Цель: закрепить теоретические знания о сводке и группировке статистических данных, получить практические навыки работ с первоначальным статистическим материалом.
Учебное время: 4 ч.
Методическая литература:
1. Статистика: Учебник / под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Юрайт, 2013.
2. Статистика: Учебник / под ред. И. И. Елисеевой. –СПб.: Питер, 2012.
Вопросы для контроля:
1. Понятие о статистической сводке.
2. Образование групп и интервалов.
3. Виды статистических рядов.
4. Различия группировки.
Материал для выполнения:
Задача 1.
Имеются данные о фактическом товарообороте магазинов (тыс. руб.)
1. 60 4. 90 7. 105 10. 126
2. 75 5. 95 8. 112
3. 80 6. 100 9. 123
Определить: создать статистическую группировку; определить величину и границы интервала.
Ход решения:
Количество групп определяется по формуле Стерджесса (по монограмме).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Имеются основные экономические показатели потребительских обществ за отчетный период:
№ п/п | Товарооборот в млн. руб. | Издержки обращения, в млн. руб. | Прибыль, в млн. руб. |
Итого |
|
Распределите потребительские общества по размеру товарооборота на 3 группы с равными интервалами. В каждой группе подсчитайте количество потребительских обществ, сумму товарооборота, сумму издержек обращения. Результаты группировки представьте в табличной форме.
Ход решение:
Т.к. нам известен группировочный признак, работу необходимо начать в определения величины интервала по формуле:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После того, как выбран группировочный признак, намечено число групп и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которыми будут характеризоваться группы, и определить их величину по каждой группе.
В нашем примере каждую группу необходимо охарактеризовать следующими показателями:
а) количеством потребительских обществ;
б) суммой товарооборота;
в) суммой издержек обращения.
Для заполнения итоговой таблицы составим предварительно рабочие таблицы № 2, 3, 4.
Группа потребительских обществ с товарооборотом от ___ до ___ млн. руб.
|
Таблица № 2
№ п/п | Номер потребительского общества | Товарооборот, в млн. руб. | Сумма издержек обращения, в млн. руб. |
Итого |
Группа потребительских обществ с товарооборотом от ___ до ___ млн. руб.
Таблица № 3
№ п/п | Номер потребительского общества | Товарооборот, в млн. руб. | Сумма издержек обращения, в млн. руб. |
Итого |
Группа потребительских обществ с товарооборотом от ___ до ___ млн. руб.
Таблица № 4
№ п/п | Номер потребительского общества | Товарооборот, в млн. руб. | Сумма издержек обращения, в млн. руб. |
Итого |
Итоговые показатели рабочих таблиц занесем в окончательную итоговую таблицу и получим групповую таблицу № 5.
Группировка потребительских обществ, по размеру товарооборота:
Таблица № 5
Группы потребительских обществ по размеру товарооборота, млн. руб. | Количество потребительских обществ | Товарооборот, в млн. руб. | Сумма издержек обращения, в млн. руб. |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
Два консервных завода выработали по 100 тыс. шт. банок виноградного сока. На первом заводе емкость каждой банки составляет 500 см3, а на втором – 200 см3. Можно ли сказать, что оба завода работали одинаково?
|
Ход решения:
Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо установить коэффициенты перевода фактического объема банок в условные банки и затем умножить количество выпущенных банок на эти коэффициенты. Представим расчет в таблице № 1.
Таблица № 1
Заводы | Количество выпущенных банок, тыс. шт. | Объем банки см3 | Коэффициенты перевода | Количество выпущенных условных банок, тыс. шт. |
№ 1 | ||||
№ 2 |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Данные о размерах капитала коммерческих банков:
№ коммерческого банка | Величина капитала, млн. руб. |
6,3 | |
11,8 | |
7,6 | |
10,5 | |
8,1 | |
8,3 | |
12,0 | |
5,1 | |
7,8 | |
5,4 | |
6,3 | |
8,3 | |
5,4 | |
6,3 | |
8,4 | |
5,4 | |
7,0 | |
9,6 | |
8,1 | |
5,2 |
Создать группировку коммерческих банков по величине капитала. В каждой группе подсчитать: абсолютное и относительное количество банков. Группировку отобразить графически, сделать вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группы | Частота | В % к итогу | Накопленная частота |
Практическое занятие № 5
Тема: Ряды распределения.
Цель: закрепить теоретические знания относительно понятий рядов распределения, вариации и дисперсии.
Учебное время: 2 ч.
Методическая литература:
1. Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» / под ред. М.Г. Назарова. — М.: Издательство «Омега-Л», 2011.
2. Теория статистики: Учебник / под ред. проф. Г.Л. Громыко. — М.: ИНФРА-М, 2013.
3. Статистика. Учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской — М.: КНОРУС, 2013.
Вопросы для контроля:
1. Понятия вариации и вариационный ряд, методика расчета основных показателей.
2. Размах вариации.
3. Основные статистические особенности дисперсии.
4. Понятие асимметрии.
5. Элементы дисперсионного анализа.
Темы рефератов:
1. Основные математические свойства дисперсии.
2. Основные показатели вариации в статистике.
3. Порядок расчета корреляционного отношения.
Решение задач.
Задача 1.
На экзамене по статистике студенты получили оценки:
3 4 4 4 3 4
3 4 3 5 4 4
5 5 2 3 2 3
3 4 4 5 3 3
5 4 5 4 4 4
Построить дискретный вариационный ряд распределения студентов по баллам и изобразить его графически.
Ход решения:
Определяем элементы ряда распределения: варианты, частоты, частоты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теперь графически изобразим дискретный ряд распределения в виде помпона распределения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Во время выборочной проверки было установлено, что продолжительность одной покупки в кондитерском отделе магазина была такой: (секунды).
77 70 82 81 81
82 75 80 71 80
81 89 75 67 78
73 76 78 73 76
82 69 61 66 84
72 74 82 82 76
Построить интервальный вариационный ряд распределения покупок по продолжительности, создав 4 группы с одинаковыми интервалами. Обозначить элементы ряда. Изобразить его графически, сделать вывод.
Ход решения:
Определяем элементы ряда распределения: варианты, частоты, частности, накопленные частоты.
Но прежде рассчитаем границы 4 заданных групп с одинаковыми интервалами:
Величину интервала определим по формуле:_________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теперь графически отобразим наш интервальный вариационный ряд в виде гистограммы и кумуляты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
Табельный № рабочего | Произведено продукции за смену (шт.) | |
1 смена | 2 смена | |
Итого |
Определить показатели вариации по данным о производительности труда рабочих в 2-х сменах.
Ход решения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________