О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА
Саранск – 2020
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».
2 Руководитель разработки – проректор по учебной работе.
3 РАЗРАБОТЧИК – учебно-методическое управление.
4 УТВЕРЖДЕНО решением ученого совета Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева от «_____» ____________ 2020 г., протокол № ___, введено в действие приказом ректора от «____» __________ 2020 г. № ________.
5 ВВЕДЕНО взамен Положения о выпускной квалификационной работе магистранта в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», утвержденного решением ученого совета от 29 декабря 2017 г., протокол № 5.
Содержание
1 Область применения………………………………………………….............
2 Нормативные документы………………………………………….....……….
3 Термины и определения…………………………………………....…….…...
4 Сокращения…………………………………………………….....…….…......
5 Общие положения………………………………………………....………….
6 Требования к организации выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)……………..……………………………
7 Требования к структуре выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации)…................................................………....
8 Критерии оценки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) ………………………………………………………………..…
9 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)……………………………………................….
10 Требования к оформлению автореферата магистерской диссертации
11 Порядок представления выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)……………………………………...…………..
12 Публичная защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)…………………………………….…………....
13 Хранение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)……………………………………………………..…………….
14 Заключительные положения………………………………………………..
15 Рассылка……………………………………………………………………...
Приложение 1 Пример оформления заявления………...……………………..
Приложение 2 Пример оформления титульного листа ………………….….
Приложение 3 Пример оформления титульного листа автореферата……….
Лист согласования ……………………………………………………………...
Лист регистрации изменений……………………………………………..……
Область применения
1.1 Настоящее Положение о выпускной квалификационной работе обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (далее – Положение) устанавливает общие требования и правила подготовки, защиты и хранения выпускных квалификационных работ, выполняемых обучающимися по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры (далее – ВКР) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (далее – Институт).
1.2 Требования являются обязательными при выполнении ВКР обучающимися по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры на всех факультетах Института.
1.3 На бумажном носителе имеется один контрольный экземпляр (КЭ № 1) Положения, находящийся в учебно-методическом управлении (ответственный – начальник учебно-методического управления).
Нормативные документы
Положение разработано с учетом требований следующих нормативных документов:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2017 г. № 301.
– Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636.
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.
– Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1045.
– Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», введенный в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 4 сентября 2001 г. № 369-ст.
– Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. №95-ст.
– Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2018 г. № 1050-ст.
– Положение о государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева.
– Программы государственной итоговой аттестации.
Термины и определения
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) – самостоятельно выполненная обучающимся по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры (под руководством научного руководителя) выпускная квалификационная работа учебно-исследовательского характера, содержащая результаты разработки выбранной темы, свидетельствующая о способности автора самостоятельно осуществлять научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать и исследовать методы и приемы их решения.
Научный руководитель – специалист в научно-педагогической области, в рамках которой определена тема ВКР, обладающий высокой квалификацией и имеющий ученую степень доктора / кандидата наук.
Рецензент – специалист по профилю рецензируемой ВКР, определяющий на основании ее текста уровень выполнения требований к подготовке обучающегося, который не является сотрудником кафедры, осуществляющей руководство ВКР.
Сокращения
В настоящем Положении использованы следующие сокращения:
ВКР – выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация).
ГИА – государственная итоговая аттестация.
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия.
Институт – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».
ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования.
ФГОС ВО – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Общие положения
5.1ВКР является обязательной формой государственной итоговой аттестации и служит основанием для определения и подтверждения соответствия подготовки обучающегося требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки.
5.2 ВКР выполняется обучающимся по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры в виде магистерской диссертации в течение всего периода обучения в магистратуре, в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы.
5.3 ВКР представляет собой завершенную теоретическую, экспериментальную и (или) творческую работу, связанную с решением актуальных проблем, определяемых особенностями направления и профиля подготовки.
5.4 ВКР предназначена для определения уровня сформированности компетенций, исследовательских умений, глубины знаний обучающегося в избранной области, относящейся к направлению и профилю подготовки, а также навыков экспериментально-методической работы, готовности к непрерывному профессиональному образованию.
5.5 Выполнение и защита ВКР являются видом учебной деятельности, который завершает процесс освоения обучающимся ОПОП ВО.
5.6 Содержанием ВКР может являться:
– отдельный этап научного исследования;
– отдельный этап научно-прикладного исследования;
– решение практической задачи;
– отдельный этап решения практической задачи.
ВКР должна представлять собой целостную работу. Тип задач, которые обучающийся решает при подготовке (написании) ВКР, определяется кафедрой, отвечающей за реализацию ОПОП ВО, по профилю которой осуществляется подготовка ВКР, и зависит от целей освоения ОПОП ВО и формируемых ею компетенций.
5.7 Задачами выполнения ВКР являются:
– расширение, закрепление и систематизация теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной или научно-методической задачи;
– освоение компетенций, предусмотренных соответствующей ОПОП ВО, в их комплексном сочетании и взаимозависимости;
– развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований с использованием современных научных методов;
– приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей научной и практической деятельности.
5.8 Порядок, сроки выполнения и защиты ВКР устанавливаются рабочим учебным планом, утвержденным ученым советом Института, и настоящим Положением.
5.9 За принятые в ВКР решения и достоверность всех данных несет ответственность обучающийся – автор ВКР (магистерской диссертации).
Требования к организации выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)
6.1 Тематика ВКР разрабатывается, ежегодно обновляется преподавателями кафедр. Темы ВКР должны соответствовать направлению и профилю подготовки, отражать актуальные проблемы развития науки и практики на современном этапе. Количество предлагаемых обучающимся тем ВКР должно превышать число обучающихся, желающих выбрать тему ВКР. В перечень тем ВКР могут включаться темы по заявкам работодателей.
6.2 Каждому обучающемуся по программам магистратуры назначается научный руководитель из числа высококвалифицированных специалистов (докторов или кандидатов наук), имеющих ученое звание, ведущих научные исследования по тематике магистерской диссертации. Назначение научных руководителей и утверждение тем магистерских диссертаций осуществляется в течение двух месяцев со дня зачисления (восстановления, перевода) обучающегося в магистратуру по представлению руководителя магистерской программы и утверждается приказом ректора Института на основе решений советов факультетов (отраженных в протоколах заседаний). Каждый научный руководитель магистрантов может одновременно руководить не более чем пятью магистрантами.
6.3 Заявление о выборе обучающимся темы ВКР и о назначении научного руководителя предоставляется на кафедру (Приложение 1). По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих ВКР совместно) Институт может предоставить обучающемуся (обучающимся) возможность подготовки и защиты ВКР по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
6.4 В случае, если тема ВКР предполагает выполнение исследований как в сфере предметной области знаний, так и в сфере профессиональной деятельности, наряду с научным руководителем может быть назначен соруководитель из числа докторов / кандидатов наук одной из выпускающих кафедр (либо из числа наиболее квалифицированных научно-педагогических сотрудников других учебных заведений или научно-исследовательских учреждений). Суммарное количество часов на руководство ВКР при этом не изменяется и делится между руководителем и соруководителем пропорционально доле их участия в руководстве ВКР.
6.5 Руководитель ОПОП ВО предоставляет перечень тем ВКР на экспертизу в научно-методический совет Института.
6.6 Заведующий выпускающей кафедрой доводит перечень тем ВКР до сведения обучающихся не позднее чем за 6 месяцев до даты начала ГИА.
6.7 Тема ВКР и научный руководитель утверждаются приказом ректора Института, на основе решений советов факультетов Института (отраженных в протоколах заседаний).
6.8 Последующая корректировка темы ВКР осуществляется по инициативе обучающегося и (или) его научного руководителя, рассматривается на заседании кафедры, совета факультета, и соответствующие изменения утверждаются приказом ректора Института.
6.9 Основными функциями научного руководителя ВКР являются:
– согласование с обучающимся темы ВКР;
– оказание обучающемуся помощи в разработке плана работы на весь период выполнения ВКР;
– рекомендация необходимой основной литературы, справочных и архивных материалов и других источников по теме исследования;
– проведение консультаций;
– контроль и анализ качества выполнения ВКР;
– внесение предложений заведующему кафедрой о приглашении соруководителей по отдельным разделам ВКР;
– проведение поэтапной и полной проверки готовности ВКР;
– составление отзыва на ВКР.
6.10 Рецензентом ВКР может быть доктор или кандидат наук, не являющийся штатным преподавателем выпускающей кафедры или представитель из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет). В случае ярко выраженного междисциплинарного характера ВКР для ее рецензирования могут быть назначены два рецензента.
6.11 Основные обязанности обучающегося при выполнении ВКР:
– изучение и анализ литературы по теме исследования и составление библиографического списка;
– определение цели, задач и методов исследования, обоснование рабочей гипотезы исследования;
– отбор необходимых диагностических и иных средств, которые будут использованы в практической части работы;
– своевременная обработка и представление результатов исследования;
– несение ответственности за достоверность собранной информации и результатов, полученных в ходе исследования;
– систематический отчет перед научным руководителем о проделанной работе;
– выступление с материалами, полученными в ходе исследования, на научных конференциях;
– своевременно оформление ВКР в соответствии с утвержденными в настоящем Положении требованиями.
6.12 Научный руководитель ВКР по согласованию с обучающимся планирует процесс подготовки ВКР и систематически проверяет степень соответствия выполненной обучающимся работы и плана подготовки магистерской диссертации.
6.13 В исключительных случаях по уважительной причине допускается смена научного руководителя ВКР на основании служебной записки заведующего кафедрой / декана факультета, соответствующие изменения утверждаются приказом ректора Института.