Эксперимент как метод психологического исследования




Методы обработки данных

К интерпретационным методам относятся:

генетический,

структурный.

Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития.
Интерпретационные методы

К интерпретационным методам относятся:

генетический,

структурный.

Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития.
Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками человеческой личности.


Вопрос 12 взяла с сайта https://psyera.ru/eksperiment-kak-metod-psihologicheskogo-issledovaniya_8112.htm

Эксперимент как метод психологического исследования

Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на:
• активные (лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент);
• пассивные (наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т.д.).

Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных.

Обычным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования:
• исследовательский (поисковый) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии зависимости между переменными А и В.
Например, есть ли связь между чтением классики и коэффициентом интеллекта?
• подтверждающий эксперимент проводится, если существует информация о качественной связи между двумя переменными; тогда выдвигается гипотеза о виде этой связи. Например, умные люди не обязательно читают больше классической литературы, но можно попытаться выяснить, что чаще всего они читают.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия: «критический эксперимент», «пилотажное исследование» («пилотажный эксперимент»), «полевое исследование» («естественный эксперимент»).

Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Например, при создании нового опросника проводится пилотажное исследование с целью выяснить, как на него реагируют респонденты и т.п.

«Полевое» исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни (например, между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате). По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т.д.).

Алгоритм экспериментального исследования в целом выглядит так:
1. Выдвигается гипотеза о причинной связи А и В.
2. Проводится поисковый эксперимент.
3. В случае опровержения гипотезы выдвигается другая гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
4. Проводится подтверждающий эксперимент.
5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.
Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Определение темы исследования.
2. Работа с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.
3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если... то...».

Определение переменных - очень ответственный этап, ведь от того, насколько корректно они подобраны, зависит правдоподобность и валид-ность, т.е. достоверность полученных данных. Иначе говоря, переменная -это параметр психической или социальной реальности, который исследует экспериментатор.

В эксперименте выделяют несколько видов переменных, которые фиксируются в процессе проведения:
• зависимая
• независимая
• побочные - те, чье влияние может изменить результаты эксперимента
• внешние - пол, возраст и иные характеристики испытуемых, которые нужно учитывать при проведении эксперимента.

4. Выбор экспериментального инструментария. Исследователь должен выбрать такой инструмент, который позволял бы ему:
а) управлять независимой переменной;
б) регистрировать зависимую переменную.
Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

5. Планирование экспериментального исследования - центральный этап всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных.

6. Выбор экспериментального плана. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Исследователь может проводить эксперимент и при участии одного человека. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простейшими являются планы для двух групп (основной и контрольной). Существуют и более сложные экспериментальные планы.

7. Отбор и распределение испытуемых по группам, проводимые в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность.

Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

8. Проведение эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого.

9. Выбор методов статистической обработки, ее проведение. Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше - при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.

10. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

 

Вопрос 13 взяла с сайта https://www.e-reading.club/chapter.php/97499/15/Voiitina_-_Shpargalka_po_obshcheii_psihologii.html

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей. В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики. Одним из видов эмпирических методов является тестирование. Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка. Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение. Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта. При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность. Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен. Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека. Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов. Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Вопрос 15. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Существенным недостатком социометрии является то, что она может исследовать только уже сложившиеся коллективы. Для создания новых коллективов нужно использовать другие методы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: