ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
Никифоров А.В.
КУРС ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Для всех специальностей __магистратуры __
Количество кредитов _4_
Петропавловск 2020
ПЗ 1. Тема: Предмет, центральные проблемы и основные концепции философии науки
- Предмет философии науки. Способы получения научно-теоретического знания, специфика научной рациональности.
- Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме ХХ века.
- Постпозитивизм в философии науки: концепции Т. Куна, К. Поппера,
П. Фейерабенда (особенности и различия). - Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм
(Т. Кун). - История науки с точки зрения теории научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Основные идеи эволюционной эпистемологии.
ПЗ 2,3,4. Тема: Возникновение науки и научного мышления. Основные стадии их исторического развития
- Донаучные типы познания. Особенности мифологического мировосприятия.
- От мифа к логосу: становление теоретического знания в античности. Основные особенности теоретико-концептуального мышления.
- Философия и наука. Специфика их предмета, историческая взаимосвязь и условия современного взаимодействия.
- Рациональность как мировоззренческая установка. Основные культурно-исторические типы рациональности. Классический идеал научной рациональности.
- Становление форм теоретической науки в Средние века.
- Научная революция конца XVI–XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление социальных и гуманитарных наук в новоевропейской культуре.
- Классификация наук и проблема периодизации истории науки.
- Проблема получения и обоснования нового знания. Две базисные стратегии получения научных знаний.
- Ф. Бэкон и эмпиризм в науке: становление и роль индуктивного метода.
- Р. Декарт и теоретизм в науке: аксиоматико-дедуктивная методология.
- И Кант. Смысл антропологического поворота в анализе научно-теоретического знания. Трансцендентальный идеализм как методологическая установка.
ПЗ 5,6. Тема: Статус науки в культуре современной цивилизации. Научное и вненаучное знание
- Наука как знание. Современные представления о структуре знания. Научное и вненаучное знание.
- Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Научная рациональность как ценность.
- Истоки и смысл классической научной рациональности. Особенности представления бытия и его законов в научно-рациональном мышлении.
- Наука как социокультурный феномен. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании. Социокультурные функции современной науки.
- Особенности развития науки в России. Философия русского космизма и концепция ноосферы В.И. Вернадского.
ПЗ 7,8,9. Тема: Научное знание как система
- Научное знание как система. Его особенности, структура, функции.
- Научная картина мира и ее исторические формы. Функции картины мира в научном исследовании. Картина мира как онтология и как исследовательская программа.
- Основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
- Структура эмпирического знания. Особенности эксперимента и наблюдения в науке. Роль измерения и функции прибора. Проблема теоретической нагруженности фактов науки и ограниченные возможности индукции.
- Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис. Посттеоретический характер образов научной теории.
- Роль гипотезы в научном познании. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.
- Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Формализация и математизация. Развертывание теории как процесс решения задач.
- Нормы, идеалы, принципы научных исследований, их место в структуре научной теории и методологическое значение.
- Социальная ответственность ученого как проблема современного научно-технического развития. Сциентизм и антисциентизм.
- Методология научного познания. Уровни методологии, основные методы современных научных исследований.
ПЗ 10,11. Тема: Рождение и обоснование нового знания. Эпистемология, основные концепции научной истины
- Возникновение нового знания в науке как проблема. Основные подходы к ее решению.
- Объективность и субъективность в научном познании. Подтипы (виды) научной рациональности: классические, неклассический, постнеклассический.
- Взаимодействие теоретического и эмпирического «срезов» научно-познавательной деятельности. Логика открытия и логика обоснования.
- Эпистемологические проблемы обоснования научных знаний. Классическая и неклассические концепции истины.
- Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации.
- Абстрагирование и его виды. Природа научных абстракций.
- Логическое обоснование знаний: логика как основной метод научной аргументации и доказательства.
ПЗ 12. Тема: Научные революции и их воздействие на культуру. Роль философского знания в перестройке оснований науки
- Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.
- Рациональное и иррациональное в научном познании. Соотношение науки и философии, религии, искусства.
- Научные революции и выбор стратегий научного развития. Нелинейность роста научных знаний.
- Парадоксы синтеза современных научно-теоретических знаний. Сближение философии и науки в конце ХХ–начале XXI вв. Философские основания современной науки (на примере теоретической физики, математики).
ПЗ 13,14. Тема: Особенности современного этапа развития науки. Науки и техника. Этика науки. Перспективы научно-технического развития
1. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
2. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания. Специфика современных технических наук и инженерно-технического знания.
3. Дискуссии о сущности техники. Основные концепции перспектив научно-технического развития.
4. Особенности естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии. Сближение идеалов естественнонаучного и гуманитарного познания на современном этапе.
5. Проблемы научной этики: внутринаучные и общекультурные аспекты. Техническая, хозяйственная этика и проблемы окружающей среды.
6. Кризис классического идеала рациональности и его причины в свете глобальных проблем современного мира.
7. Особенности постнеклассической науки. Антропологические сдвиги в самосознании современной науки. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.
ПЗ 15. Тема: Наука как социальный институт
1. Научные сообщества и их исторические типы.
2. Научные школы в ХХ веке. Институционализация науки.
3. Компьютеризация науки, становление информационного общества. Их социальные последствия.
Наука, экономика и власть. Проблемы государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов