При расчете минимального надводного борта проектируемого судна студент должен пользоваться оригинальными Правилами о грузовой марке морских судов Регистра СССР [9]. Ввиду большого количества весьма детальных и сравнительно частных положений и указаний, содержащихся в Правилах [9], пользование ими представляет определенные трудности. Для облегчения paботы над проектом ниже приведены с необходимым разъяснениями и комментариями основные положения Правил [9] к описана последовательность расчета минимального надводного борта Fmin.
Упомянутые положения разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. и применяются к судам неограниченного района плавания длиной более 24 м, совершающих международные рейсы. Судам ограниченного района плавания может быть назначен уменьшенный надводный борт.
В Правилах приняты следующие определения.
Длина судна Lр принимается равной 96% от длины судна по ватерлинии, соответствующей расчетная осадке Tр = 0,85Н или длине на уровне той же ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, если эта длина больше.
Ширина судна Bр представляет собой наибольшую ширину, измеренную на середине длины судна Lр.
Расчетная высота борта Hр, равна теоретической высоте борта H плюс толщина листа палубного стрингера палубы надводного борта. На начальных этапах разработки проекта можно считать, что Hр » H.
![]() |
Козффициент общей полноты, используемый в расчетах:
где VР - объемное водоизмещение без обшивки и выступающих частей (при T = TР).[1]
Палубой надводного борта называется палуба, относительно которой рассчитывается надводный борт. Обычно это самая верхняя непрерывная падуба. Если за палубу надводного борта приминается вторая (нижняя) палуба, то часть корпуса, расположенная выше палуба надводного борта, при вычислении Fmin рассматривается как надстройка.
Закрытой надстройкой называется надстройка, концевые переборки которой имеют достаточную прочность, отверстия для доступа в этих переборках снабжены прочными водонепроницаемыми дверями с комингсами высотой не менее 380 мы, а все прочие отверстия в бортах или в концевых переборках снабжены надежными, непроницаемыми при воздействии моря закрытиями к ним относятся конструкции, не допускающие в любых морских условиях проникновения воды внутрь судна). Средняя надстройка или ют не должны рассматриваться как закрытие, если для экипажа не обеспечен доступ в машинное отделение и во все другие рабочие помещения внутри этих надстроек с любого места самой верхней открытой палубы в течение всего времени, когда отверстия в переборках закрыты. Иными словами, если в среднюю надстройку или ют можно попасть только через двери в концевых переборках, такая надстройка не считается закрытой.
![]() |
Длиной надстройки S считается длина той её части, которая находится в пределах длины cyдна Lр. Расчётная длина надстройки
![]() |
где коэффициенты k1 и k2 определяются путём сопоставления действительной ширины надстройки bн и ее высоты hн с шириной судна BР и стандартной высотой надстройки hР:
![]() |
Стандартная высота надстройки hc определяется по табл.3.3.
Таблица 3.3