Методы экспертных оценок.




Лагойда В.В.

Семинар

1. В чем заключается основная идея брейнсторминга как метода

групповой экспертизы?

2. Сформулируйте основные требования к составу экспертных групп,

участвующих в брейнсторминге.

3. На чем базируются ложные представления о брейнсторминге?

4. Назовите основные принципы брейнсторминга.

5. Выделите основные этапы «мозгового штурма» и опишите их

особенности.

6. Назовите принципиальные особенности метода «мозгового штурма».

Для решения каких задач он наиболее эффективен?

7. Охарактеризуйте функции модератора во время сеанса генерации

идей.

8. В чем особенности аналитической обработки экспертных оценок в брейнсторминге?

9. Что такое деструктивный мозговой штурм (критический разнос)?

10. В чем заключаются возможные деформации при использовании

очной экспертизы в политическом анализе?

 

 

1. В чем заключается основная идея брейнсторминга как метода

групповой экспертизы?

 

Брейнсторминг (Brainstorming) – это Метод коллективной генерации идей («мозговой штурм»). Брейнсторминг основан на стимуляции творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного особыми правилами.

Использование опыта «мозгового штурма» позволяет, во-первых, увеличить результативность анализа, во-вторых, облегчает радикальную критическую переработку ранее подготовленных про­ектов, в-третьих, предоставляет возможность разработать заключения, опирающиеся на согласованные мнения.

Брейнсторминг был разработан в 50-е годы XX столетия, и на сегодняшний день это слово стало настолько распространенным, что многие абсолютно уверены: если несколько человек обсуждают какую-либо проблему, то они уже участвуют в мозговом штурме. Так, работа любой группы российских экспертов над какой-нибудь проблемой постоянно называется именно мозговым штурмом, хотя обычно отечественные политические эксперты используют не мозговой штурм, а простой обмен мнениями для выработки коллективного решения поставленной задачи, без применения специальных психологических методик.

Брейнстормингом называются и другие формы обсуждения решений, которые еще менее похожи на мозговой штурм, чем простое опросное обсуждение проблемы экспертами. Так, можно встретить отнесение к категории мозговых штурмов двусторонних переговоров политических деятелей и заседаний правительства или его отдельных комиссий, хотя по форме они являются не чем иным, как обычными совещаниями.

Брейнсторминг разработан для экспертов, а не для должностных лиц государства.


2. Сформулируйте основные требования к составу экспертных групп,

участвующих в брейнсторминге.

 

весьма полезно для эффективности процедуры мозгового штурма уточнить перед ее началом критерии отбора экспертов.

Решение о персональном привлечении эксперта чаще всего основывается на уровне его компетентности. Однако даже самый квалифицированный эксперт может оказаться неэффективным участником конкретной экспертизы — как из-за причин случайного характера, так и из-за отсутствия стимулов подтверждения личной квалификации. Поэтому иногда возникает проблема дополнительной оценки компетенции специалиста, уже включенного в рабочий процесс.

К наиболее важным характеристикам эксперта, наличие которых целесообразно учитывать в ходе персонального отбора, относятся следующие: креативность — способность самостоятельно решать творческие задачи; эвристичность — умение видеть или создавать неочевидные сценарии; интуиция — способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания логики (причинно-следственных связей) его формулирования; независимость — умение противопоставлять групповым мнениям собственное; универсальность — способность видеть проблему с различных точек зрения.

 

3. На чем базируются ложные представления о брейнсторминге?

В настоящее время понятие Брейнсторминг стало уже распространенным клише, которое используется для характеристики любых форм обсуждения проблем, в том числе и для совещаний и даже конференций. Это глубоко ложное представление о Брейнсторминге уже укоренилось в нашем сознании. Между тем методика Брейнсторминга не столь проста и предполагает строгое следование определенным правилам.


4. Назовите основные принципы брейнсторминга.

 

Основные принципы брейнсторминга: задача генерирования новых идей и задача их анализа и оценки решаются раздельно.

Включают:

 

1) функцию генерации и функция анализа выполняются разными, причем не пересекающимися по персональному составу группами людей. Выделяются «группа генераторов» и «группа аналитиков»;

 

2) реализацию обеих функций разведена во времени: сеанс генерации идей предшествует сеансу анализа. Таким образом, процедура брейнсторминга четко структурируется в две фазы: сеанс генерации, осуществляемый соответствующей специальной группой, и аналитический этап, реализуемый другой специальной группой.

 

 

5. Выделите основные этапы «мозгового штурма» и опишите их

особенности.

На первом этапе участники дискуссии предлагают любые, пусть даже самые авантюрные и невероятные варианты решения, которые на данной стадии не подвергаются критике.

Второй этап брейнсторминга начинается после того, как группа наработала достаточно большое число возможных решений поставленной задачи. Завершив тем самым первый этап брейнсторминга, она приступает ко второму этапу — критике полученных предложений. В условиях цейтнота, что весьма часто бывает в политике, эксперты могут приступать к критике уже после небольшого перерыва. Однако если есть определенный запас времени, лучше перенести вторую часть мозговой атаки на следующий день: это позволит участникам не только отдохнуть, но и обдумать высказанные идеи.

Ведущий должен также проанализировать все выработанные решения, отбросив возможные повторы, и разбить их на группы по принципу схожести. После этого эксперты собираются вновь, и начинается второй этап, во время которого каждая идея будет проверена на прочность. Все предложения детально разбираются и проходят сквозь горнило критики.

Завершается второй этап мозгового штурма обработкой результатов экспертизы. Главная задача обработки результатов опроса — представить экспертные заключения в стандартизованном виде. Стандартизация делает возможной процедуру сравнения результатов, полученных разными способами. Но сам статистический анализ начинается с определения согласованности оценок разных экспертов.

 

 

6. Назовите принципиальные особенности метода «мозгового штурма».

Для решения каких задач он наиболее эффективен?

 

Мозговой штурм, как и Дельфи, относится к групповым методам экспертизы. При всей разнице в принципах и техниках организации взаимодействия экспертов их объединяет внимание к психологическим эффектам межличностного взаимодействия. И если в рамках Дельфи был выбран путь заочной управляемой коммуникации, то создатели мозгового штурма сделали ставку на достижение максимального психологического эффекта от очного взаимодействия группы экспертов.

 

Брейнсторминг особенно эффективен тогда, когда существующие подходы не дают приемлемых путей преодоления проблемной ситуации и требуются принципиально новые, нестандартные установки. Соответственно, в решении прогнозных задач метод мозгового штурма наиболее эффективен при нормативном прогнозировании, когда прорабатываются альтернативные цели и альтернативные пути их достижения.

 


7. Охарактеризуйте функции модератора во время сеанса генерации идей.

Модератор является единственным представителем аналитической группы в рамках данного этапа работы.

Модератор выполняет следующие функции:

1) следит за соблюдением участниками сеанса основных правил, ключевым из которых является запрет на критику высказываемых суждений;

2) устанавливает регламент и контролирует его исполнение;

3) следит за тем, чтобы дискуссия развивалась в рамках проблемного поля, заданного проблемной запиской и ключевым вопросом сеанса (последний должен быть перед глазами участников;

4) не допускает «зацикленности» группы на одной конкретной идее;

5) способствует созданию атмосферы свободного общения;

6) принимает решение об окончании сеанса генерации идей, который не имеет фиксированной продолжительности;

7) интегральная задача модератора как раз и заключается в том, чтобы привести группу к состоянию «лавины идей».

8) модератор должен быть целиком беспристрастен, он ни в коем случае не должен пытаться навязывать участникам группы тот или иной взгляд на решаемую проблему.

 

8. В чем особенности аналитической обработки экспертных оценок в брейнсторминге?

Аналитики не выбирают из перечня самое ценное, а, наоборот, постепенно отказываются от явно бесполезного. Так, сначала отвергаются идеи, которые уже рассматривались и несостоятельность которых была доказана; затем — очевидно практически не реализуемые и т.д. В каждом случае аналитик должен понимать, что решение о «вычеркивании» той или иной идеи является чрезвычайно ответственным и должно приниматься как бы «неохотно».

Важно стремиться не столько понять идею буквально, сколько увидеть некий общий подход, который кроется за конкретным (нередко кажущимся абсурдным) предложением.

 

9. Что такое деструктивный мозговой штурм (критический разнос)?

Процедура генерации представляет собой выдвижение группой критических суждений относительно содержания документа, причем «защищать» его положения не разрешается. Иногда полезно применять деструктивный брейнсторминг в сочетании с традиционным: критическому штурму подвергается продукт аналитической группы, основанный на классической генерации идей.

 

10. В чем заключаются возможные деформации при использовании

очной экспертизы в политическом анализе?

Групповое мышление — одна из наиболее серьезных форм деформации качества групповых дискуссий, наличие которых дает повод критикам групповых форм экспертизы обвинить их в низкой эффективности по сравнению с индивидуальными формами аналитической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: