Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм |
Продолжение табл. 4..2.3
Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм |
Продолжение табл. 4.1.2.3
Длина судна м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм |
Примечание. Величина надводного борта для судов промежуточных длин должна определяться линейной интерполяцией. Для судов длиной более 365 м величина базисного надводного борта устанавливается Регистром. |
Таблица 3.5 Базисный надводный борт для судов типа В
Таблица 4.1.3.2 (номер как в Правилах о грузовой марке)
Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм |
Продолжение табл. 4.1.3.2
Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм |
Продолжение табл. 4.1.3.2
Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм | Длина судна, м | Надводный борт, мм |
Примечание. Величина надводного борта для судов промежуточных длин должна определяться линейной интерполяцией. Для судов длиной более 365 м величина базисного надводного борта устанавливается Регистром. |
При НР £ LР/15 поправка D1 = 0. Исключение делается только для судов, у которых закрытые надстройки простираются по крайней мере на 0,6LР в середине длины судна. В этом случае поправка D1 может быть отрицательной.
D2 - поправка на надстройки, которая распадается на две составляющие: D2` и D2``.
![]() |
Для судов длиной более 100 м D2` = 0. Для судов длиной от 24 до 100 м, имеющих закрытые надстройки расчетной длиной менее 35% от длины судна, базисный подводный борт должен быть увеличен на поправку (мм):
где SSp - суммарная расчетная длина надстроек.
Поправка D2`` вводится для судов любого размера и определяется следующим образом. При суммарной расчетной длине надстроек и ящиков, равной 1,0 LР:
D2`` = 350 мм, для судов длиной 24 м;
D2`` = 860 мм для судов длиной 80 м;
D2`` = 1070 мм для судов длиной 122 м и более.
Для судов промежуточных длин используется линейная интерполяция. Поскольку наличие надстроек позволяет уменьшить надводный борт, поправка D2`` называется вычетом на надстройки и ящики и входит в общее выражение для расчета Fmin со знаком минус.
Если суммарная расчетная длина надстроек и ящиков меньше 1,0 LР, это обстоятельство учитывается соответствующим уменьшением приведенных выше значений D2`` путем умножения их на редукционный коэффициент kн, величина которого для судов типа А приведена в табл. 3.6 и для судов типа В в табл. 3.7.
Таблица 3.6
Коэффициент kн для судов типа А
SSр/Lр | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,00 | |
kн | 0,07 | 0,14 | 0,21 | 0,31 | 0,41 | 0,52 | 0,63 | 0,75 | 0,88 | 1,00 |
Таблица 3.7
Коэффициент kн для судов типа В
SSр/Lр | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,00 | |
kн` | 0,05 | 0,10 | 0,15 | 0,24 | 0,32 | 0,46 | 0,63 | 0,75 | 0,88 | 1,00 | |
kн`` | 0,06 | 0,13 | 0,19 | 0,28 | 0,36 | 0,46 | 0,63 | 0,75 | 0,88 | 1,00 |
Коэффициент kн` в табл. 3.7 относится к судам с баком и без средней надстройки, а коэффициент kн``- к судам с баком и средней надстройкой. Кроме того, для судов типа В, у которых расчетная длина средней надстройки меньше 0,2 LР, значения kн определяются интерполяцией между величинами kн` и kн``. Если у тех же судов расчетная длина бака больше 0,4 LР, принимаются значения kн``, а если расчетная длина бака менее 0,07 LР, то значения kн должны быть умножены на величину k, определяемую по формуле:
![]() |
где Sб - расчетная длина бака, м.
Значения kн для промежуточных относительных длин надстроек определяются линейной интерполяцией.
Таким образом, определение поправки D2`` разбивается на два этапа: сначала определяется так называемый вычет на сплошную надстройку, затем от него переходят к вычету на раздельные надстройки.
D3 - поправка на отступление седловатости палубы надводного борта от стандартной, профиль которой определяется ординатами Zic по данным табл. 3.8.
Таблица 3.8
Ординаты профиля стандартной седловатости Zic и коэффициенты ki
Положение ординаты | Zic, мм | ki | |
Носовая половина | Носовой перпендикуляр (НП) | 50,0 [(LР/3)+10] | |
1/6 от НП | 22,2 [(LР/3)+10] | ||
1/3 от НП | 5,6 [(LР/3)+10] | ||
Середина длины судна | |||
Кормовая половина | Середина длины судна | ||
1/3 от КП | 2,8 [(LР/3)+10] | ||
1/6 от КП | 11,1[(LР/3)+10] | ||
Кормовой перпендикуляр (КП) | 25,0 [(LР/3)+10] |
Если профиль седловатости судна отличается от стандартного, то определяется избыток или недостаток седловатости
DM = M – Mc
где M - седловатость (так называемая мера седловатости) проектируемого судна;
Mc - стандартная седловатость (мера седловатости) этого же судна. Для определения M и Mc сначала подсчитывается значения этих величин для носовой и кормовой половин судна по выражениям
![]() |
![]() |
в которых Zi представляют собой фактические ординаты профиля седловатости, а ординаты Zic и коэффициенты ki берутся по табл. 3.3. Затем определяются величины М и Mc :
При расчете величины DM, которую удобно записать в виде
![]() |
учитываются следующие положения.
Если МК > MКc, а МН < MНc, то никакое влияние избытка седловатости в корме не должно приниматься в расчет, а должен учитываться только ее недостаток в носу.
Если МН > MНc, a МК ³ 0,75MКc , то влияние избытка седловатости в носу и её недостатка в корме принимается в расчет. Если же МК < 0,5MКc, то избыток седловатости в носу не должен приниматься во внимание, а учитывается только недостаток седловатости в корме. Если 0,50MКc < МК <0,75MКc, учитывается пропорциональная поправка на избыток в носу и полный недостаток седловатости в корме.
![]() |
Если концевые надстройки судна - бак или ют - имеют высоту больше стандартной, это учитывается поправкой к DM, определяемой по формуле
где DC - поправка, вычитаемая из недостатка или прибавляемая к избытку седловатости судна; Z - разница между действительной высотой надстройки на носовом или кормовом перпендикуляре и стандартной высотой надстройки; L` - длина юта или бака вплоть до максимальной длины, равной 0,5LР.
При раздельном определении поправок к седловатости носовой и кормовой половин судна в знаменателе формулы для расчета DC записывается LР /2.
![]() |
Полученное в результате расчетов значение DM используют для определения поправки D3 (мм), вычисляемой следующим образом:
где SS - суммарная длина закрытых надстроек (ящики этом не учитываются).
Если у проектируемого судна седловатость меньше стандартной, то поправка D3 положительна, т.е. прибавляется к базисному надводному борту. При избытке седловатости поправка D3 отрицательна и полностью вычитается из величины базисного надводного борта у судов, имеющих закрытую надстройку, простирающуюся на 1,0 LР в нос и на 1,0 LР в корму от середины длины судна. При отсутствии закрытой надстройки,перекрывающей середину длины судна, вычет не производится.
Если закрытая надстройка перекрывает менее 1,0 LР в нос и 1,0 LР в корму от середины длины судна, вычет должен определяться линейной интерполяцией. Поправка D3 уменьшается при этом в отношении
(a+b)/0,2Lр
где a и b - расстояния носовой и кормовой переборок закрытой средней надстройки от середины длины судна. Если значение a или b превышает 1,0 LР оно принимается равным 1,0 LР. Если высота такой надстройки или квартердека меньше соответствующей стандартной высоты, вычет из высоты надводного борта D3 умножается на поправочный коэффициент k2. В любом случае максимальный вычет на избыток седловатости не должен превышать 125 мм на каждые 100 м длины судна.
Поправка D4, к базисному надводному борту судов типа В вводится в случае закрытия грузовых лаков, расположенных в пределах первого района судна (т.е. на открытых палубах надводного борта и надстроек в пределах 1/4 длины судна от носового перпендикуляра), не металлическими, а деревянными съемными крышками, непроницаемость которых обеспечивается с помощью брезентов. Поправка D4 положительна, зависит от длины судна и принимается по табл.4.1,3.6 в Правилах [9]. Величина этой поправки изменяется в пределах от 50 до 358 (табл.3.9).
Таблица 3.9 Поправка D4 определяются линейной интерполяцией.
LР, м | 108 и менее | ||||||||||
D4, мм |
Для промежуточных длин значения D4 определяются лнейной интерполяцией
![]() |
Высота надводного борта в носу (по терминологии Регистра СССР - высота в носу), определяемая как расстояние по вертикали на носовом перпендикуляре между ватерлинией, соответствующей назначенному летнему надводному борту Fmin, до верхней кромки открытой палубы у борта, должна быть не менее величии, получаемых по следующим формулам (мм):
При LР < 250 м
![]() |
при LР ³ 250 м
В этих формулах коэффициент dр принимается не менее чем 0,68.
Если требуемая высота надводного борта в носу достигается за счет седловатости, последняя должна простираться не менее, чем на 0,15LР от носового перпендикуляра, При наличии носовой надстройки бах должен простираться на расстояние не менее 0,07LР от носового перпендикуляра и считаться закрытым - в этом случае высота борта в носу может измеряться до палубы бака.
Правилами [9] предусмотрены условия, выполнение которых позволяет уменьшать базисный надводный борт судов типа В до величины, соответствующей судам типа А.
В любом случае минимальный надводный борт Fmin, соответствующий плаванию судна летом в соленой воде, не может быть менее 50 мм, а для судов, имеющих в первом районе грузовые люки с деревянными крышками - менее 150 мм.
[1] На начальных этапах разработки проекта для определения величины VР можно использовать формулу грузового размера, основанную на параболической строевой по ватерлиниям VР = V(TР/T)a/b, или приближённое соотношение VР = V+S(TР - T), справедливое для судов с вертикальными бортами в диапазоне осадок (T - TР).