похвастаться» таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, как алкоголь.

При регулярном и длительном употреблении спиртного у че­ловека развивается алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Алкоголизм характеризу­ется особым патологическим состоянием человека. Его неудержи­мо влечет к спиртному. Изменяется степень его переносимости, сопровождающаяся деградацией личности.

Алкоголь оказывает негативное влияние на продолжительность жизни человека. Более 70 % людей, страдающих алкоголизмом, умирают в возрасте 50 лет. Из них половину составляют лица в возрасте 36— 45 лет. Алкоголики сокращают свою жизнь пример­но на 10 — 20 лет.

Алкоголь относится к нервным ядам и поражает, центральную нервную систему. Серьезно страдают и такие важные органы, как печень, сердце, поджелудочная железа и др. Алкоголь способству­ет появлению и распространению онкологических заболеваний. Хронические алкоголики болеют раком в 1,5 — 2 раза чаще, чем трезвенники. Пьющие женщины рожают 40 —45 % детей с урод­ствами и 75 % — с умственной отсталостью. Хронический алкого­лизм по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) занимает четвертое место среди основных причин смертности. При этом 75 % всех смертельных исходов связанно с циррозом печени. Доказано, что даже в трезвом состоянии человек, злоупотребля­ющий алкоголем, больше подвержен опасности, чем непьющий.

Систематическое употребление алкоголя представляет огром­ную опасность с социальных и биологических позиций.

Наркотики и наркомания. С наркотиками знакома довольно зна­чительная часть населения, в том числе около 11 % студентов. При этом фактически употребляют наркотики втрое больше людей, чем состоят на учете.

Наркотики — яд, оказывающий угнетающее действие на все органы, ткани, а особенно на центральную нервную систему.


 




Привыкание к наркотику, или наркотическая зависимость, — болезненное пристрастие, избавиться от которого человек само­стоятельно не может. Наркомания ведет к глубокому истощению физических и психических функций человека.

Наркомания не только неизлечимая, мучительная болезнь, но и жестокое преступление человека перед своей жизнью, совес­тью, перед своими детьми и обществом. В отличие от пьянства и алкоголизма, когда человек продолжает работать, хотя и с низ­кой производительностью труда, наркомания ведет к быстрой утра­те трудоспособности и смерти. Наркоманы редко доживают до 40— 45 лет. Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психической и физической зависимости и толерантности.

Психическая зависимость — болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат, чтобы ис­пытывать определенные ощущения или снять явление психичес­кого дискомфорта. Она возникает при систематическом употреб­лении наркотиков и иногда даже после однократного их приема.

Физическая зависимость — это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма в связи с хроническим упот­реблением наркотиков. Она проявляется в виде интенсивных фи­зических и психических расстройств, развивающихся сразу, как только действие наркотика прекращается. Такие расстройства сни­маются только введением новой дозы наркотиков.

Толерантность означает появление адаптации, привыкания к наркотическим препаратам, когда наблюдается все менее выра­женная реакция на очередное введение того же их количества. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотиков. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной и требуется очередное ее повышение.

Среди наркоманов высока смертность, вызванная передози­ровкой препаратов, несчастными случаями в состоянии нарко­тического опьянения, различными инфекционными заболева­ниями, связанными с нестерильными шприцами, часты само­убийства. Можно назвать следующие медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: психозы, выраженные из­менения личности вплоть до ее распада, слабоумие, неспособ­ность к работе. Наркоманов отличает криминогенное, т.е. пре­ступное, поведение, обусловленное изменениями их личности. Особая опасность наркомании в том, что она распространяется с огромной скоростью. В процесс наркотической зависимости втягиваются все более широкие слои населения, особенно мо­лодежь.

Каждому необходимо формировать личное негативное отно­шение к наркотикам. Важно понять, что наркомания — серьезная


и опаснейшая болезнь. Каждый гражданин России обязан поста­вить перед собой цель обязательно избежать ее.

Факторы риска

К основным факторам риска для здоровья человека относят утомление, стресс и гиподинамию.

Утомление. Это состояние временного снижения работоспособ­ности человека. Оно развивается вследствие напряженной или дли­тельной умственной л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: