Основные функции управленческой деятельности.




Управленческая деятельность - принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особен­ности управленческой деятельности можно свести к следующим:

· большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

· неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

· ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

· значительная роль коммуникативной функции;

· высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (соверше­ния, исполнения) руководителями множества разнообразных управлен­ческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функ­циями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспе­чить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции - основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленчес­кой деятельности. Общие, или универсальные функции присущи управ­лению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержа­ние управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения определенного результата.

К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основ­ных, текущих и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, поэтому в каждый данный момент руководитель дол­жен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у "соседей", с решениями вышестоящих руководителей. Но сверять мало. Надо уметь кор­ректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматри­вать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности ор­ганизации. О важности этой функции говорит поговорка “Хорошо спланировано – наполовину сделано”. Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование - выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний разви­тия организации в будущем.

Несколько слов о функции организации. Понятие "организация" обычно используется в двух значениях. Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организаци­ей понимается форма проявления совместной деятельности.

Когда мы говорим о функции организации то, по нашему мнению, она заключается, прежде всего, в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего обра­зуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс целенаправленного взаимодейс­твия частей целого как системы для достижения в конкретных усло­виях и в определенные сроки поставленных целей.

Организация взаи­модействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

ü определение целей, задач и особенностей совместной дея­тельности членов организации;

ü выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать – это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;

ü установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их выполнения;

ü выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

ü установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненности, координации и др.);

ü создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

ü специализация исполнителей;

ü количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

ü параллельность действий;

ü ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть не­которые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сде­лать их более согласованными, гармоничными и эффективными, и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая "тонкая настройка" системы полу­чила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и исполь­зование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совмест­ной деятельности и их результативной деятельности. При этом руководитель при осуществлении этой функции должен руко­водствоваться рядом принципов:

ü зависимость величины стимула от конкретного вклада подчи­ненного в общее дело;

ü связь стимулов с целями деятельности организации;

ü единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

ü разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

ü сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

ü наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями разви­тия процессов в управляемой системе, измерение, регистрация и группировка данных;

ü сравнение ее параметров с заданной программой функциониро­вания;

ü количественная и качественная оценка эффективности дея­тельности

ü выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

ü выявление причин сложившегося состояния;

ü определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Важной психологической проблемой является вопрос о расхожде­нии между функциями, которые должен исполнять руководитель, и ре­ально выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними нет, так как на практике первые функции преломляются через реально сложившуюся ситуацию, в которой находится руково­дитель, личность конкретного руководителя, состояние руководимой организации, особенности взаимоотношений с вышестоящим руководством и др.

Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдается определенная избирательность, предпочтение одних функций по сравнению с другими. В реально вы­полняемых функциях проявляется "рисунок" или стиль деятельности руководителя.

По направленности руководителя на решение различных функциональных задач А.Л.Журавлев, В.Ф.Рубахин, В.Г.Шорин (1976) выделяют следующие стили:

· ориентированный на решение в основном производственных за­дач;

· ориентированный на решение преимущественно социально-психологических и социальных задач;

· ориентированный на оптимальное решение задач, стоящих пе­ред организацией и руководителем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: