Длина судна, м | Надстройка, м | |
Квартердек | Все другие надстройки | |
30 и менее | 0,90 | 1,80 |
1,20 | 1,80 | |
125 и более | 1,80 | 2,30 |
Для судов промежуточных длин значения hc определяются линейной интерполяцией.
Поправочный коэффициент k2не может быть больше единицы: при высоте надстройки больше стандартной ее расчетная длина не увеличивается.
Расчетная длина квартердека, если он имеет сплошную концевую переборку л высоту не менее стандартной, принимается равной его длине. При высоте квартердека меньше стандартной его действительная длина умножается на коэффнциент k2. Однако в любом случае расчетная длина квартердека не может быть более 0,6 LP. Если переборка квартердека имеет вырезы с закрытиями, непроницаемыми при воздействии моря, такой квартердек рассматривается как ют, высота которого меньше стандартной.
Специальные указания Правил относятся к определению расчетной длины ящиков, в качестве которых могут рассматриваться непрерывные грузовые люки на верхней открытой палубе. Надстройки, не являющиеся закрытыми, при определении расчетной длины не учитываются, т.е. длина их считается равной нулю.
Рубкой в Правилах [9] называется закрытое палубой сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки, не доходящее до бортов судна на расстояние более 4% от ширины судна BР и имеющее двери, окна или другие подобные отверстия в наружных переборках. Рубка, не имеющая дверей,окон и других подобных отверстий в наружных переборках, именуется ящиком.
Надводный борт представляет собой расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки. Палубная линия (горизонтальная линия длиной 300 мм и шириной 25 мм) наносится посередине длины на борту судна так, чтобы ее верхняя кромки, располагалась на уровне верхней поверхности палуби надводного борта.
|
Таблицы базисного (исходного) надводного борта приведены в Правилах для судов двух типов - типа А [9, табл.4.1.2.3] и типа В [9, табл. 4.1.3.2]. Суда типа А определены как суда, спроектированные для перевозки только жидких грузов наливом. Иными словами, это танкеры. Все остальные суда относятся к судам типа В.
Таблицы базисного надводного борта дают значения этой величины для стандартных судов длиной от 24 до 365 м, отличающихся следующими особенностями:
- коэффициент общей полноты dР = 0,66;
- коэффициент общей полноты dР = 0,68;
- отношение LР/НР = 15,0;
- суда гладкопалубные, т.е. не имеют надстроек, но у судов длиною от 24 до 100 м суммарная протяженность закрытых надстроек не менее 0,35 LР;
- седловатость палубы надводного борта стандартная;
- закрытия грузовых люков металлические, непроницаемые;
- высота надводного борта в носу не менее оговоренной в Правилах.
В настоящем пособии приведены сокращённые таблицы базисного надводного борта F0 (табл. 3.4 и 3.5) для судов длиною от 25 до 300 м и с укрупненным шагом изменения расчетной длины судна через 5 м, а не через 1 м, как в Правилах [9]. Для промежуточных длин значения F0 определяются с помощью линейной интерполяции.
Расчет минимального надводного борта Fmin заключается в определении табличного значения базисного надводного борта F0 и внесении к этой величине поправок, учитывающих отклонения геометрических характеристик проектируемого судна от стандартных. Расчет выполняется по следующей схеме:
|
Fmin = F0 kd + D1 + D2 + D3 + D4
Здесь kd и Di - соответствующие поправки, причем Di могут быть положительными или отрицательными величинами, a kd ³ 1.
kd - поправка на отступление расчетного коэффициента общей полноты проектируемого судна dР от стандартного значения, равного 0,68. Если dР > 0,68, то базисный надводный борт F0 должен быть умножен на коэффициент
При dР £ 0,68 поправка kd = 1.
D1 - поправка на отступление величины отношения LР/НР от стандартного значения, равного 15 (поправка на высоту борта, мм):
где R = LР/0,48 - при длине судна менее 120 м и R = 250 при LР ³ 120 м.
Таблица 3.4 Базисный надводный борт ддя судов типа А
Таблица 4.1.2.3 (номер как в Правилах о грузовой марке).