ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
Организация, психодиагностический инструментарий исследования
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено исследование показателей смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: существуют различия в смысложизненных ориентациях у студенток с различным семейным статусом. Для проверки гипотезы был использован следующий инструментарий: «Тест смысложизненых ориентаций» Д.А.Леонтьева.
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова, на факультете педагогики и психологии детства, выборка составила 40студенток с различным семейным статусом – 20 замужних и 20 незамужних.
Для установления достоверности различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток был применен U-критерий Манна-Уитни.
Была разработана программа психологической коррекции по целеполаганию. Для оценки эффективности программы из группы студентокс низкими значениями по шкалам опросника случайным образом было отобрано 7 человек, которые составили экспериментальную группу и подверглись психологическому воздействию, и 7 человек, которые составили контрольную группу и не подвергались психологическому воздействию. Полученные данные в контрольной и экспериментальной группах сравнены с помощью Т-критерия Вилкоксона.
Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом
В результате проведения исследования по выявлению смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом были получены следующие данные:
Таблица 2.1
Смысложизненные ориентации у незамужних студенток
№ | Цели в жизни | Процесс жизни | Результативность | Локус контроля-Я | Локус контроля-Жизнь | Общий показатель осмысленности |
14(2) | 16(2) | 15(3) | 13(4) | 17(3) | 75(4) | |
17 (3) | 19(3) | 17(4) | 12(3) | 17 (3) | 82(4) | |
15(2) | 20(3) | 12(2) | 13(4) | 18 (3) | 78(4) | |
16(2) | 12(1) | 13(2) | 12(3) | 16(2) | 69(3) | |
14(2) | 16 (2) | 12 (2) | 13 (4) | 21(4) | 76 (4) | |
22(4) | 24(4) | 30(8) | 26(8) | 23(4) | 125(8) | |
27(5) | 24(4) | 28(7) | 22(7) | 24(4) | 125(8) | |
26(5) | 23(4) | 18(4) | 20(6) | 24(4) | 111(7) | |
23(4) | 25(5) | 19(4) | 16(5) | 25(5) | 108(7) | |
29(5) | 23(4) | 20(5) | 18(5) | 27(5) | 117(7) | |
16(2) | 30(6) | 20(5) | 17(5) | 23(4) | 116(7) | |
22(4) | 29(6) | 19(4) | 16(5) | 27(5) | 113(7) | |
24(4) | 26(5) | 20(5) | 18(5) | 32(6) | 120(8) | |
30(6) | 29(4) | 29(7) | 22(7) | 30(6) | 134(9) | |
27(5) | 30(6) | 25(6) | 19(5) | 26(5) | 127(8) | |
18(3) | 20(3) | 17(4) | 13(4) | 20(3) | 88(5) | |
33(6) | 32(6) | 19(4) | 16(5) | 32(6) | 132(9) | |
14(2) | 16(2) | 15(3) | 11(3) | 18(3) | 74(4) | |
18(3) | 17(3) | 14(3) | 11(3) | 16(2) | 76(3) | |
16(2) | 20(3) | 16(3) | 12(3) | 16(2) | 80(4) |
Таблица 2.2
Смысложизненные ориентации у замужних студенток
№ | Цели в жизни | Процесс жизни | Результативность | Локус контроля-Я | Локус контроля-Жизнь | Общий показатель осмысленности |
27(5) | 25(5) | 26(6) | 18(5) | 30(6) | 126(8) | |
24(4) | 26(5) | 19(4) | 18(5) | 27(5) | 114(7) | |
32(6) | 22(4) | 22(5) | 16(5) | 32(6) | 124(8) | |
13(2) | 13(2) | 17(4) | 13(4) | 14(2) | 70(3) | |
16(2) | 17(3) | 14(3) | 13(4) | 16(2) | 76(4) | |
23(4) | 23(4) | 25(6) | 23(7) | 20(3) | 114(7) | |
16(2) | 16(2) | 15(3) | 11(3) | 22(4) | 65(3) | |
23(4) | 24(4) | 27(7) | 20(6) | 23(4) | 117(7) | |
24(4) | 26(5) | 28(7) | 22(7) | 23(4) | 113(7) | |
16(2) | 18(3) | 17(4) | 11(3) | 20(3) | 82(4) | |
30(6) | 32(6) | 26(6) | 21(6) | 31(6) | 105(6) | |
32(6) | 30(6) | 29(7) | 24(7) | 23(4) | 138(9) | |
31(6) | 30(6) | 22(5) | 14(4) | 23(4) | 120(8) | |
27(5) | 30(6) | 18(4) | 17(5) | 24(4) | 116(7) | |
16(2) | 15(2) | 14(3) | 14(4) | 14(2) | 73(3) | |
22(4) | 26(5) | 30(8) | 25(8) | 24(4) | 127(8) | |
32(6) | 32(7) | 23(5) | 20(6) | 32(6) | 139(9) | |
30(6) | 35(7) | 28(7) | 23(7) | 33(7) | 116(7) | |
23(4) | 26(5) | 33(8) | 34(9) | 22(4) | 138(9) | |
28(5) | 24(4) | 24(6) | 18(5) | 27(5) | 102(6) |
Распределение баллов у замужних студенток
1.Цели в жизни
xi | ||||
ni | ||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 70 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.
2.Процесс жизни
xi | ||||||
ni | ||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 65 % данных находится в границах [4;6], что соответствует среднему уровню осмысленности.
3.Результативность
xi | ||||||
ni | ||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 75 % данных находится в границах [4;7], что соответствует среднему уровню осмысленности.
4. Локус контроля-Я
xi | |||||||
ni | |||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 80 % данных находится в границах [4;7], что соответствует среднему уровню осмысленности.
5. Локус контроля-Жизнь
xi | |||||
ni | |||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 65 % данных находится в границах [2;4], что соответствует низкому уровню осмысленности.
6. Общийпоказатель осмысленности
xi | ||||||
ni | ||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 65 % данных находится в границах [7;9], что соответствует высокому уровню осмысленности.
Распределение баллов у не замужних студенток
1.Цели в жизни
xi | |||||
ni | |||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 90 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.
2.Процесс жизни
xi | ||||||
ni | ||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 75 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.
3.Результативность
xi | |||||||
ni | |||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 80 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.
4. Локус контроля-Я
xi | ||||||
ni | ||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 80 % данных находится в границах [3;5], что соответствует среднему уровню осмысленности.
5. Локус контроля-Жизнь
xi | |||||
ni | |||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 70 % данных находится в границах [3;5].
6. Общий показатель осмысленности
xi | ||||||
ni | ||||||
wi | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
По полученному распределению построим полигон частот:
Таким образом, 80 % данных находится в границах [4;8], что соответствует среднему и высокому уровню осмысленности.
Таким образом, у замужних студенток выявлены низкие баллы по шкалам «цели в жизни», «локус контроля-жизнь», средние баллы по шкалам «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля-Я», высокие баллы по шкале «общий показатель осмысленности.У незамужних студенток выявлены низкие баллы по шкалам «цели в жизни»,«процесс жизни», «результативность жизни», средние баллы по шкалам «локус контроля-жизнь», «локус контроля-Я», высокие баллы по шкале «общий показатель осмысленности.