Закон 3. Расстояние и интенсивность




Свет в фотографии.

Для того, чтобы из начинающего фотографа превратиться в хорошего портретиста, нужно знать и уметь многое. Но самое главное – надо научиться правильно пользоваться светом. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Итак, основные законы, касающиеся света

1. Маленький источник света дает жесткое освещение, а большой - мягкое.

2. Чем дальше от объекта источник света – тем освещение жестче, и чем ближе – тем мягче.

3. Чем ближе источник света к объекту, тем этот объект освещается ярче.

А теперь рассмотрим все эти три закона поподробнее.

Закон 1. Размер и мягкость.

Тут всё совсем просто. Чем источник света больше по своей площади, тем свет, излучаемый им, мягче. Более мягкими, размытыми будут и границы между тенями и светами на изображении. А вот маленький источник света, который так же называют точечным, дает жесткие тени и очень контрастные границы между светлыми и темными участками изображения. Как нетрудно догадаться, при съемке портретов принято использовать большие источники света, которые обеспечивают ровное, мягкое освещение. Такое освещение достигается путем применения софтбоксов, зонтов и прочих специальных приспособлений, о которых вы можете почитать в других статьях. Но, тем не менее, стоит заметить, что все вышесказанное совсем не означает, что мягкий свет в портрете лучше. Просто он традиционнее, чаше применяется в этом жанре фотографии.

Для того, чтобы увидеть действие этого закона воочию, давайте проведем небольшой опыт. Попросите вашего друга сесть на стул около стола. А на стол поставьте обыкновенную настольную лампу. Если друга рядом не окажется, поставьте вблизи от лампы какую-нибудь игрушку. А теперь снимите с лампы плафон или абажур. Только положение лампы не меняйте. И посмотрите внимательно ещё раз на товарища или на игрушку. Заметили разницу? Обратите внимание на то, как действует жесткий свет от открытой лампы, от точечного источника света. А теперь давайте опять наденем на лампу плафон. Видите, как заметно мягче стал свет, ложащийся на исследуемый нами объект? Это произошло потому, что теперь источником света стала не собственно лампа, светящаяся точка, а весь плафон. Он ведь намного больше лампы по площади. Какой свет вам понравился лучше? Жесткий, который скрыл в тени то, что вы не хотели бы показывать зрителю на своей фотографии, или мягкий и нежный, дающий плавные переходы от света к тени? Решайте сами. Под фотографией будет стоять ваша подпись.

Усвоили? Всё просто: маленький источник света - это жесткий свет, большой источник света - свет мягкий.

Закон 2. Мягкость и расстояние

Изучив и поняв первый описанный нами сегодня закон, у вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: а как же Солнце? Ведь это гигантская звезда, которая излучает мощнейший световой поток! Но дело тут в том, что Солнце хоть и огромнейший по своим размерам источник света, зато находится оно от нас настолько на большом расстоянии, что его видимый нами размер становится просто ничтожным. Таким образом, всё вытекает из первого закона. Если посмотреть на лампочку диаметром 5 см. с расстояния двух метров, а на лампочку диаметром 10 см. примерно с 5-7 метров – их видимый размер будет примерно одинаков. Стало быть, обе эти лампочки в предполагаемых нами условиях дадут по мягкости совершенно одинаковый эффект освещения.

Или ещё один пример: если вы решите сфотографировать со вспышкой своего друга, то свет от этой вспышки на его лице будет достаточно грубым и резким. Но если с той же вспышкой сфотографировать какого-нибудь жука - то на него свет ляжет очень мягко. Близость источника света к маленькому жуку сделает этот источник громадным.

Закон 3. Расстояние и интенсивность

Будем считать, что первые два закона вы усвоили. Остался третий закон, самый сложный. Но, согласитесь, самый сложный - из простых.

Свет ослабевает быстро. Причем, происходит это нелинейно. Этот процесс называют законом обратных квадратов. Если бы мы сейчас сидели в школьном классе на уроке физики, то для того, чтобы объяснить этот закон, нам пришлось бы оперировать сложными формулами. Но мы ведь не на уроке. Поэтому пойдем по самому простому пути.

Итак, чем дальше от объекта источник света, тем меньше света попадает на этот объект. Тут самое важное то, что влияние изменения расстояния тем сильнее, чем ближе к объекту источник света. Если, допустим, светильник, который распложен в 5 метрах от стены, мы отодвинем от неё на 10 метров, то интенсивность освещения этой стены, естественно, уменьшится. И уменьшится заметно. Но если этот же самый источник. который расположен от этой стены в 100 метрах, мы отодвинем до 105, - то интенсивность освещения стены практически не уменьшится.

