января 1981 г. Совет Министров РСФСР продублировал союзное постановление с соответствующей конкретизацией.




Наши несчастные реки

(часть-2)

Краткий исторический экскурс деградации малых рек на фоне развития нормативной базы по рациональному использованию и охране водных ресурсов

 

Перелом в отношении власти к проблеме рационального использования и охраны водных ресурсов произошел в 1960 году, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 425, от 22 апреля 1960 г. «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР». Видимо, ситуация в некоторых регионах обострилась до очень показательного уровня, а, может, кто-то в руководстве прозрел вовремя. В постановлении было отмечено, «что в ряде районов страны имеет место нерациональное использование водных ресурсов, их истощение и загрязнение, чем наносится большой ущерб народному хозяйству». Все грехи были перечислены подробно и экологически профессионально. Названы в документе и виновники (министерства и ведомства), и территории, где положение было особо удручающим. Среди них упоминалась и Удмуртия, что давало «охранникам» рек все основания проявить настойчивость для исправления положения. Руководству союзных республик предписывалось организовать специальные органы по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов с инспекциями по бассейнам основных рек (водоемов), на которые возлагались целый ряд функций. Среди этих функций были и такие как:

- плановый учет по количественным и качественным показателям водных ресурсов;

- организация разработки водохозяйственных балансов и перспективных схем использования и охраны водных ресурсов;

- контроль за мероприятиями по борьбе с вредным воздействием вод: наводнениями, подтоплениями, заболачиваниями, эрозией почв, образованием оврагов и др.

- текущее диспетчерское регулирование использования водных ресурсов на основе утвержденного сводного плана и фактической водности года;

- государственный надзор за учетом и рациональным использованием предприятиями водных ресурсов, а также за проведением предприятиями мероприятий по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения.

Эти органы наделялись правом приостанавливать работу действующих предприятий, если ими не выполнены в срок постановления Правительства о проведении мероприятий, обеспечивающих очистку и обезвреживание сточных вод.

В документе был установлен запрет на приемку и ввод в постоянную или временную эксплуатацию производственных объектов, сбрасывающих сточные воды без очистки и обезвреживания. При этом пуск предприятий, цехов и агрегатов допускался только с разрешения Государственной санитарной инспекции.

В это же время в Госплане СССР создается Отдел водных ресурсов, который должен был регулировать и координировать использование и охрану водных ресурсов в стране.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляли также Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и органы санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР. На Гидромет была возложена ответственность за организацию службы наблюдений и контроля за качественным состоянием вод, а на Санэпидслужбу - контроль за проведением санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения водных источников, предназначенных для удовлетворения питьевых, бытовых, оздоровительных и иных нужд населения.

Далее водное законодательство только усиливалось. Среди знаковых событий законодательной деятельности в стране надо, в первую очередь, отметить принятие в 1970 г. Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик. Это первый в истории советского законодательства союзный закон, направленный на усиление охраны и улучшение использования водных ресурсов. В нём было дано определение единого государственного водного фонда, установлено разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик в области регулирования водных отношений, сформулированы задачи государственного контроля за использованием и охраной вод.

На базе Основ и в соответствии с ними во всех союзных республиках в течение 1972 - 1973 гг. были утверждены Водные кодексы. Водные кодексы детализировали союзный закон по вопросам, отнесенным к компетенции союзных республик, а также по вопросам совместной компетенции Союза ССР и союзных республик. 30 июня 1972 г. Верховным Советом РСФСР был принят Водный кодекс РСФСР

Затем правительством страны были приняты ряд важных постановлений, призванных существенно повлиять на водные отношения. Постановлением Совета Министров СССР от 10 марта 1975 г. было утверждено Положение о государственном учете вод и их использования; Постановлением от 10 июня 1977 г. «О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование» был определен порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование; Постановлением от 22 июня 1979 г. утверждено Положение о государственном контроле за использованием и охраной вод. Государственный контроль был в основном возложен на Министерство мелиорации и водного хозяйства, в составе которого были созданы необходимые для этого структуры, в том числе бассейновые инспекции и гидрохимические лаборатории. Но главное, что приоритет в этом деле был отдан представительной власти – Советам народных депутатов. Теперь многое зависело от отношения депутатов к природе своих мест проживания, к своим рекам и озерам.

С 1978 года в СССР введен Государственный водный кадастр (ГВК), представляющий собой систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый свод сведений о водных объектах, составляющих единый государственный водный фонд о режиме, качестве и использовании вод.

С целью повышения качества управления водными отношениями, улучшения качества исследования состояния водных объектов и планирования мероприятий по их охране и восстановлению совершенствовалась и нормативно-методическая база. Так в 1976 г. вышли Постановления Совминов СССР и РСФСР «О порядке разработки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод» (№ 408 от 2.06.1976 и № 375 от 9.07.1976).

Вот, казалось бы, уже всё было для того, чтобы навести порядок в деле рационального использования и охраны водных ресурсов страны: и законодательство есть, и органы госконтроля созданы, и методики разработаны, и сроки выполнения мероприятий установлены, а всё равно не получается. Реки и другие водные объекты продолжают порой варварски уничтожать застройкой, сбросом отходов, безобразным использованием прибрежных территорий. Особенно сильно деградируют малые реки городов.

В результате в 1980 году союзное правительство выпускает очередное Постановление (№ 868 от 8.10.1980) «Об усилении охраны малых рек от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов». В постановлении, кстати, была указана причина требующая очередного вмешательства высших инстанций государства: «… некоторые исполкомы местных Советов народных депутатов и органы по регулированию использования и охране вод не принимают необходимых мер к усилению охраны и улучшению состояния малых рек и не обеспечивают контроля за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями водоохранных мероприятий, в результате чего в ряде районов страны состояние малых рек остается неудовлетворительным, а отдельные из них теряют свое значение».

января 1981 г. Совет Министров РСФСР продублировал союзное постановление с соответствующей конкретизацией.

Уже всем стало понятно, что, не обеспечив режим водоохранных зон, остановить деградацию малых рек не получится. Поэтому постановлением было утверждено новое Положение о водоохранных полосах (зонах) малых рек РСФСР, и установлены сроки реализации требований этого положения путем разработки Схем охраны вод малых рек в соответствии с порядком, установленным Постановлением Совета Министров РСФСР № 375 от 9 июля 1976 г.

Совет Министров РСФСР опять отметил, что «работы по сохранению малых рек, регулированию их стока, берегоукреплению, противоэрозионным мероприятиям осуществляются некомплексно и в недостаточных объемах. Некоторые Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы и органы по регулированию использования и охране вод не принимают необходимых мер к усилению охраны и улучшению состояния малых рек, не обеспечивают должного контроля за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями водоохранных мероприятий. Имеют место случаи загрязнения малых рек неочищенными сточными водами, распахивания склонов и прибрежных полос вдоль рек и оврагов. Не выполняются планы агролесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных работ. В результате этого в ряде районов состояние малых рек остается неудовлетворительным, а отдельные из них теряют свое значение».

В связи с таким негативным положением дел Совмин России постановил: «разработать и осуществить мероприятия по восстановлению водности малых рек и чистоты их вод, имея в виду осуществить в 1981 - 1985 годах эти мероприятия в районах крупных городов, промышленных центров, мест массового отдыха населения, уникальных природных ландшафтов и заповедных территорий».

Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР было дано задание «определить перечень малых рек, на которых должны быть осуществлены водоохранные мероприятия в 1981 – 1985 годах и на перспективу», а также «обеспечить разработку схем охраны вод малых рек применительно к порядку, установленному Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.07.1976 г. № 375».

Упреждая старую отговорку о нехватке средств на проведение водоохранных работ министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам было разрешено привлекать для финансирования средства, выделяемые им на операционные расходы.

В постановлении учитывался и кадровый вопрос. Так было признано целесообразным организовать в системе Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР службу малых рек, увеличив при этом численность работников аппарата министерств автономных республик на 50 единиц, краевых и областных производственных управлений мелиорации и водного хозяйства - на 195 единиц. Причем в российском министерстве создавалось Главное управление малых рек и водохранилищ.

Не смотря на все предпринятые законодательные и организационно-управленческие усилия власти, ничего практически не менялось. Видимо, чтобы начать серьёзную работу по восстановлению ранее загубленных рек и по эффективной реабилитации и охране ещё «живых» не хватало вмешательства высшего партийного органа страны, тем более что начинала шуметь экологическая общественность. 7 января 1988 года вышло знаменитое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» 7.01.1988 г. Целый раздел Постановления был посвящен перечислению недостатков в природоохранной деятельности. С целью исправления ситуации был создан централизованный природоохранный орган – Государственный комитет по охране природы и введен новый механизм природоохранной деятельности – экологическая экспертиза.

Постановление вызвало новый виток принятия нормативных актов в сфере рационального использования и охраны водных ресурсов, из которых следует отметить новое Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в РСФСР (утвержденное Постановлением Совмина РСФСР № 91 от 17.03.1989 г.) и Регламентирующий документ «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения схем охраны и рационального использования водных ресурсов малых рек» (РД 33-1.1.02-90). Введенный в действие нормативный документ РД 33-1.1.02-90 регламентировал состав, порядок разработки, согласования и утверждения схем охраны и рационального использования водных ресурсов малых рек. Теперь пошагово была расписана вся процедура изучения экологического состояния реки, определения и установления на местности её водоохранной зоны и прибрежной полосы, разработка мероприятий, направленных на восстановление водного объекта и дальнейшую его эффективную охрану.

Надо отметить, что в законодательстве СССР понятие «водоохранная зона» появилось в 1936 году (Постановление ЦИК и СНК СССР от 2.07.1936). С тех пор разработке проектов водоохранных зон, их утверждению и реализации на местности мешали то военные и экономические обстоятельства, то непонятное игнорирование требований государственной власти. Начиная с 1960 года (после принятия Постановления Совмина СССР № 425), каждые пять лет устанавливался план по их разработке и всё время этот план на местах не выполнялся. С таким положением и столкнулись члены общественной организации «Экологический Союз г. Ижевска», придя на работу в природоохранные органы представительной власти и государственного контроля.

Наступили времена политического и экономического хаоса, в котором решить экологические задачи было неимоверно трудно. А потом началось изменение экологического законодательства в сторону коммерциализации отношений по поводу природных ресурсов. В настоящее время это законодательство доведено до абсурда и уже не защищает ни водные, ни другие природные объекты.

* * *



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: