Риторика как предмет изучения




Задания для самостоятельного изучения на период

с «01» июня 2020 г. по «06» _июня 2020 г.

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть) 02.06.2020

 

Проблематика

Риторика как наука об ораторском искусстве и красноречии. Место риторики в системе научных дисциплин. Общая и частная риторика. Общение и речевая деятельность. Речевая ситуация. Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности.

История развития риторики. Риторика в античной философии. Искусство слова, этика, эстетика в античную эпоху. Нравственный идеал и искусство слова в античный период. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность, уравновешенность. Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан, их роль в разработке основ искусства красноречия. Риторические школы в Древней Греции и Древнем Риме. Античное искусство слова, его влияние на современное развитие риторики как науки.

Теория красноречия в средние века и в «новое время». Церковное красноречие как основной род массового общения в средние века. Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, их роль в развитии богословской риторики. Гуманистические и демократические идеалы риторического искусства эпохи Возрождения. Гармония содержания и формы ораторской речи. Техника речи, манеры оратора, жесты и мимика.

Ораторское искусство в России. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность, чувство меры. Илларион (XI в.), Кирилл Туровский («Слово о законе и благодати»), Феофан Прокопович («Духовный регламент»), их роль в становлении личности оратора.

М.В. Ломоносов, его взгляды на искусство красноречия и искусство оратора. Структура речи. Функции доказательств в ораторской речи. Психологические аспекты риторического мастерства: состояние оратора, слушателей, сила красноречия.

«Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского: структура публичного вступления, логическая аргументация, изложение и выразительность речи.

Развитие теории и практики ораторского искусства в трудах ученых и педагогов XIX в. (А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, И.С. Рижский и др.).

Судебное красноречие как ведущий род риторики второй половины XIX в. Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони, их роль в развитии логических основ ораторской речи.

Академическое красноречие в России XIX - начала ХХ вв. Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др. как ведущие представители академического красноречия в России.

Ораторское искусство на современном этапе в России и за рубежом.

Особенности педагогической риторики. Речевое мастерство учителя

Литература

Открытые источники в сети Интернет.

1. МГУ, доктор филологических наук Александр Александрович Волков. Цикл лекций. Риторика.

Введение https://www.youtube.com/watch?v=QRrC1AFNC10

Лекция 1. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12807085101102641363&text=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1584534152352865-603797437760536334200169-sas4-3181&redircnt=1584534157.1

Лекция 2. История риторики https://www.youtube.com/watch?v=N5u57OOFp0Q&feature=emb_rel_pause

2. Лекции профессора Гасана Гусейна, факультет филологии НИУ ВШЭ Риторика https://www.youtube.com/watch?v=u7VOKiTbpjM

3. Лекция легендарного профессора МГУ А.Ч.Козаржевского "Мастерство публичной речи". https://www.youtube.com/watch?v=G8XGUqZs5KI

Учебники

1. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово / А. К. Михальская. – М.: Просвещение: АО “Московские учебники”, 1996. – 416 с.

2. Риторика: учеб. / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская [и др.]; под ред. Н. А. Ипполитовой. — М.: Проспект, 2010. – 448 с.

3. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия: Учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. – 415 с.

4. Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – М.: Дело, 1998. – 477 с.

 

Вопросы для самоконтроля (письменно)

1. Дайте определение риторики.

2. Какое место занимает риторика в системе научных дисциплин?

3. Каково место риторики в жизни современного человека?

4. В чём состоит тождество терминов: «риторика», «ораторское искусство», «красноречие»?

5. Кого вы называете оратором?

6. Назовите основные риторические умения и навыки оратора.

7. Что такое общая и частная риторика?

8. Основные особенности речи учителя.

 

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть) 04.06.2020

 

Риторика как предмет изучения

1. Риторика и ее роль в становлении гуманитарных наук. Основные этапы развития риторики как самостоятельной науки.

2. Учение о риторике в античности, в средние века и в новое время (школы, направления, основные положения).

3. Риторика в России.

4. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности, Древнего Рима. Изменение риторического идеала после падения Римской Республики. Особенности русского риторического идеала.

 

Литература

1. Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. М., 1991.

2. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1991.

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

4. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

6. Красноречие Древней Руси (XI – XVII вв.). – М., 1987.

Задание 1. Согласны ли вы с утверждением А. П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать»? Свой ответ (речь-рассуждение) запишите на видео-аудио.

Выполненные задания направить по электронной почте mironovaaa@cspu.ru до «06» июня 2020 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: