|
(102 или 136 часов – 3 или 4 часа в неделю соответственно)
| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Вариант 1 (102 часа – 3 часа в неделю) | |||
| Раздел 1. Прощание с летом | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художе- ственное произведение в испол- нении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оцени- вать свои эмоциональные реак- ции, с помощью учителя фор- мулировать главную мысль. | ||
| Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» | |||
| Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | |||
| «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | |||
| Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») |
* Учитель сам определяет место и количество уроков по проверке навыка (техники) чтения. Как правило, такую проверку рекомендуется проводить в конце первого полугодия и 3-й четверти (не менее двух раз в год). Общие рекомендации по контролю техники чтения см. в Приложении к «Методическим рекомендациям».

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел 2. Летние путешествия и приключения | Характеризовать особенно- сти прослушанного произведе- ния: определять жанр (рас- сказ, повесть, сказка, стихо- творение, поэма, пьеса); пере- давать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска- зывания. Чтение Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра- ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | ||
| Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» | |||
| 6–7 | Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыска- телей») | ||
| Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей») | |||
| Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | |||
| 10–11 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | ||
| Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | |||
| Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | |||
| 14–15 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | ||
| 16–17 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома») | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2 | |||
| Обучающее сочинение | |||
| Раздел 3. Природа летом | |||
| Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом» | |||
| Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») | |||
| Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | |||
| Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | |||
| Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать отве- ты, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предло- женных формулировок и само- стоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиоте- ке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3 | |||
| Раздел 4. Уроки и переменки | |||
| 27–28 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | ||
| Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради) | |||
| 30–31 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | ||
| Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из пове- сти Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | |||
| 33–34 | Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | ||
| Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4 | |||
| Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | |||
| Раздел 5. «Глухая пора листопада…» | |||
| Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») | |||
| Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | |||
| Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | |||
| Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5 | |||
| Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас- суждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения. | ||
| Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | |||
| «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») | |||
| Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») | |||
| Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход») | |||
| За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») | |||
| Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | |||
| Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») | |||
| Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | |||
| Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6 | |||
| Внеклассное чтение по разделу 6 | |||
| Обучающее сочинение | |||
| Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» | |||
| Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аука- ет...», «Пороша») | |||
| «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») | |||
| В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | |||
| Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради) |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | |||
| Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7 | |||
| Обучающее сочинение | |||
| Внеклассное чтение по разделу 7 | |||
| Раздел 8. Животные в нашем доме | |||
| Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» | |||
| У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | |||
| Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | |||
| Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | |||
| Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8 | |||
| Раздел 9. Мы с мамой и папой | |||
| Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» | |||
| Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») | |||
| Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | |||
| Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | |||
| Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | |||
| Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | |||
| Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9 | |||
| Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» | |||
| Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | |||
| Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | |||
| Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | |||
| Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | |||
| Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10 | |||
| Раздел 11. День смеха | |||
| Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | |||
| Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | |||
| Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | |||
| Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» | |||
| Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...») | |||
| Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») | |||
| Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) | |||
| Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») | |||
| Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12 |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел 13. День Победы | |||
| Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» | |||
| Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | |||
| Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | |||
| Внеклассное чтение по разделу 13 | |||
| Раздел 14. Родная земля | |||
| Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | |||
| Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | |||
| Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | |||
| Заключительный урок внеклассного чтения | |||
| 101–102 | Резервные уроки, уроки итогового контроля | ||
| Вариант 2 (136 часов – 4 часа в неделю) | |||
| Раздел 1. Прощание с летом | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух худо- жественное произведение в исполнении учителя, учащих- ся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональ- ные реакции, с помощью учи- теля формулировать главную мысль. | ||
| Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» | |||
| 2–3 | Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | ||
| 4–5 | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | ||
| Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») | |||
| Раздел 2. Летние путешествия и приключения | |||
| Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» | |||
| 8–9 | Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| 10–11 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей») | Характеризовать особенно- сти прослушанного произведе- ния: определять жанр (рас- сказ, повесть, сказка, стихо- творение, поэма, пьеса); пере- давать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска- зывания. Чтение Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра- ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | |
| 12–13 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | ||
| 14–16 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | ||
| Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | |||
| 18–19 | Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | ||
| 20–21 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | ||
| 22–23 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома») | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2 | |||
| Обучающее сочинение | |||
| Раздел 3. Природа летом | |||
| Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом» | |||
| 27–28 | Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») | ||
| Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | |||
| Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | |||
| 31–32 | Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») | ||
| Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3 |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел 4. Уроки и переменки | Объяснять выбор автором заглавиия, его смысл; выби- рать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать отве- ты, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предло- женных формулировок и само- стоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиоте- ке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
| 35–36 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | ||
| Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради) | |||
| 38–39 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | ||
| Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | |||
| 41–42 | Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | ||
| 43–44 | Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4 | |||
| Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе | |||
| Раздел 5. «Глухая пора листопада…» | |||
| 47–48 | Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») | ||
| Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | |||
| Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | |||
| 51–52 | Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5 | |||
| Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами | |||
| Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» | |||
| Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | |||
| «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| 57–58 | Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас- суждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки. Творческая деятельность Инценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения. | |
| 59–60 | Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход») | ||
| 61–62 | За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») | ||
| 63–64 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | ||
| 65–66 | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») | ||
| 67–68 | Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | ||
| 69–70 | Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6 | ||
| Внеклассное чтение по разделу 6 | |||
| Обучающее сочинение | |||
| Раздел 7. «Поёт зима, аукает... | |||
| Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аука- ет...», «Пороша») | |||
| «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») | |||
| 75–76 | В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | ||
| Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапо- гах» (работа в тетради) | |||
| 78–79 | Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | ||
| 80–81 | Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7 |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Обучающее сочинение | |||
| Внеклассное чтение по разделу 7 | |||
| Раздел 8. Животные в нашем доме | |||
| Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» | |||
| 86–87 | У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | ||
| 88–89 | Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | ||
| 90–91 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | ||
| Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8 | |||
| Раздел 9. Мы с мамой и папой | |||
| Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» | |||
| Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») | |||
| Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | |||
| 97–98 | Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | ||
| 99–100 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | ||
| Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | |||
| 102–103 | Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) | ||
| Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье | |||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9 |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» | |||
| Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | |||
| Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | |||
| 108–109 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | ||
| 110–111 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | ||
| 112–113 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10 | |||
| Раздел 11. День смеха | |||
| Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | |||
| 116–117 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | ||
| Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | |||
| Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» | |||
| 119–120 | Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...») | ||
| 121–122 | Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») | ||
| Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из пове- сти «Детство Никиты») (работа в тетради) | |||
| Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») | |||
| 125–126 | Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12 | ||
| Раздел 13. День Победы | |||
| Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| 128–129 | Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | ||
| Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | |||
| Внеклассное чтение по разделу 13 | |||
| Раздел 14. Родная земля | |||
| Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | |||
| Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | |||
| Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | |||
| Заключительный урок внеклассного чтения | |||
| Резервный урок, урок итогового контроля |
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»
|
| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Часть 1 (74 ч., из них 2 ч. резервных) | |||
| Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т** | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художе- ственные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; | ||
| Раздел 1. Любимые книги | 8 (7) | ||
| Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т |
* Планирование предлагается из расчета 4 часа в неделю. В нём также (в скобках) указывается количество часов на изучение каждого раз- дела при 3-х часах в неделю.
** Здесь и далее буква Т показывает, что на данном уроке ученики выполняют задания в «Тетради по литературному чтению».

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
| Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т | отвечать на вопросы по содер- жанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоцио- нальные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оцени- вать ход и результат выполне- ния. Характеризовать прослушан- ное художественное произведе- ние: его жанр (включая поуче- ние, летопись, путешествие и др.), сюжет (последователь- ность развития событий); опи- сывать героев. Сравнивать свои ответы с отве- тами одноклассников, оцени- вать своё и чужое высказыва- ние. Чтение Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворе- ния, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. | ||||
| Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т | |||||
| Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т | |||||
| Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т | |||||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т | |||||
| Внеклассное чтение.Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения). | |||||
| Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т | |||||
| Раздел 2. У истоков русской детской литературы 20 (17) | |||||
| Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). Т | |||||
| «Повесть временных лет». «Расселение славян». Т | |||||
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т |
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |