Художественные музеи и образовательные учреждения




(на примере Боголюбова)

Становление первого отечественного публичного художественно-промышленного музея и рисовальной школы связано с именем Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896)

А.П. Боголюбов – выдающий русский живописец второй половины XIX столетия. Написанные им картины, посвященные петровским баталиям, морским сражениям Крымской кампании 1853–1856 гг. и Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., позволяют считать художника историографом российского флота. Известный деятель отечественной культуры, Боголюбов был не только живописцем, но и наставником начинающих художников. Среди его учеников значились И.И. Шишкин, Ф.Ф. Боганц, П.П. Джогин, Е.Э. Дюкер, Е.А. Ознобишин. С 1873 г. по настоянию врачей Боголюбов живет в Париже, где руководит занятиями в будущем известных мастеров: А.К. Беггрова, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко, И.П. Похитонова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, К.А. Савицкого. Выставки, организованные в Париже кружком художников под председательством Боголюбова, открыли для европейского зрителя творчество М.М. Антокольского, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи и способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Неоднократно Боголюбов выступал в роли советчика П.М. Третьякова в вопросах приобретения им картин для своей галереи

Воспитатель плеяды замечательных живописцев, участник реорганизации Императорской академии художеств, учредитель и председатель «Общества взаимного вспомоществования русских художников» в Париже (1877), профессор живописи и передвижник; коллекционер и меценат, А.П. Боголюбов положил начало образованию публичных провинциальных художественных музеев в России

А.П. Боголюбов был близок к императорской семье. Живописец выступал экспертом российского императора Александра III в области искусства и обучал живописи императрицу Марию Федоровну

Мысль устроить в провинции художественный музей появилась у А.П. Боголюбова еще в 1850-е гг., когда он изучал живопись в Дюссельдорфе. Художник обратил внимание на ненормальность того явления, что в России художественное образование и лучшие произведения искусства сосредоточены только в столицах, а в провинции «почти нет ничего, способствующего развитию вкуса и артистических познаний в обществе и народе. Он решил употребить свои силы и средства на то, чтобы хоть сколько-нибудь изменить такой порядок вещей к лучшему. Необходимость таких музеев с рисовальными при них школами, как рассадников искусства, давно уже чувствуется самым настоятельным образом». Появление подобных музеев должно было содействовать развитию художественной культуры и способствовать экономическому процветанию страны

Идеей организации художественно-промышленного музея со школою Боголюбов был обязан немецкому художнику-пейзажисту Александру Михелису, с которым познакомился в период своего заграничного пенсионерства. Михелис собирал в своей мастерской всякое «художественное старье», которое после смерти собирался завещать родному городу Мюнстеру для основания в нем музея. Позже художник напишет: «Мысль Михелиса никогда меня не покидала, и ежели я основал Радищевский музей, то ему я обязан. Когда стал я уже со средствами, то начал собирать <…> картины и редкости и наконец додумался до Саратовского Радищевского музея, где в память моего деда, Александра Радищева, теперь стоит храм со всем моим добром и будет под той же крышей когда-нибудь Боголюбовская школа»

Заботясь о художественном просвещении народа, А.П. Боголюбов разрабатывает Проект устройства художественных музеев во всех провинциальных университетских и некоторых губернских городах, ссылаясь на опыт Западной Европы и считая это делом государственным. Свой Проект художник излагает в письме из Парижа к министру двора И.И. Воронцову-Дашкову (1881). Для формирования музейных фондов он предлагает использовать дворцовые художественные коллекции, не представляющие особой ценности и разбросанные по загородным дворцам либо хранящиеся в кладовых Эрмитажа и Академии художеств. Из императорских коллекций Боголюбов предлагает взять лишь «бесполезный излишек, который, будучи роздан в губернские города, во вновь устроенные галереи <…> положит основание наглядному художественному образованию народа, у которого нет никаких средств к тому, кроме обеих столиц»

Боголюбов предлагает в фонд музеев свои вещи, называет известных коллекционеров: Строгановых, Нарышкиных, Половцовых, Боткиных, готовых передать часть своих собраний будущим музеям, а также художников: Крамского, Репина, Шишкина, Маковских, Сорокина, Бронникова, Антокольского, Харламова, выразивших желание внести посильный вклад в формирование экспозиций своими работами

Получив от официальных властей отрицательный ответ, свой Проект Боголюбов воплощает в организации на собственные средства художественно-промышленного музея в городе Саратове. Саратовский художественный музей, основанный в 1885 г., возник в то время, когда в России не было ни одного публичного музея изобразительного искусства, а галерея братьев Третьяковых являлась лишь частным собранием. Уникальность музея состояла и в его общедоступности.

Не случайно местом для организации музея был выбран Саратов. С одной стороны, дед Боголюбова по материнской линии – А.Н. Радищев происходил родом из дворян Саратовской губернии, и художнику «всегда хотелось увековечить имя <…> знаменитого деда, многострадального Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца». С другой – Саратов второй половины XIX в. по праву считался первым по величине городом во всем Среднем и Нижнем Поволжье

Музей долго не могла открыть, потому как важное место занимал «радищевский вопрос», однако музей удалось открыть, и этому поспособствовал Александр III, который считал художественно-промышленное развитие важным для нашего государства

Торжественное открытие музея состоялось 29 июня 1885 г. Начальник губернии А.А. Зубов указал на его просветительное значение для края и ту облагораживающую роль, какую музей, как храм искусства, может и должен занять в деле воспитания юношества. Поздравительную телеграмму прислал император Александр III: «Радуюсь освящению Радищевского музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России»

Музей представлял собой богатую сокровищницу искусств, включавшую в себя картинную галерею, интересные коллекции монет, кредитных билетов, фарфоровых и стеклянных изделий, бронзовых предметов, старинных русских серебряных вещей, а также богатую библиотеку. Все содержимое музея было систематизировано и условно распределено на 25 групп: I. Живопись масляными красками. II. Живопись клеевыми и водяными красками. III. Рисунки сепией, тушью, пером и карандашом. IV. Гравюры, акватинты, офорты, фототипии, литографии и политипажи.

V. Фотографии вне альбомов. VI. Альбомы. VII. Скульптурные произведения. VIII. Изделия из камня. IX. Фарфор, фаянс и терракота. X. Образцы материалов фарфорового производства.

XI. Стекло. XII. Образцы материалов стеклянного производства. XIII. Золотые и серебряные вещи. XIV. Бронза. XV. Олово, железо и чугун. XVI. Резьба по дереву и кости. XVII. Утварь и мебель. XVIII. Модели и клише. XIX. Ткани, тисненая кожа, гобелены и ковры. XX. Вооружение. XXI. Монеты и ассигнации. XXII. Медали, жетоны и знаки. XXIII. Предметы археологического и этнографического значения. XXIV. Предметы естественно-исторического значения. XXV. Библиотека. Исходя из описи предметов, поступивших в музей к моменту его открытия, их общее число составило 3978 единиц. Из них поступило: с высочайшего соизволения 284, от А.П. Боголюбова 1283 и от учреждений и частных лиц 2411 (2048 из них занимали монеты). Главный вклад, состоящий из картин, акварелей, рисунков, золота, серебра, фарфора, мебели, оружия и прочего, был сделан основателем музея А.П. Боголюбовым и составил его основную ценность. Особую значимость имела часть боголюбовской коллекции по разным родам живописи в количестве 525 предметов, из которых 396 произведений, то есть 3/4 от общего числа, составили собственные работы художника, ставшие в дальнейшем достойными образцами в области марины и пейзажа для будущей рисовальной школы. Здесь же находился драгоценный Тургеневский кабинет, несколько портретов знаменитого романиста, его гипсовая маска, слепок его руки и другие вещи, пожертвованные госпожой Виардо.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха

Картина была куплена у итальянских владельцев с аукциона для Эрмитажа. Когда был построен Радищевский музей, Александр III разрешил Боголюбову забрать ее из запасников Эрмитажа

Точной оценки всего поступившего в музей не имелось, за исключением вещей из камня, фарфора и стекла, поступивших из Эрмитажа. Однако, по предположению А. Куща, приблизительная оценка всех коллекций музея к моменту его открытия составила сумму около 180 000 руб. Хранитель исходил из приблизительной стоимости составляющих музейной коллекции. Картины, по- ступившие из Эрмитажа и Академии художеств, – 74 000 руб.; каменные, фарфоровые и стеклян- ные изделия и книги – 14 000 руб.; картины, рисунки, вещи, подаренные А.П. Боголюбовым, – 80 000 руб.; предметы и картины, поступившие от разных лиц, – 2000 рублей.

22 мая 1887 г., после осмотра Александром III Императорского Эрмитажа, последовало высочайшее повеление предоставить профессору Боголюбову выбрать для основанного им в Саратове Радищевского музея все то, что он признает полезным из числа предметов бывшего Голицынского музея, а также китайских и японских этнографических предметов, хранившихся в кладовых Эрмитажа

Организация музея получила широкий общественный резонанс. Компетентными лицами отмечалось соответствие музея поставленным его создателем целям. В комплектовании музейного собрания с Высочайшего соизволения приняли активное участие художественные учреждения России в лице Императорского государственного Эрмитажа, Императорской Академии художеств, а также Строгановское училище, Археологическая комиссия, Товарищество передвижных художественных выставок и более пятидесяти частных лиц.

С первых дней существования музея в лице жертвователя выступил простой народ. Источники свидетельствуют, что простые посетители, пораженные всем увиденным, испытывали некий трепет и вели себя в музее, словно в храме. Назначение музея ими было понято как место для хранения всякой старины, в музей они несли монеты, старое оружие, кости ископаемых животных. От некоторых посетителей музей получил довольно редкие вещи, особенно по нумизматике.

По свидетельствам современников, Радищевский музей, основанный по инициативе и на собственные средства А.П. Боголюбовым, оказывал на своих посетителей влияние в высшей степени благотворное и облагораживающее, открывая «массе людей, не видевших раньше ни- чего подобного, целый новый мир прекрасного, изящного, научного. <…> Сотни тысяч простого народа, посетившие музей, выходят из него уже с некоторыми знаниями, которых они раньше не имели, и несут в свои семьи полные живого интереса рассказы о том, что им пришлось осмотреть и узнать. Трудно придумать для народа лучшее употребление его праздничного досуга, чем посещение музея. <…> Может быть из этой массы, благодаря вынесенным из музея впечатлениям, выйдет впоследствии на поприще русского искусства не один талантливый работник и по- явится не один труженик науки».

Для А.П. Боголюбова организация музея станет основной частью его общественно-значимого просветительского проекта, направленного в первую очередь на «образовательное дело юношества» и художественное просвещение народа. Второй важной его составляющей художник считал создание при музее рисовального училища, что было оговорено заранее как одно из условий передачи им своей коллекции Саратову. Через три месяца после кончины Боголюбова, на завещанные им музею средства, в феврале 1897 г., откроется рисовальная школа. Свою дань уважения и признания художнику саратовцы выразили в желании присвоить училищу его имя и назвать «Боголюбовским»

Открытие училища стало завершающим событием в организации первого промышленно-художественного музея в России. Музей получил новое предназначение: служить пособием для посвятивших себя изучению искусства в рисовальном училище. Выпускники Боголюбовского училища, окончившие Академию художеств или Московскую школу живописи и ваяния: П. Уткин, А. Карев, Ф. Белоусов, М. Кузнецов, А. Кравченко, А. Савинов

Музей и школа, основанные по инициативе и на средства А.П. Боголюбова, явились, по существу, художественно-промышленной революцией и содействовали становлению провинциальных художественных музеев и школ технического рисования в Харькове (1886), Казани (1895), Нижнем Новгороде (1896), Пензе (1897), Одессе и Киеве (1899), а также открытию художествен- ных отделов при музеях местного края

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: