Тема: Статистическая сводка и группировка.




Цель: закрепить теоретические знания о сводке и группировке статистических данных, получить практические навыки работ с первоначальным статистическим материалом.

Учебное время: 4 ч.

Методическая литература:

1. Статистика: Учебник / под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Юрайт, 2013.

2. Статистика: Учебник / под ред. И. И. Елисеевой. –СПб.: Питер, 2012.

 

Вопросы для контроля:

1. Понятие о статистической сводке.

2. Образование групп и интервалов.

3. Виды статистических рядов.

4. Различия группировки.

Материал для выполнения:

Задача 1.

Имеются данные о фактическом товарообороте магазинов (тыс. руб.)

1. 60 4. 90 7. 105 10. 126

2. 75 5. 95 8. 112

3. 80 6. 100 9. 123

Определить: создать статистическую группировку; определить величину и границы интервала.

 

Ход решения:

Количество групп определяется по формуле Стерджесса (по монограмме).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2.

Имеются основные экономические показатели потребительских обществ за отчетный период:

 

№ п/п Товарооборот в млн. руб. Издержки обращения, в млн. руб. Прибыль, в млн. руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого      

 

Распределите потребительские общества по размеру товарооборота на 3 группы с равными интервалами. В каждой группе подсчитайте количество потребительских обществ, сумму товарооборота, сумму издержек обращения. Результаты группировки представьте в табличной форме.

 

Ход решение:

Т.к. нам известен группировочный признак, работу необходимо начать в определения величины интервала по формуле:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После того, как выбран группировочный признак, намечено число групп и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которыми будут характеризоваться группы, и определить их величину по каждой группе.

В нашем примере каждую группу необходимо охарактеризовать следующими показателями:

а) количеством потребительских обществ;

б) суммой товарооборота;

в) суммой издержек обращения.

Для заполнения итоговой таблицы составим предварительно рабочие таблицы № 2, 3, 4.

Группа потребительских обществ с товарооборотом от ___ до ___ млн. руб.

Таблица № 2

№ п/п Номер потребительского общества Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого      

Группа потребительских обществ с товарооборотом от ___ до ___ млн. руб.

Таблица № 3

№ п/п Номер потребительского общества Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
Итого      

Группа потребительских обществ с товарооборотом от ___ до ___ млн. руб.

Таблица № 4

№ п/п Номер потребительского общества Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
       
       
       
Итого      

Итоговые показатели рабочих таблиц занесем в окончательную итоговую таблицу и получим групповую таблицу № 5.

Группировка потребительских обществ, по размеру товарооборота:

Таблица № 5

Группы потребительских обществ по размеру товарооборота, млн. руб. Количество потребительских обществ Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
       

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3.

Два консервных завода выработали по 100 тыс. шт. банок виноградного сока. На первом заводе емкость каждой банки составляет 500 см3, а на втором – 200 см3. Можно ли сказать, что оба завода работали одинаково?

 

Ход решения:

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо установить коэффициенты перевода фактического объема банок в условные банки и затем умножить количество выпущенных банок на эти коэффициенты. Представим расчет в таблице № 1.

Таблица № 1

Заводы Количество выпущенных банок, тыс. шт. Объем банки см3 Коэффициенты перевода Количество выпущенных условных банок, тыс. шт.
№ 1          
№ 2          

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4.

Данные о размерах капитала коммерческих банков:

№ коммерческого банка Величина капитала, млн. руб.
  6,3
  11,8
  7,6
  10,5
  8,1
  8,3
  12,0
  5,1
  7,8
  5,4
  6,3
  8,3
  5,4
  6,3
  8,4
  5,4
  7,0
  9,6
  8,1
  5,2

Создать группировку коммерческих банков по величине капитала. В каждой группе подсчитать: абсолютное и относительное количество банков. Группировку отобразить графически, сделать вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Группы Частота В % к итогу Накопленная частота
       
       
       
       
       

 

Практическое занятие № 5

Тема: Ряды распределения.

Цель: закрепить теоретические знания относительно понятий рядов распределения, вариации и дисперсии.

Учебное время: 2 ч.

Методическая литература:

1. Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» / под ред. М.Г. Назарова. — М.: Издательство «Омега-Л», 2011.

2. Теория статистики: Учебник / под ред. проф. Г.Л. Громыко. — М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Статистика. Учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской — М.: КНОРУС, 2013.

 

Вопросы для контроля:

1. Понятия вариации и вариационный ряд, методика расчета основных показателей.

2. Размах вариации.

3. Основные статистические особенности дисперсии.

4. Понятие асимметрии.

5. Элементы дисперсионного анализа.

Темы рефератов:

1. Основные математические свойства дисперсии.

2. Основные показатели вариации в статистике.

3. Порядок расчета корреляционного отношения.

Решение задач.

 

Задача 1.

На экзамене по статистике студенты получили оценки:

3 4 4 4 3 4

3 4 3 5 4 4

5 5 2 3 2 3

3 4 4 5 3 3

5 4 5 4 4 4

Построить дискретный вариационный ряд распределения студентов по баллам и изобразить его графически.

 

Ход решения:

Определяем элементы ряда распределения: варианты, частоты, частоты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь графически изобразим дискретный ряд распределения в виде помпона распределения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 2.

Во время выборочной проверки было установлено, что продолжительность одной покупки в кондитерском отделе магазина была такой: (секунды).

77 70 82 81 81

82 75 80 71 80

81 89 75 67 78

73 76 78 73 76

82 69 61 66 84

72 74 82 82 76

Построить интервальный вариационный ряд распределения покупок по продолжительности, создав 4 группы с одинаковыми интервалами. Обозначить элементы ряда. Изобразить его графически, сделать вывод.

 

Ход решения:

Определяем элементы ряда распределения: варианты, частоты, частности, накопленные частоты.

Но прежде рассчитаем границы 4 заданных групп с одинаковыми интервалами:

Величину интервала определим по формуле:_________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь графически отобразим наш интервальный вариационный ряд в виде гистограммы и кумуляты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 3.

Табельный № рабочего Произведено продукции за смену (шт.)
1 смена 2 смена
     
     
     
     
     
Итого    

Определить показатели вариации по данным о производительности труда рабочих в 2-х сменах.

Ход решения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: