Упражнения на развития ритмичности в Латиноамериканских танцах




"Учимся слышать музыку"

На начальном этапе обучения танцоров латиноамериканской программе необходимо научить слушать и слышать не только музыку в целом, но и ритмический рисунок в конкретной музыке конкретного танца.

Это можно сделать путем тренировки переключения слуха с одних звуков на другие.

Обычно я говорю детям в тренировочном зале: "Ребята, закройте глаза, и попробуйте сейчас переключиться и услышать только те звуки, что слышны с улицы, а теперь давайте послушаем только те звуки, которые слышны в помещении, ну и самое сложное - положите руку туда, где у вас сердце, и попробуйте услышать ритм своего сердца. Оно бьется ритмично и четко, такое же ритмичное и четкое биение есть в музыке. Теперь откроем глаза, и послушаем музыку. В музыке этот ритм звучит от определенных инструментов. Нам нужно услышать эти инструменты, и попробовать назвать их"

После того, как ребята сделали это упражнение, они называют ударные инструменты в этой музыке, так же мы обращаем внимание на то, каким образом еще в музыке выделяются удары. Таким образом я настраиваю слух детей на определенные звуки, которые они в дальнейшем учатся находить и выражать различными движениями - в зависимости от исполняемого танца.

Следующей комплекс упражнений - "Выражение ритма в движении"

После того, как ребята научились ориентироваться в потоке звуков, я подключаю к работе двигательные навыки. Теперь нужно ритм выразить при помощи хлопков, но при этом необходимо следить, чтобы дети не переключались на свой собственный внутренний ритм, и не переключались на общий ритм группы, а оставались на ритме музыки, его слышали и интерпретировали.

Для этого я рекомендую сказать ребятам, чтобы хлопки были негромкими, и музыку включать не громко, чтобы ученики старались прислушаться к ней.

Следующим этапом можно учить ребенка "шагать музыка" - то есть выражать постукиванием ноги о пол. В этом упражнении нужно следить за тем, чтобы удар в музыке совпадал с моментом наступания ноги на пол.

Когда ребенок освоил эту информацию, он выполняет следующее упражнение. Передает ритм при помощи шагов на месте (с переносом веса с ноги на ногу). Здесь так же необходимо следить за тем, чтобы нога при наступании на пол совпадала с моментом удара в музыке.

Следующий этап: " Находим сильную долю"

Научившись слышать и выражать ритм при помощи элементарных движений теперь можно поговорить о ритмической и темповой окраске музыки.

Одним из первых этапов нужно научить слышать сильные доли в музыке. Это также можно сделать при помощи вышеперечисленных упражнений.

Ребята учатся слышать в музыке самые сильные звуки, рассказывают - каким образом выделяются эти звуки, и показывают сильные доли при помощи хлопков.

Далее я объясняю ученикам, что эти сильные звуки - это начало музыкального такта, и музыкальной фразы... В зависимости от танца количество музыкальных ударов в одном такте меняется, и музыкальные фразы содержат в себе разное кол- во тактов.

В каждой музыке латиноамериканских танцев мы просчитываем эти фразы, простукиваем при помощи упражнений, предложенных раннее, и это учит ребят навыкам ритмичности и музыкальности.

Самое сложное упражнение для многих учеников - это научиться показать музыкальную фразу - например - хлопками, простукивая каждый удар, но сильные доли выделять более сильными ударами, а слабые доли - хлопать еле слышно.

 

Следующим этапом необходимо разобрать такие понятия темпа - как "слоу" (медленно) и "квик"(быстро). Я знакомлю учеников с этими понятиями относительно каждого танца, изучаемого ими в латиноамериканской программе на начальном этапе.

 

Упражнение для более продвинутых танцоров

Данное упражнение я применяю на практике с теми танцорами, которые уже имеют представление об основах латиноамериканских танцев, и умеют их исполнять. В этом упражнении я тренирую способность различать те звуки в музыке, которые отвечают за начало музыкального удара, здесь уже происходит деление удара на несколько частей, и определение конкретной исполнительской задачи в каждую часть удара. Когда ребенок учиться распознавать в музыке тот момент, который является началом удара, он начинает понимать, что между ударами есть пауза, и в зависимости от темпа музыки она может быть или долгая, или короткая. Для быстрых темпов пауза будет короткая, для медленных - соответственно длинная. При условии, что наступание на ногу происходит именно в начало удара, у танцора появляется возможность научиться заполнить эту паузу каким либо движением.

Теперь поговорим об особенностях ритмического исполнения таких латиноамериканских танцев, как самба, ча-ча-ча, джайв. Эти танцы входят в программу обучения детей начинающего уровня, и первого классового уровня.

Самба

Так как самба создавалась из множества танцев, почти каждая фигура пришла в самбу с другого танца и принесла свой характер и ритмический рисунок. Поэтому самба отличается многообразием ритмов в фигурах, и сложна в исполнении. Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название - " samba tic ", вес находится впереди, большинство шагов делается с носка. Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся движениями таза в различных вариациях. Если же этого нет, самба теряет очень многое.

Характеристики Самбы:

Движение: Ритмичное, Быстрое, Подвижное, Стелящееся

Музыкальный размер: 2/4 или 4/4Акцент: на 1 и 2 (1 сильнее) удар.

Подъем и Снижение: Пружинящее (bounce) движение.

Тренируя самбу с начинающими детьми, после того, как ученик научился слышать и выражать какими либо действиями ритм музыки - я знакомлю ребенка с ритмическими особенностями этого танца. Он учится слышать и различать музыкальные фразы, находить начало этой фразы, учиться их считать. Музыкальная фразу мы определяем в 8 счетов.

Начинающие танцоры также учатся ритмически выражать самба-ритм при помощи характерного для этого танца движения - Баунс.

Самба Баунс, т.е. вертикальный подъем и снижение, присутствует во всех фигурах, исполнемых в ритме “1 а 2” и осуществляется за счет сгибания и выпрямления колена и лодыжки опорной ноги. Каждый подъем и снижение занимают по 1/2 музыкального удара. Для отсчета 1/2 удара используется счет “&” (и). Если начинать из положения с согнутыми коленями, то ритм Баунса будет: & 1 & 2 & 1 & 2... и так далее.

Вторым этапом освоения ритма самбы я предлагаю познакомить начинающих танцоров с основными ритмами самбы.

Ритм и длительности

Во многих фигурах Самбы есть шаги, исполняемые с разной длительностью. Ниже приведены возможные комбинации ритма и длительностей:

Как правило, с начинающими детьми изучается 5 основных комбинаций ритма:

Медленно а Медленно (3/4, 1/4, 1)

Медленно Быстро Быстро (1, 1/2, 1/2)

Быстро Быстро Медленно (1/2, 1/2, 1)

Медленно Медленно (1, 1)

Быстро Быстро Быстро Быстро (1/2, 1/2, 1/2, 1/2,)

Ребятам объясняется, в чем разница в ритмах, далее под музыку самбы эти ритмы ученики воспроизводят при помощи хлопков.

В качестве упражнений я предлагаю провести эксперимент. При помощи хлопков воспроизвожу комбинацию ритмов, а ученики пробуют угадать, какая комбинация им предложена. Далее я приглашаю на свое место любого ученика, и он сам решает, какую комбинацию ритмов он предложит угадать ребятам, и демонстрирует, а группа угадывает.

Обычно такие упражнения заинтересовывают и увлекают танцоров, и каждый старается себя проявить.

Следующий этап - для более продвинутых танцоров

Когда ритмическая база становиться более освоена, при условии, что танцоры уже знают основные движения, я предлагаю ребятам выразить разнообразные варианты ритмов при помощи основных фигур. И так же в этом упражнении в качестве демонстраторов могут участвовать сами танцоры.

Ча-ча-ча

Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. В ча-ча-ча шаги делаются на каждый удар, с сильным движением бедер, колена выпрямляются на каждом шаге. Во время танца пары должны передать веселый, беззаботный характер, хулиганское настроение, легкий флирт.

С момента появления ча-ча-ча подвергался различным изменениям, которые позволяют танцевать его несколькими способами. Его можно исполнять как в паре, так и на расстоянии друг от друга.

Акцент: на 1 и 3 (1 сильнее) удар, Подъем и Снижение: Нет

Музыкальный размер

Размер 4/4 с акцентом на первом ударе каждого такта. Танцевание надо начинать с шага, исполняемого на первый удар такта.

Темп - 30/32 такта в минуту.

На первом этапе обучения учеников танцу ча- ча- ча я рекомендую научить ребят распознавать и понимать музыку ча-ча-ча. Сначала необходимо научиться слышать сильную долю в музыке, это счет "раз", которая будет первой, за ней последуют три более слабые доли, до следующей сильной. Этот счет ребята выражают хлопками, и выделяют - как сильный удар.

В танце ча-ча-ча основным характерным движением считается сгибание и выпрямление коленей, поэтому, если мы отрабатываем ритм в этом танце, то делаем это при помощи сгибания и выпрямления коленей (положение корпуса - на месте, одно колено сгибается, другое выпрямляется, без подъема на полупальцы)

Следующим этапом ребята учатся слышать сам ритм ча-ча-ча, это музыкальное дробление на 2 равные части четвертой доли.. Именно из за этой ритмической особенности этот танец получил свое названий, этот ритмический характер обыгрывается в музыке маракасами...Тем самым получается, что на 4 доли в музыке звучит пять ударов, и танцуется 5 движений. Когда танцоры уже умеют распознавать ритм ча-ча-ча, они показывают его при помощи работы коленей. И уже на этой ритмической основе можно учить детей танцевать основные фигуры, где будет прослеживаться этот ритм.

Джайв.

Музыкальный размер Джайва 4/4, с преобладающим ударным акцентом на втором и четвертом ударах каждого такта.

Темп 42/44 такта в минуту.

Ритм и длительность

Ритм для Джайв Шассе - БаБ, иногда считают - 3а4. Танец, построенный с использованием таких шассе, обычно определяется как Тройной Джайв (Triple Jive).

Используется две различные конструкции. Первая, и более основная, построена на 1.5 такта и состоит из двух шагов (ББ) и двух Джайв Шассе (БаБ БаБ).

Вторая конструкция основана на одном музыкальном такте и состоит из двух шагов (ББ) и одного Джайв Шассе (БаБ).

 

Соответствие ритма и длительностей для этих конструкций будет следующим:

полуторатактовая конструкция:

  шаг шаг Шассе Шассе
Ритм Б Б Б а Б Б а Б
Длит.     3/4 1/4 1 3/4 1/4 1

На начальном этапе знакомства с ритмом джайва можно использовать упражнения, предложенные ранее. Необходимо так же определить сильные доли, и начало музыкальной фразы. Для выражения музыки можно так же использовать хлопки.

Следующим этапом танцоры учатся показывать удары в музыке стопами. Этот навык тренируется следующим упражнением: Корпус вытянут, ровный, вес над носочками, - подъемы на полупальцы с прямыми коленями - на каждый удар, при этом необходимо следить, чтобы наступание на пятки происходило точно на удар, а подъем на полупальцы совпадал с моментом между ударами.

И уже после того, как ученики освоят основное движение джайва - отрабатывается ритмическая разница между шагами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: