|
(136 часов – 4 часа в неделю)
| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (23 ч) | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, уча- щихся. Характеризовать особенно- сти прослушанного художе- ственного произведения (опре- делять жанр – рассказ, сти- хотворение, сказка народная, авторская; загадка, послови- ца, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное зада- ние, выбирать последователь- ность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми слова- ми осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ния, небольшие отрывки прозы. | |
| Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка») Т* | ||
| Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом | ||
| Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу» | ||
| Русские народные сказки. Сказка «Царь-девица» Т | ||
| Народная сказка «Царь-девица». «Законы» волшебной сказки Т | ||
| Как сказки сказываются Т | ||
| «Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т | ||
| Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») Т | ||
| Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т | ||
| «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т | ||
| Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т | ||
| 12 (вар. 1-й) | Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
| 12 (вар. 2-й) | Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
| 12 (вар. 3-й) | Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
| Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» Т | ||
| «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») | ||
| От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович») |
* Буквой Т обозначены уроки, на которых предполагается работа в «Тетради по литературному чтению» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») Т | Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе клю- чевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учите- лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выби- рать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоя- тельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, оглавление, иллю- страции. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих эле- ментов. | |
| Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») Т | ||
| Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | ||
| Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Т | ||
| «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – это сказка | ||
| Всех скороговорок не перескороговоришь Т | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 Т | ||
| Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок | ||
| Раздел II. «Сказочные человечки» (27 ч) | ||
| Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка») | ||
| Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) Т | ||
| Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть) | ||
| Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части) | ||
| Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» Т | ||
| Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2) Т | ||
| Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) Т | ||
| Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») Т | ||
| Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») Т | ||
| Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит» Т | ||
| Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3) | ||
| Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) Т | ||
| Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» | ||
| Песенки сказочных человечков |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с правилами речевого общения. Формулировать вопроситель- ные предложения. Конструировать монологиче- ское высказывание: состав- лять рассказ о герое прочитан- ного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художествен- ного произведение (его фраг- менты): читать по ролям, уча- ствовать в драматизации. Иллюстрировать художе- ственное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. | |
| Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») Т | ||
| Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т | ||
| Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т | ||
| Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | ||
| Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | ||
| Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | ||
| Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2) | ||
| Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я) | ||
| Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) Т | ||
| Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2 Т | ||
| Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т | ||
| Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки | ||
| Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч) | ||
| Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | ||
| Былина как фольклорный жанр | ||
| Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т | ||
| Илья Муромец – богатырь земли Русской Т | ||
| Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор») | ||
| Сравнение богатырской сказки и былины Т | ||
| Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») Т |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т | ||
| Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») Т | ||
| «Богатырь» Назнай | ||
| Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» | ||
| Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная рабо- та № 3 Т | ||
| Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения) | ||
| Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (20 ч) | ||
| Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | ||
| Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») Т | ||
| Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») Т | ||
| Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка») | ||
| Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т | ||
| Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева») | ||
| Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» Т | ||
| К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») Т | ||
| Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») Т | ||
| Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» (1-я) | ||
| Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служка» (2-я) | ||
| Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» | ||
| «Сказка о глупости» И. Франко | ||
| «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») Т | ||
| Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т | ||
| Мудростью богаты. Русские народные загадки Т |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Как придумать загадку? Литературные загадки | ||
| Обобщающий урок по разделу IV. Проверочная работа № 4 Т | ||
| Зачем поют колыбельные песни Т | ||
| Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | ||
| Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намек...» (21 ч) | ||
| Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...» | ||
| Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | ||
| Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») | ||
| Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») Т | ||
| Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») | ||
| Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») Т | ||
| Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил брат- ца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | ||
| Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») Т | ||
| Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | ||
| Любимые герои сказок | ||
| Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул») Т | ||
| Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») | ||
| Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») | ||
| Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи») | ||
| Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик») |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Авторские считалки | ||
| О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» | ||
| Сочиняем считалку | ||
| Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов Т | ||
| Проверочная работа № 5 Т | ||
| Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки | ||
| Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (31 ч) | ||
| Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | ||
| Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Т | ||
| Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) Т | ||
| Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части) | ||
| Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части) | ||
| Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча») Т | ||
| Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») Т | ||
| Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») Т | ||
| Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») Т | ||
| «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка») Т | ||
| Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Т | ||
| Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») Т | ||
| Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный» | ||
| Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры | ||
| Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки») | ||
| Уроки творчества Дж. Родари | ||
| Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева |

| № п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Характеристика деятельности учащихся |
| Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!») | ||
| Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце») | ||
| Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6 | ||
| 125–126 | Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | |
| Проверка техники чтения* | ||
| Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» | ||
| 129–136 | Резервные уроки |
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