уроков литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве»




*
(102 или 136 часов – 3 или 4 часа в неделю соответственно)

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Вариант 1 (102 часа – 3 часа в неделю)
Раздел 1. Прощание с летом       Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художе- ственное произведение в испол- нении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оцени- вать свои эмоциональные реак- ции, с помощью учителя фор- мулировать главную мысль.
  Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»  
  Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)  
  «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)  
  Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)  

 

* Учитель сам определяет место и количество уроков по проверке навыка (техники) чтения. Как правило, такую проверку рекомендуется проводить в конце первого полугодия и 3-й четверти (не менее двух раз в год). Общие рекомендации по контролю техники чтения см. в Приложении к «Методическим рекомендациям».


 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 2. Летние путешествия и приключения   Характеризовать особенно- сти прослушанного произведе- ния: определять жанр (рас- сказ, повесть, сказка, стихо- творение, поэма, пьеса); пере- давать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска- зывания.   Чтение Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра- ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).
  Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»  
6–7 Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыска- телей»)  
  Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей»)  
  Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)  
10–11 Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)  
  Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)  
  Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)  
14–15 Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)  
16–17 Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2  
  Обучающее сочинение  
Раздел 3. Природа летом  
  Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом»  
  Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)  
  Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)  
  Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)  
  Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)  

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)   Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать отве- ты, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предло- женных формулировок и само- стоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиоте- ке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.   Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному.
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3  
Раздел 4. Уроки и переменки  
27–28 Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)  
  Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради)  
30–31 Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)  
  Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из пове- сти Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)  
33–34 Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)  
  Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4  
  Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.  
Раздел 5. «Глухая пора листопада…»  
  Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)  
  Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)  
  Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)  
  Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5  
  Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами  

 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»   Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.   Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас- суждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки.   Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
  Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»  
  «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)  
  Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)  
  Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)  
  За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)  
  Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)  
  Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)  
  Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)  
  Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6  
  Внеклассное чтение по разделу 6  
  Обучающее сочинение  
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...»  
  Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аука- ет...», «Пороша»)  
  «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)  
  В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)  
  Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)  

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)    
  Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7  
  Обучающее сочинение  
  Внеклассное чтение по разделу 7  
Раздел 8. Животные в нашем доме  
  Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»  
  У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)  
  Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)  
  Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)  
  Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8  
Раздел 9. Мы с мамой и папой  
  Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»  
  Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)  
  Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)  
  Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)  
  Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)  
  Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)  
  Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)  

 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье    
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9  
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»  
  Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)  
  Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)  
  Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)  
  Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)  
  Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10  
Раздел 11. День смеха  
  Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»  
  Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)  
  Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)  
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...»  
  Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...»)  
  Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)  
  Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)  
  Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)  
  Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12  

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 13. День Победы    
  Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»  
  Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)  
  Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)  
  Внеклассное чтение по разделу 13  
Раздел 14. Родная земля  
  Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»  
  Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)  
  Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»  
  Заключительный урок внеклассного чтения  
101–102 Резервные уроки, уроки итогового контроля  
Вариант 2 (136 часов – 4 часа в неделю)
Раздел 1. Прощание с летом       Аудирование (слушание) Воспринимать на слух худо- жественное произведение в исполнении учителя, учащих- ся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональ- ные реакции, с помощью учи- теля формулировать главную мысль.
  Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»  
2–3 Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)  
4–5 «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)  
  Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)  
Раздел 2. Летние путешествия и приключения  
  Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»  
8–9 Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)  

 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
10–11 Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей»)   Характеризовать особенно- сти прослушанного произведе- ния: определять жанр (рас- сказ, повесть, сказка, стихо- творение, поэма, пьеса); пере- давать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска- зывания.   Чтение Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра- ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).
12–13 Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)  
14–16 Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)  
  Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)  
18–19 Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)  
20–21 Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)  
22–23 Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2  
  Обучающее сочинение  
Раздел 3. Природа летом  
  Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом»  
27–28 Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)  
  Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)  
  Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)  
31–32 Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)  
  Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3  

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 4. Уроки и переменки   Объяснять выбор автором заглавиия, его смысл; выби- рать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать отве- ты, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предло- женных формулировок и само- стоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиоте- ке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.   Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения.
35–36 Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)  
  Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради)  
38–39 Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)  
  Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)  
41–42 Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)  
43–44 Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4  
  Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе  
Раздел 5. «Глухая пора листопада…»  
47–48 Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)  
  Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)  
  Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)  
51–52 Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5  
  Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами  
  Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»  
  Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»  
  «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)  

 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
57–58 Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)   Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.   Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас- суждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки.   Творческая деятельность Инценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
59–60 Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)  
61–62 За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)  
63–64 Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)  
65–66 Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)  
67–68 Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)  
69–70 Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6  
  Внеклассное чтение по разделу 6  
  Обучающее сочинение  
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...  
  Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аука- ет...», «Пороша»)  
  «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)  
75–76 В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)  
  Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапо- гах» (работа в тетради)  
78–79 Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)  
80–81 Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7  

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Обучающее сочинение    
  Внеклассное чтение по разделу 7  
Раздел 8. Животные в нашем доме  
  Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»  
86–87 У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)  
88–89 Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)  
90–91 Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)  
  Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8  
Раздел 9. Мы с мамой и папой  
  Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»  
  Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)  
  Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)  
97–98 Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)  
99–100 Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)  
  Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)  
102–103 Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)  
  Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9  

 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»    
  Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)  
  Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)  
108–109 Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)  
110–111 Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)  
112–113 Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10  
Раздел 11. День смеха  
  Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»  
116–117 Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)  
  Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)  
  Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...»  
119–120 Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)  
121–122 Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)  
  Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из пове- сти «Детство Никиты») (работа в тетради)  
  Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)  
125–126 Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12  
  Раздел 13. День Победы  
  Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»  

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
128–129 Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)    
  Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)  
  Внеклассное чтение по разделу 13  
Раздел 14. Родная земля  
  Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»  
  Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)  
  Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»  
  Заключительный урок внеклассного чтения  
  Резервный урок, урок итогового контроля  

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»

**
(102 или 136 часа – 3 или 4 часа в неделю соответственно)*

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Часть 1 (74 ч., из них 2 ч. резервных)
  Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т**   Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художе- ственные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;
Раздел 1. Любимые книги 8 (7)
  Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т  

 

* Планирование предлагается из расчета 4 часа в неделю. В нём также (в скобках) указывается количество часов на изучение каждого раз- дела при 3-х часах в неделю.

** Здесь и далее буква Т показывает, что на данном уроке ученики выполняют задания в «Тетради по литературному чтению».


 

 

№ п/п   Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т   отвечать на вопросы по содер- жанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоцио- нальные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оцени- вать ход и результат выполне- ния. Характеризовать прослушан- ное художественное произведе- ние: его жанр (включая поуче- ние, летопись, путешествие и др.), сюжет (последователь- ность развития событий); опи- сывать героев. Сравнивать свои ответы с отве- тами одноклассников, оцени- вать своё и чужое высказыва- ние.   Чтение Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворе- ния, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
  Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т  
  Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т  
  Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т  
  Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т  
  Внеклассное чтение.Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения).  
  Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т  
Раздел 2. У истоков русской детской литературы 20 (17)
  Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). Т  
  «Повесть временных лет». «Расселение славян». Т  
  Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: