МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ И В ШКОЛЕ.




Задача воспитания: добиваться сознательной дисциплины, не подавляя активности, самостоятельности, чувства человеческого достоинства, а развивая их.

Убеждение – метод воспитания, на котором должны базироваться все остальные. Ему принадлежит ведущая роль потому, что он формирует сознание, помогает разъяснять сущность норм, принципов поведения, нравственный смысл тех или иных поступков ребят.

Формировать высокие нравственные идеалы – первейшая задача воспитания. Но правильные взгляды надо подкреплять каждый день соответствующим поведением, иначе формируется человек, который «красиво» говорит, но «некрасиво» действует. Приучать, упражнять – Это очень не простое дело, так как требует постоянных, длительных усилий не только от детей, но и от самих родителей и учителей.

Система упражнений и приучений – важный метод воспитания детей. Очень важно: 1. Использовать методы, исходя из общей цели и конкретных задач воспитания (нашей морали). 2.Не злоупотреблять каким-то одним методом, разнообразить их, принимая во внимание место каждого в общей системе воспитания. 3. Учитывать психологическое воздействие каждого воспитательного средства, то есть предусматривать, при каких условиях и какие качества данное средство может воспитать. 4.Применять тот или иной метод, те или иные приемы только тогда, когда есть уверен-ность, что они дадут ожидаемый результат. 5.Выбирать метод воздействия не из поступка ребенка, а из мотива, который явился побудительной причиной. 6. При выборе методов и приемов воздействия принимать во внимание возрастные и индивидуально – психологические особенности детей.

Наиболее распространенные приемы убеждения:

ПОКАЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОСТУПКА, почему – либо не замеченных самим ребенком. Он доказывает, что убеждать нужно обязательно отталкиваясь от тех знаний, от тех чувств, которые уже имеют для ребёнка нравственную значимость.

ПРИЁМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Важно помнить, что те новые стороны, на которые мы хотим обратить внимание ребёнка, должны быть важными именно с его точки зрения, именно его чем-то взволновать. Только тогда удастся вызвать переживание, которое превратится в убеждение. Чтобы правильно решать вопрос о выборе методов воспитания, нужно оценить все «за» и «против», но ни в коем случае не

наспех, мимоходом. Н.К.Крупская писала: «На скорую руку не воспитаешь человека». Взрослые, которые всегда ждут от каждого своего действия немедленного результата, не понимают величайшей сложности процесса формирования человеческой личности. Полноценную личность характеризует единство сознания и поведения. К.Ушинский писал: «Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело». В.И.Ленин писал: «Достигнутым можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки». ПРИЁМ УПРАЖНЕНИЯ (ПРИУЧЕНИЯ). Чтобы поступать в жизни так, как требуют убеждения, необходимо упражнять себя в соответствующем поведении, ибо любое нравственное качество личности возникает, развивается и прочно утверждается только в соответствующей деятельности. Постоянно упражнять детей в правильном поведении – это задача каждого дня (требовать, напоминать, контролировать).Режим в семье должен касаться следующих частностей: придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, соблюдать правила гигиены, правила поведения за столом, распределить рабочее время ребенка и отдыха и т.д. Упражнения в нравст- венных поступках – явления ещё более сложного характера. Приучение ребенка к высоконравственному поведению во многом зависит от того, какова в семье нравственная атмосфера, нравственный микроклимат. Традиции в семье имеют глубокий и разносторонний нравственный подтекст. Они духовно роднят взрослых и детей, создают естественные условия для развития, укрепления тех или иных нравст- венных качеств.

ПОРУЧЕНИЯ – ещё один из способов тренировки детей. Только речь идет не о редких, случайных заданиях, а о систематических, разнообразных, требующих активной мо- билизации морально – волевых качеств детей. Ежедневные поручения приучают детей разделять заботы, тревоги семьи, упражняют их в тех поступках, которые формируют чувство ответственности за своё слово и дело.

ПООЩРЕНИЕ - один из педагогических приемов. Заслуживают особого поощрения только те действия, которые требуют от человека умения пренебречь своими интересами ради товарища, ради какого – то важного общественного дела, действия, которые требуют высокого нравственного сознания, особых волевых, физических усилий. Отношение ребят к общественной жизни класса, школы зависит не только от того, насколько продуманна, организована эта работа, но и от того, как относятся к ней родители учеников. Только талантливый педагог способен привлечь родителей

 

к внеклассной работе, когда родители становятся коллегами- единомышленниками учителя в деле воспитания подрастающего поколения. Поощрение всегда предполагает серьёзные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают ребёнка за то, что он сумел себя заставить выполнить какие – то нелег- кие для него требования. То, что его усилия замечены, радует, окрыляет его,вызывает желание требовать от себя ещё больше.

ПРИМЕР как метод воспитания занимает ведущее место в дошкольном возрасте, а потом его роль начинает заметно снижаться. Но важно делать детей соучастниками своей жизни, чтобы дети видели, чему необходимо учиться.

ТРЕБОВАНИЕ как метод воспитания состоит в том,чтобы как можно раньше учить детей предъявлять требования к себе. Когда подросток стремится это делать уже вполне осознанно, можно сказать, что он поднялся на довольно высокую ступень в развитии своей личности. Любое обращенное к детям требование связано для них с каким – то напряжением. В этом и состоит ценность педагогического требования. Первые требования к дошкольникам углубляются, повышаются в школе. Следовательно, дисциплина – есть прежде всего результат требовательности. Необходимо учитывать, что обилие разнообразных требований или требования, которые не под силу ученику, для которых у них ещё нет навыков, умения, опыта вызывает со стороны ребят отрицательное отношение. Явное или скрытое сопро - тивление встречают у ребят такие требования, которые предъявляются в грубой, неуважительной форме. Принудить ребёнка тотчас же подчиниться – это ещё совсем не значит добиться нужной воспитательной цели.

КОНТРОЛЬ за выполнением требования предполагает большую педагогическую мудрость.Когда дети уверены, что взрослые обязательно проверят, оценят их усилия, то ответственность ребят возрастает в несколько раз. Требование без контроля теряя- ет свою воспитательную силу. В семье дело воспитания ребенка страдает часто от отсутствия единства в требованиях всех членов семьи.

НАКАЗАНИЕ – один из методов воспитания. При необходимости наказания важно применять такие формы наказания, которые не унижают достоинства ребенка. Использовать каждый приём наказания так, чтобы обязательно добиваться должного воспитательного эффекта. Необходимо на весы правосудия прежде всего положить не сам поступок, не само нарушение, а все. что имеет отношение к нему – это мотивы, причины, которые побудили совершить проступок. Полезно вызывать у ребят, которые часто совершают какие – то проступки под влиянием других ребят,

 

чувство неловкости, недовольство собой. Причины внушаемости, то есть бездумного отношения к поступку, на который кто-то подстрекает могут быть разные: отсутствие собственных убеждений, безволие, легкомыслие Ещё труднее избрать прием воздействия, когда неприглядный по внешней форме поступок вызван хорошим мотивом. Есть дети легко возбудимые (холерики).У таких детей все переживания протекают бурно, шумно, и под их влиянием, не успев обдумать поступок, они действуют. Из – за какой – то мелочи они могут нагрубить, подраться и т. д., а, остынув, сами сожалеют. Решая вопрос о наказании, нельзя не учитывать индивидуальные особенности таких детей. Несправедливое наказание –наказание чрезмерно возбуждающее нервную систему, вызовет новый взрыв бурных чувств и необдуманных поступков. Наилучший (результат) педагогический эффект в такой ситуации даёт серьёзный дружеский разговор в минуты искреннего раскаяния ребёнка о необходимости учиться сдержанности, умению обуздывать свои чувства, воспитывать волю.

Есть дети, которые очень легко крадут, не чувствуя при этом ни угрызения совести, ни боязни быть пойманным. У таких детей отсутствие не только сознательных моральных устоев, но и тех внутренних нравственных запретов, которые должны тормозить аморальные поступки.

Есть дети, для которых правонарушение связано с довольно тяжелыми эмоциональными переживаниями. Они постоянно находятся в угнетенном состоянии духа, раскаиваются, плачут, но через некоторое время вновь совершают правонарушения.

А.МАКАРЕНКО: «Наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, чрезвы- чайно приспособленным к отдельной личности. Только при таком подходе наказа- ние становится не просто устрашением, возмездием за про ступок, а действенным средством воспитания. Только тогда оно помогает пресекать отрицательные поступки, побуждать к исправлению, а также при определенных обстоятельствах укреплять по- ложительное поведение, хорошие привычки.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: