Далее необходимо более подробно остановиться на участниках налоговых правоотношений.
Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений:
1. Налогоплательщики (плательщики сборов);
2. Налоговые агенты;
3. Сборщики налогов и сборов;
4. Налоговые органы;
5. Таможенные органы;
6. Финансовые органы (Министерство Финансов КР);
7. Органы внутренних дел.
Налогоплательщики и плательщики сборов, - юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборы.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Например, работодатель выступает в качестве налогового агента, когда удерживает у работника налог на доходы физических лиц и перечисляет его в соответствующие бюджеты.
Сборщики налогов и сборов, - это государственные органы, органы местного управления, другие уполномоченные органы и должностные лица на которых государством возложена обязанность по сбору налогов и (или) сборов.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республике, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят национальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. До 2003 года функции налоговых органов выполняло Министерство КР по налогам и сборам. Сейчас функции МНС переданы Минфину КР. Полномочиями налоговых органов также обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
|
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Кыргызской Республике. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Кыргызской Республике, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республике.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Кыргызской Республике в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республике, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Кыргызской Республике, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Кыргызской Республике.
|
Министерство финансов Кыргызской Республике дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Кыргызской Республике о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Органы исполнительной власти субъектов Кыргызской Республике и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Кыргызской Республике о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Органы внутренних дел включаются в проверку предприятия либо при поступлении запроса налогового органа, либо при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового преступления. Если в ходе своей деятельности органы внутренних дел выявили обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом полномочиям налоговых органов, то они обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Заключение
Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.
Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.
|
Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.
Например, в Кыргызстана граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.
Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.
Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.
Список использованной литературы.
1. М. Темирбеков «Реорганизация бюджетного планирования» Б. 2006 г
. Б. Аширов «Налоговое администрирование и его влияние на индикативный план» Б. 2005 г.
. К.М. Уразбаев «Налоговая система и финансовое обеспечение плана»Б. 2005 г
…Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000г
. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра, 2001;
. Налоги и налогообложение под ред. М.В. Романовского. - СП б: Питер, 2000;
. Нестеров В.В. Сущность налога. Его общественное значение // Налоговый вестник, 2002,.№7;
. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра 2001;
. Экономика под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист 2002
.Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000 с. 76
.Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000 с. 79
. Рассчитано по данным Минфина КР.
. Экономическая реформа в Кыргызстане: позитивы и негативы. /ИЭИ, -Б., 2007
.Брысина Г. П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства// Налоговый вестник. -2008. - № 2.
.Дуйшемалиев Н. Т. Налоговая система. - Б., 2007. - 96 с.
.Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы//Налоги. - 1997. - № 2.
.КОР - Стратегия развития Кыргызстана/Под ред. академика НАН КР Т. Койчуева, академика Оторбаева. - Б.: Центр экономики и соц. реформ при Минфине КР (ЦЭ и СР). - 2000.
. Налоговый и Таможенный кодексы Кыргызской Республики. - Б., 1999. - 400 с.
.Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы//Финансы и кредит. - 1999.
.Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Налоги: Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит. - 1999.
.Финансово-налоговый вестник. - 1999. - № 1, № 2, № 4, № 6.
Право и предпринимательство. - 2000. - № 4