Основной вопрос философии




Логика — философская наука, и поэтому ее основные понятия и учения обусловлены принципами философского мировоззрения. Основной вопрос философии — вопрос о взаимоотношении бытия и мышления. Вопрос касается того, бытие ли является первичным или мышление, что чему предшествует, что чем обусловлено. В сущности, возможны два решения этого вопроса: материалистическое и идеалистическое.

Материализм — философское мировоззрение, согласно которому бытие первично, мышление вторично, бытие определяет, обусловливает мышление, которое возникает на определенной ступени развития материального мира. С точки зрения же идеализма сущность действительности — нечто духовное и вся действительность является проявлением этого духовного; поэтому сознание, мышление определяет, обусловливает бытие.

Наше понимание природы, общества и мышления зависит от того или иного разрешения основного вопроса философии; от этого зависит и практическая и, в частности, политическая деятельность людей. Целесообразность нашей практической деятельности, ее плодотворность зависит от знания законов действительности, законов природы, законов общественного развития, от правильного понимания и объяснения явлений действительности; а это было бы немыслимо без правильного решения основного философского вопроса.

В истории философии происходила беспрерывная борьба материализма с идеализмом; эта борьба приняла в настоящее, время самые острые формы. Д ело в том, что борьба материализма с идеализмом не есть только борьба идей, мировоззрений, которую можно рассматривать независимо от той борьбы, которая ведется внутри общества между различными классами. Борьба материализма и идеализма есть проявление

классовой борьбы в обществе. Как правило, материализм выступал в истории философии как идеология прогрессивных, революционных классов, в то время как идеализм являлся всегда мировоззрением реакционных классов.

В процессе труда, в практической деятельности людей, посредством которой они, противопоставляя себя природе, воздействовали на природу и изменяли ее для удовлетворения своих потребностей, они имели дело непосредственно с природой, с вещами и явлениями действительности, объективной реальностью, существующей независимо от их сознания. Вот это именно обстоятельство и послужило основанием возникновения материалистического мировоззрения. Это былонаивное, стихийное материалистическое мировоззрение, которое еще до Маркса пыталось принять вид научно обоснованной философской системы.

В истории развития общественной мысли материализму приходилось вести ожесточенную борьбу против идеализма, приходилось опровергать выставленные против него аргументы идеализма, преодолевать разнообразные системы идеализма. В этой борьбе подлинная наука стояла всегда на стороне материализма, в то время как идеализм, с одной стороны, питался религией, а с другой, — сам питал религию.

В процессе этой борьбы, представлявшейся своеобразным отражением борьбы революционных и реакционных классов, на основе практической революционной борьбы пролетариата возникла обогащенная достижениями научной мысли, совершенно новая, качественно отличная от всей старой философии, марксистская материалистическая философия.

Марксистский философский материализм рассматривает и другую сторону основного философского вопроса. Эта вторая сторона вопроса касается не того, что первично — бытие или сознание, природа или дух вообще, а вопроса: способно ли человеческое сознание познать действительность. Каково взаимоотношение между мышлением и бытием в процессе познания. Энгельс так формулирует вторую сторону основного философского вопроса: «В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности»[1].

Что является определяющим в процессе познания? Общая ли закономерность действительности определяет закономерность части этой действительности, или же мышление - эта часть действительности — определяет всю закономерность действительного мира. С этим основным вопросом теории познания связаны многие другие вопросы: что такое познание, что такое истина, как и чем, познаем действительность, каков путь развития познания, что является мерилом, истинности наших мыслей и, наконец, возможно ли вообще познание действительности. Без решения этих проблем, как было показано выше, нельзя решить основные вопросы логики, и характер системы логики будет зависеть от того или иного решения этих вопросов.

Философская наука, которая решает эти вопросы, есть теория познания. Ясно, что и в теории познания происходит такая ж е борьба направлений, партий, как и вообще в философии, так как теория познания решает вторую сторону того же основного философского вопроса и ее основные положения обусловлены основными принципами общего философского мировоззрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: