НЕ ДАВАЙ ПОГЛАЖИВАНИЙ, КОГДА ИХ НАДО ДАВАТЬ




НЕ НАПРАШИВАЙСЯ НА ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОГДА ТЫВ НИХ НУЖДАЕШЬСЯ

НЕ ПРИНИМАЙ ПОГЛАЖИВАНИЙ, ЕСЛИ ТЫНУЖДАЕШЬСЯ В НИХ

НЕ ОТВЕРГАЙ ПОГЛАЖИВАНИЙ, КОГДА ТЫНЕ НУЖДАЕШЬСЯ В НИХ

НЕ ГЛАДЬ СЕБЯ САМ

 

Эти пять правил являются основой того, что Стайнер называет ЭКОНОМИЕЙ ПОГЛАЖИВАНИЙ. Стайнер пишет, что, обучая этим правилам родители гарантируют себе, что “... ситуация, в которой поглаживания имеются в ограниченном количестве, переходит в ситуацию, в которой обеспечение поглаживаниями недостаточно, а цена, которую родители извлекают за них, высока”.

Стайнер полагает, что родители поступают подобным образом с целью контроля за своими детьми. Обучая детей тому, что запас поглаживаний ограничен, родители приобретают положение монополистов по поглаживаниям. Зная, что поглаживания необходимы, ребенок вскоре научится добывать их, поступая так, как этого требуют Мать и Отец.

Будучи взрослыми, пишет Стайнер, мы продолжаем несознательно подчиняться этим пяти правилам. В результате мы живем в состоянии частичной депривации по поглаживаниям. Мы тратим большую энергию в поисках поглаживаний, которые, как мы все еще считаем, имеются в ограниченном количестве.

Стайнер считает, что нами легко манипулируют и подавляют органы, которые стремятся утвердиться в роли монополистов по поглаживаниям. Ими могут быть правительства, корпорации, специалисты по рекламе и развлечениям. Терапевтов также можно рассматривать как поставщиков поглаживаний.

Стайнер предупреждает, что, для воссоздания нашего осознания, спонтанности и интимности, нам необходимо отвергнуть “основы обучения”, которые наши родители навязали нам в отношении обмена поглаживаниями. Наоборот, мы можем осознать тот факт, что поглаживания имеются в неограниченном количестве. Мы можем раздавать поглаживания тогда, когда этого хотим. Неважно, сколько мы раздадим, они никогда не иссякнуть. Когда мы нуждаемся в поглаживании, мы может свободно попросить об этом и мы может принять поглаживание, когда нам его предлагают. Если нам не нравится предложенное нам поглаживание, мы может открыто его отвергнуть. И мы может получать удовольствие от того, что сами гладим себя.

 

Не все в ТА полностью согласны с данным Стайнером резким определением “экономии поглаживаний” как основы коммерческого и политического подавления. Вы можете прийти к своей собственной точке зрения.

Очевидно то, что большинство из нас ограничивают обмен нашими поглаживаниями в соответствии с решениями, принятыми в раннем детстве. Эти решения были приняты в ответ на давление на наше детское восприятие со стороны родителей. Будучи взрослыми, мы можем вновь оценить эти решения и изменить их, если мы этого хотим.

В группе: Вернитесь к упражнениям по поглаживанию, которые вы уже проделали. Обсудите во всей группе или в подгруппах, что вы испытывали, когда давали, принимали и отвергали поглаживания. Какие из них были вам приятны? Какие неприятны? Когда вам было неприятно, не проводили ли вы связь между этим чувством и правилами, которые родители установили для вас в детском возрасте? Скорее всего эти правили явились следствием подражания какой-либо модели, нежели были выражены словами.0

ПРОСИТЬ О ПОГЛАЖИВАНИЯХ

Существует миф о поглаживании, который нам всем хорошо известен. Он звучит так: “Поглаживание, о котором нужно просить, ничего не стоит”.

А вот как дело обстоит в действительности: ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОТОРОЕ ВЫПОЛУЧАЕТЕ, СПРОСИВ О НИХ, СТОЯТ РОВНО СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛУЧАЕТЕ, НЕ СПРАШИВАЯ О НИХ.

Если вы хотите, чтобы вас кто-то обнял, попросите об этом и получите объятия. Это объятие также приятно, как и то объятие, которое вы получаете, ожидая и надеясь его получить.

Вы можете возразить: “Однако если вы просите о поглаживании, то другой человек, возможно, погладит просто потому, что не хочет вас обидеть”.

С точки зрения Взрослого такой вариант возможен и наоборот, это поглаживание может быть искренним. Существует также большая вероятность того, что другие люди хотят вас погладить, однако слышать в этот момент голос своего Родителя, провозглашающего: “Не давай поглаживаний”.

Вы всегда имеете возможность проверить, было ли поглаживание другого человека искренним или нет. Если нет, вы имеете дальнейшие возможности для выбора. В любом случае вы можете принять поглаживание или отвергнуть их пустышку, попросив об искреннем поглаживании этого же человека или кого-нибудь еще.

В группе: Поделитесь на группы по четыре человека. Если вы хотите, пусть это будет та же группа, что и в упражнении, когда три человека раздавали поглаживания, а четвертый слушал.

Это будет упражнение, в котором просят о поглаживании. И снова выберите человека, который в течении трех минут будет просить других о поглаживании.

Три других человека отвечают поглаживанием в том, случае, ЕСЛИ ОНИ ИСКРЕННЕ ХОТЯТ ЕГО ДАТЬ. Если вы не заинтересованы в искреннем поглаживании, ответьте следующим образом: “Я не хочу тебя гладить сейчас”. Не давайте никаких других объяснений.

По окончании упражнения проситель делится своими ощущениями с другими членами группы.

Затем наступает очередь другого человека и все начинается снова.

Если вы работаете индивидуально: напишите по крайней мере пять позитивных поглаживаний, которые вы хотите получить, но о которых обычно не просите. Они могут быть вербальными, невербальными или теми и другими. В течении следующей недели попросите по крайней мере одного человека дать вам каждое из этих поглаживаний.

Если вы получаете поглаживание, поблагодарите того, кто его вам дал. Если нет, то абсолютно нормальным является затребовать информацию из Взрослого о том, почему другой человек не захотел дать вам поглаживание, о котором вы просили.

Чтобы составить профиль поглаживаний, начните с диаграммы на рис. 8.1.

Нарисуйте в каждой части колонку, представляющую собой вашу первоначальную оценку того, как часто вы: даете поглаживания; принимаете их, когда вам их предлагают; просите о поглаживаниях; отказываете в поглаживании.

В каждом разделе посчитайте количество позитивных и негативных поглаживаний. Рисуя колонку вверх от центральной оси диаграммы, получаем частоту позитивных поглаживаний, вниз от оси — частоту негативных поглаживаний.

На рис. 8.2. показан один из возможных примеров законченного профиля поглаживаний. Этот человек не дает много позитивных поглаживаний, однако свободно раздает негативные. Он охотно принимает позитивные от других людей и часто просит о поглаживаниях, при этом редко принимая или прося о негативных поглаживаниях. Этот человек часто отказывается давать позитивные поглаживания, которые от него ожидают другие, однако не так-то легко отказывается давать негативные. Как бы вы себя чувствовали, если бы были родственником человека, нарисовавшего данный профиль поглаживания?

Упражнение. А теперь, работая быстро и интуитивно, нарисуйте собственный профиль поглаживания. В подзаголовок «просить о поглаживаниях» негативной колонки включите случаи, когда вы косвенно пытались привлечь внимание других людей, при этом испытывая болезненные и неприятные чувства. В этом случае вы будете проиг­рывать убеждение Ребенка в том, что «любое поглаживание лучше, чем его отсутствие». Аналогичным образом, когда заполняете нега­тивную колонку «отказывается давать», включите в нее случаи, когда вы отказывали другим в негативных поглаживаниях, которые они пытались косвенным образом получить от вас.

Джим Маккенна считает, что позитивные и негативные шкалы в каждом подзаголовке находятся по отношению друг к другу в обратной зависимости. Например, если человек мало принимает позитивных поглаживаний, то, скорее всего, он будет больше давать негативных поглаживаний. Справедливо ли это правило для вашего законченного профиля?

Подумайте, что в своем профиле поглаживания вы хотите изменить. Если хотите что-либо изменить, начинайте увеличивать соответствующие колонки. По мнению Маккенны, этот путь более плодотворен по сравнению с попыткой уменьшить колонки, которые, на ваш взгляд, слишком высоки. Дело в том, что Ребенок не хочет избавляться от старых паттернов поглаживания, пока их нельзя заменить чем-то более подходящим.

Если вы хотите изменить свой профиль поглаживания, запишите пять видов поведения, направленных на увеличение любой желаемой колонки. В течение ближайшей недели осуществите это поведение. Например, если вы хотите давать другим больше позитивных поглажи­ваний, то можете записать комплименты, которые могли бы искренне выразить друзьям, но никогда этого не делали. В течение следующей недели выскажите эти комплименты друзьям. Прав ли Маккенна в том, что с увеличением желаемой колонки противоположная колонка под тем же заголовком автоматически уменьшается?

Самопоглаживание. Нет оснований сомневаться в том, что многие из нас в детском возрасте усвоили пятое правило Стайнера, а именно: «Не гладь себя сам». Родители внушили нам; «Не выставляйся! Хвастаться нехорошо!» Школа продолжила это внушение. Когда мы были первыми в классе по успеваемости или выигрывали спортивные состязания, для других было абсолютно нормальным говорить нам, какие мы молодцы. Однако при этом предполагалось, что мы должны пожимать плечами и скромно отвечать: «Ну что вы. Это пустяки».

Став взрослыми, мы можем продолжать повторять это поведение Адаптивного Ребенка. К моменту наступления зрелости большинство из нас настолько привыкают к этому, что принижают собственные достижения даже для себя. Поступая таким образом, мы ограничиваем важный источник поглаживаний — самопоглаживание.

Мы можем гладить себя в любое время. Предлагаем вам несколько способов тренировки этого приятного навыка.

Упражнение. Каждый член группы по кругу рассказывает всем что-нибудь хорошее о себе. Если кто-то не желает делать это упражнение, то, когда подходит его очередь, просто скажет «пас». Абсолютно нормально, что при выполнении этого упражнения вы открыто и искренне хвалите себя. Когда кто-либо из членов группы хвастается, остальные внимательно слушают и выражают ему свое одобрение.

Если вы чувствуете, что хотите сказать еще что-то хорошее о себе, то продолжите это упражнение. В этом случае пусть каждый член группы по очереди выходит в центр круга и без остановки похваляется в течение некоторого времени. Человек в центре круга должен обращаться к разным членам группы, делая это достаточно громко, чтобы слышали все. Если вы не знаете, о чем говорить, просто повторяйтесь. Остальные участники поддерживают человека в центре, высказывая ему свое расположение, например: «Здорово! Молодец! Ну, еще! Еще!».

Если вы занимаетесь один, возьмите большой лист бумаги и напишите все хорошее о себе без ограничения во времени. Прикрепите лист на видном месте или держите его всегда при себе. Каждый раз, когда вы подумали о себе что-то хорошее, допишите это в ваш список.

Составьте список пяти способов, с помощью которых вы могли бы гладить себя позитивно. Это может быть время, когда вы расслаб­ляетесь в теплой ванне, слушаете вашу любимую музыку или путешествуете. Не считайте эти поглаживания наградой за что-либо, гладьте себя для своего удовольствия.

Проверьте с помощью Взрослого, являются ли на самом деле эти поглаживания позитивными. Убедитесь в том, что они доступны, безопасны и не вредят вашему здоровью, а затем осуществите каждое из этих поглаживаний.

 

Банк поглаживаний. Хотя самопоглаживание важно для нас, оно никогда не сможет полностью заменить поглаживания, которые мы получаем от других людей. Складывается впечатление, что у каждого из нас имеется банк поглаживаний. Когда мы от кого-либо получаем поглаживание, то не только принимаем его, но и записываем в память банка поглаживаний. В дальнейшем мы можем вновь обращаться в этот банк данных для того, чтобы использовать это поглаживание в качестве самопоглаживания. Если это поглаживание представляет для нас особую ценность, мы можем возвращаться к нему много раз. Тем не менее, со временем эти записанные поглаживания теряют свою эффективность. Поэтому нам необходимо дополнять наш банк новыми поглаживаниями, которые мы получаем от других людей.

 

Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания?

Соблазнительно предположить, что позитивные поглаживания «хорошие», а отрицательные — «плохие». Подобное мнение довольно часто высказывается в литературе по ТА. Советуют давать и получать неограниченное количество позитивных поглаживаний, в особенности, безусловных. Родителям рекомендуют, что если они будут раздавать своим чадам разнообразные позитивные поглаживания, то их дети будут развиваться нормально. На самом деле эта проблема не так-то проста.

Не забывайте о том, что наша потребность в поглаживаниях основана на жажде признания. По сути признание и есть поглаживание. Не замечая негативного, с нашей точки зрения, поведения другого человека, мы лишь частично признаем его. Выборочный набор безусловных позитивных поглаживаний может не соответствовать внутренним переживаниям человека. И поэтому, как это не странно, этот человек может чувствовать себя лишенным поглаживаний, хотя на самом деле он окружен позитивными поглаживаниями.

Как позитивные, так и негативные поглаживания имеют для нас большое значение, поскольку мы используем их как способ познания мира. Это верно и для нашего детства, и во взрослой жизни. В детстве я уронил миску с морковью на пол. Мать накричала на меня, и это мне не понравилось. Я понял, что если хочу, чтобы она улыбалась, а не кричала на меня, то не должен ронять морковь на пол. Для меня, как взрослого человека, условные поглаживания выполняют такую же сигнальную функцию. Негативное условное поглаживание говорит мне о том, что кому-то не нравится мое поведение. В этом случае у меня есть выбор, изменить свое поведение в соответствии с требованиями других людей или нет. Позитивное условное поглаживание сигнали­зирует, что какому-то человеку нравится мое поведение. Таким образом, позитивные условные поглаживания позволяют мне ощущать себя полноценным человеком. При отсутствии негативных условных поглаживаний у меня нет причин изменять свое поведение, даже если оно является для меня неэффективным. Подобное и случается, когда люди слишком деликатны, чтобы сказать кому-либо, что у него плохо пахнет изо рта или что ему чаще нужно менять рубашки. Окружающие могут игнорировать такого человека, однако он сам не знает, как исправить положение.

Мне не нужны Негативные безусловные поглаживания, однако даже в них заложена информация, которая может принести пользу. Если кто-то говорит мне: «Я терпеть тебя не могу», я знаю, никакое изменение в моем поведении не изменит его отношения ко мне, и лучше не общаться с ним.

Существуют данные, свидетельствующие о том, что при воспитании детей лишь с помощью позитивных поглаживаний они, в конце концов, теряют способность отличать позитивные поглаживания от негативных. В этих случаях внутренние переживания ребенка постоянно отвергаются или не признаются его родителями, и в дальнейшем это может привести к различным проблемам. К счастью, большинство родителей следуют своему внутреннему чувству и поддерживают установленные ими правила с помощью набора негативных и позитивных поглаживаний.

Таким образом, коэффициент здоровых поглаживаний включает в себя как позитивные, так и негативные условные и безусловные поглаживания. Говоря об этом, нельзя не упомянуть о той большой роли, которая в традиционном ТА отводится позитивным поглажи­ваниям. Людям, в особенности в северных странах, недостает позитив­ных поглаживаний. Например, начальник отчитывает своих подчиненных за опоздания и не склонен поощрять их за своевременный приход на работу. Проверяя письменную работу, учитель может заострить внимание на одном неправильно написанном слове и не похвалить за правильно написанные слова. Как учитель, так и начальник могли бы улучшить эффективность своей работы, если бы они давали позитивные поглаживания за положительные действия и негативные — за отрица­тельные. В целом, если мы хотим постоянно думать о себе хорошо, нам необходимо получать больше позитивных, нежели негативных поглаживаний.

 

Поглаживания в противовес игнорированию. Прямое негативное поглаживание можно легко отличить от игнорирования. Игнорирование всегда представляет собой некоторое искажение реальности. В контексте поглаживаний я буду игнорировать тебя, если буду критиковать и принижать тебя, искажая факты. В отличие от прямого негативного поглаживания игнорирование не принимает во внимание, что вы из себя представляете или что делаете.

Более подробно мы рассмотрим игнорирования в другой главе, а пока приведем несколько примеров прямых негативных поглаживаний в сравнении с игнорированиями. Негативное условное поглаживание: «Ты написал это слово неправильно». Игнорирование: «Я вижу, ты совсем не умеешь писать». Негативное условное поглаживание: «Я чувствую себя неуютно, когда ты это делаешь». Игнорирование: «Ты заставляешь меня чувствовать себя неуютно, когда делаешь это». Негативное безусловное поглаживание: «Я тебя ненавижу». Игнориро­вание: «Ты омерзителен».

В отличие от прямого негативного поглаживания игнорирование не несет в себе никакой информации о моих возможных конструктивных действиях, так как по своей сути игнорирование основано на искажении реальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: