Семинарское занятие № 2 (2 ч.)
Тема 1. Система образования в России
Цель: формирование знаний о системе образования в России на основе Закона об образовании в РФ 2013 г. Развитие умений работы с законодательными документами, навыком переноса теории на практику.
1. Основные понятия: система образования, закон об образовании, принципы в области образования,
ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава I][Статья 3]
Практическое задание: прокомментируйте каждый принцип, информацию о принципах см. в учебниках педагогики)
1. Система образования:
- структура системы образования [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава II][Статья 10]
Практическое задание:
А) Изобразите схему структуры системы образования. Прокомментируйте её на занятии.
Б) Запишите в словарь и запомните определения основных понятий, входящих в структуру системы образования:
(- федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение;
- уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
- уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование. (Закон 273 ФЗ «Об образовании в РФ» 2013, глава 1, статья 2)
Общая характеристика уровней образования
|
А) Общее образование[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава VII][Статья 63]:
- Дошкольное образование[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава VII][Статья 64]
- Начальное общее,
- основное общее
-среднее общее образование[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава VII][Статья 66]
Б) Профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава VIII][Статья 68]
- Высшее образование[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава VIII][Статья 69]
В) Профессиональное обучение
- Организация профессионального обучения[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава IX][Статья 73]
Г) Дополнительное образование
- Дополнительное образование детей и взрослых. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава X][Статья 75]
- Дополнительное профессиональное образование. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава X][Статья 76]
Прокомментируйте статьи. Выделите основные характеристики уровней образования.
3. Управление системой образования[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава XII][Статья 89]
А) Прокомментируйте все положения статьи 89.
Б) Изобразите схему управления системой образования с учетом всех уровней (федерального, регионального (субъект федерации), местного и на уровне организации).
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектировать материал к вопросам семинарского занятия.
Подготовиться к контрольной работе: терминологический диктант (федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, виды образования, уровни общего образования, уровни профессионального образования).
|
3. Рассмотреть и прокомментировать соотношение образовательных уровней, установленных в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона об образовании в РФ 2013 г., с уровнями образования, установленнымФедеральным законом 2013 г. См. Приложение
Приложение
Заключительные положения[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013][Глава XV][Статья 108]
Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Литература
Педагогика./ под ред. Крившенко Л.П. – М., 2005, С.341-345