А теперь об этом чуть поподробнее. И без всякой математики. Для начала давайте условимся, что свет мы будем измерять в «стопах». Для того, чтобы уменьшить свет. падающий на объект, на два стопа, нужно удвоить расстояние до источника. А чтобы на два стопа увеличить свет, естественно, вдвое уменьшить расстояние от источника света до объекта. А чтобы увеличить его ещё на два стопа, нам будет необходимо расстояние уменьшить вдвое. Но уже не от исходного, а от уменьшенного. Если сразу это вам будет непонятно, поразмышляйте немного - и вы всё быстро поймёте. Изменение расстояния с 5 метров до 10 уменьшает освещение на один стоп, а вот со 100 метров до 105 не влияет практически ни на что.

Главное тут то, что освещение изменяется совершенно предсказуемо. Знание изложенных нами сегодня законов позволит вам значительно увереннее работать со светом, избежать множества ошибок. Например, при съемке портрета в студии вы быстро поймете, что намного проще передвинуть осветительный прибор поближе или подальше, чем долго регулировать силу его света с помощью различной электроники. Ведь вам же теперь точно известно, как работает закон обратных квадратов! Он вам и будет тут главным советчиком!

 

Направление света

Нас постоянно окружают разные источники света. Они светят снизу, сверху, справа, слева, а часто даже сразу с нескольких сторон.

Действие света мы видим по теням, которые отбрасывают непрозрачные объекты. По этим теням зритель понимает пространственную форму и объём снимаемой сцены.

Если источников света несколько (как на фото сверху), то и теней может быть намного больше, чем нужно зрителю. Более того, эти множественные тени будут нас путать, если фотограф неумело ими воспользовался. Поэтому, чтобы научиться управлять светом, лучше начать с одного источника и только после долгих тренировок усложнять световую схему.

Направления освещения, несмотря на всё их многообразие, можно разделить на 4 основные группы, у каждой из которых есть свои особенности:

 

Фронтальное

Направлено примерно с того же места, где располагается фотоаппарат. Таким образом, тени, которые отбрасывает предмер, «спрятаны» за этим объектом. Мы не можем точно оценить размер и форму этих теней, а значит, нам сложно понять объёмные характеристики этого объекта.

Такое освещение часто называют «плоским». Типичный случай плоского освещения – вспышка, встроенная в фотоаппарат.

Диагональное

Чем дальше мы отодвигаем источник света от объектива, тем лучше видим очертания теней на объекте съёмки. Такое освещение самое распространённое у фотографов, так как позволяет показывать форму и объём, не слишком сильно уводя в тень важные элементы.

На форму и направление теней также влияет более высокое или низкое положение источника света.

Боковое

Когда свет направлен сбоку (под углом 90° к направлению объектива), мы видим тени максимально длинными, но это скорее мешает нашему восприятию объекта. Ощущение объёма велико, но светотеневой рисунок плохо читается.

Используйте такое освещение в крайних случаях, особенно если фотографируете лицо человека.

Контровое

Когда свет направлен прямо в объектив фотоаппарата (но может не попадать в кадр), то он скользит по поверхности объекта, освещая только его контуры. Если контровое направление света является единственным, то мы увидим чёткий силуэт снимаемого объекта.

Такое освещение чаще всего используется, как вспомогательное.

Чем длиннее и выразительнее тени, тем лучше проявляется фактура предметов (все неровности и особенности строения).

В пейзаже это часто на руку, так как увеличивает глубину кадра. Если с боковым светом снимать человека, нужно быть внимательным, ведь все дефекты кожи и морщинки модели будут проявляться очень хорошо.

При работе со светом в портрете нужно быть особенно осторожным с выбором направления источника. Тени от носа, губ, надбровных дуг и других деталей должны показывать зрителю правильную форму головы снимаемого человека. Допустив ошибку, можно сильно исказить черты лица вплоть до неузнаваемости. Наиболее часто встречающимися ошибками являются нижнее и крайне высокое освещение.

Нижнее освещение

Проявляется характерным образом: тёмный нос и лоб; тени от щёк падают под глаза, создавая иллюзию синяков. Такое освещение встречается в жизни не часто, поэтому непривычно для нашего глаза.

Использование нижнего света оправдано в том случае, если сюжет это подразумевает (свет от костра, ноутбука), либо для создания особых творческих эффектов (например, для устрашения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: