ВОПРОСЫГАК по дисциплине «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок»
1. Логистическая информационная система, её компоненты, функции. 2
2. Информационные потоки в процессе функционирования логистической системы 10
3. Технология автоматической идентификации штриховых кодов в логистике и УЦП 13
4. Технология электронного обмена данными (EDI) в цепях поставок. 18
5. Электронная цифровая подпись: функциональные возможности. Места использования и значение при формировании документооборота. 22
6. Радиочастотная идентификация (RFID) упаковок и грузов в сетевой структуре цепей поставок. 27
7. Информационные системы слежения, связи и диспетчеризации транспорта. 30
8. Интегрированные программные продукты отечественных и зарубежных производителей. 34
9.Значение и функциональные возможности интегрированных информационных систем в логистике на современном этапе. 44
Логистическая информационная система, её компоненты, функции
Информационная логистическая система является частным случаем информационной системы, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных.
Информационная логистическая система гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы.
Информационные логистические системы по характеру взаимодействия с окружающей средой относятся к классу открытых систем.
|
Информационная логистическая система объединять все логистические подсистемы: заготовительную логистику, внутрипроизводственную логистику, распределительную логистику и т. д.
Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, описывает методы кодирования информации, т. е. процесса представления данных последовательностью символов. Архитектура определяет также интерфейс пользователя с системой.
Аппаратное обеспечение (haгdwaгe) комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети.
Программное обеспечение (softwaгe) комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.
Информационная система состоит из двух основных составляющих: ИТ инфраструктуры и ИТ сервисов, предоставляемых на ее основе.
ИТ инфраструктура компании формируется из совокупности компьютерного, телекоммуникационного, технологического оборудования и программного обеспечения. ИТ инфраструктура обеспечивает возможность прохождения информационных процессов.
От нее зависит предоставление ИТ сервисов бизнес подразделениям компании. Управление ИТ-инфраструктурой необходимо для ее нaдежного функционирования, для предоставления надежных сервисов и измерения их качества. Управление также позволяет оптимизировать ИТ инфраструктуру, прогнозировать ее рост и изменение, принимать управляющие решения на основе достоверной информации.
|
Информационные логистические системы должны отвечать следующим требованиям: масштабируемость, распределенность, модульность, открытость.
Логистическая информационная система выполняет ряд специфических функций:
1) планирование
2) координирование
3) обслуживание
4) управление
В основании функциональной пирамиды логистической информационной системы лежит система операций между звеньями логистической системы, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы (в плане реализации логистических функций), логистическими посредниками и потребителями продукции фирмы. На уровне анализа логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. Наконец, на верхнем стратегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и миссией фирмы.
Характеристики системных уровней функциональной структуры логистической информационной системы связаны с достижением определенных стратегических и тактических целей фирмы и конкурентных преимуществ.
Организационная структура логистической информационной системы может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем:
управления процедурами заказов,
научных исследований и связи,
поддержки логистических решений и генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической внешней средой.
|
В организационной структуре логистической информационной системы в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управленияпроцедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение здесь имеет использование концепции "электронного обмена данными" и основанных на ней стандартов.
Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды фирмы на процесс логистического менеджмента и осуществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет:
• интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;
• взаимодействия логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;
• стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала;
• интеграции информационных технологий;
• подготовки или покупки технологических решений и использования посредников;
• адаптации к условиям фирмы форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления;
• акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.
Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении изменений и требований как внешней, так и внутренней среды фирмы. Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами:
1) косвенным рассмотрением на основе общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели;
2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью;
3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных;
4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.
Для оптимизации результатов оценивания влияния внешней и внутренней среды фирмы на поведение логистической системы логистический менеджер должен использовать ключевые информационные источники подсистемы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации персоналом фирмы для оценки эффективности своих логистических решений. Например, бухгалтерская информация или сведения о ценах на готовую продукцию конкурентов могут дать исчерпывающий ответ об эффективности менеджмента; информация о размерах грузовых отправок может быть использована транспортными подразделениями фирмы и т. д. Во-вторых, логистические партнеры фирмы, такие, как поставщики материальных ресурсов, торговые посредники, перевозчики и потребители готовой продукции также могут использовать информацию подсистемы для улучшения координации и снижения собственных затрат. Важное место в рассматриваемой подсистеме принадлежит прогнозированию, в частности, таким его аспектам, как сбор исходной информации, оценка точности, достоверности, использование наиболее эффективных методов прогнозирования.
Третьим компонентом логистической информационной системы является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные, централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:
• базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
• критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;0,
• политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
• файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.
В данной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования для поддержки решений, принимаемых логистическим менеджментом). Все эти модели и методы можно разделить на классы: оптимизационные, эвристические и имитационные. Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования (линейного, нелинейного, динамического, стохастического, целочисленного), математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, теория случайных процессов, теория идентификации, теория статистических моделей принятия решений и т. п.), вариационного исчисления, оптимального управления, теории массового обслуживания, графов, расписаний и т. д. В частности, для различных логистических функций можно указать следующие задачи:
• оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке;
• оптимальное размещение объектов в производстве, распределении, складировании;
• построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей;
• построение оптимальной организационной структуры логистической системы;
• оптимальная маршрутизация;
• определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов;
• оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;
• оптимизация параметров систем управления запасами;
• оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д.
В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом.
Четвертый элемент организационной структуры логистической информационной системы - подсистема генерирования выходных форм и отчетов".
Система информационного обеспечения в логистике для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована. Специфика данной системы состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы логистической организации. Исходя из этого возможны три способа ее организации: централизованный, децентрализованный и специализированный.
При централизованном способе организации деятельность по информационному обеспечению сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству организации через вице-президента (заместителя директора) по информационным системам (технологиям). Преимуществом такого способа организации является обеспечение высокой эффективности работ по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.
При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными потоками в своей предметной области. Преимуществом такого способа организации является высокий уровень знаний предметной области менеджера по информационным системам, недостатком - дублирование однотипных задач и функций в разных подразделениях организации.
При специализированном способе в организации отсутствуют подразделения по информационным системам (технологиям). При необходимости разработки и внедрения новой информационной системы данные организации обращаются в специализированные фирмы и выполняют работы на договорной основе (аутсорсинг).
Это характерно для малых организаций, которые не могут иметь своих специалистов в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов. Преимуществом данного способа организации системы информационного обеспечения является высокий уровень научных и методических разработок, недостатком - сложность учета специфических особенностей объекта.
Выбор того или иного способа организации системы информационного обеспечения зависит от многих факторов, прежде всего от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Отметим: система информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует внимания к своей организации - это понимают современные руководители. Поэтому любая малая организация имеет в своем составе информационные службы. Информационная система, необходимая для адекватного выполнения функций логистики, должна отвечать следующим требованиям:
• информационные потоки должны быть совместимыми в информационном отношении;
• внутренние взаимосвязи и взаимозависимости информационных потоков должны носить причинно-следственный характер;
• иерархическая соподчиненность информационных потоков к должна быть четкой;
• информационной системе должно быть присуще свойство интегративности.
2. Информационные потоки в процессе
функционирования логистической системы
Цель информационной логистики определяется общей целью логистики, т. е. ее шестью правилами: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве и необходимого качества, с минимальными затратами. Для выполнения этих правил нужна информация.
Целью информационной логистики является наличие:
* нужной информации (для управления материальным потоком);
* в нужном месте;
* в нужное время;
* необходимого содержания (для лица принимающего решение);
* с минимальными затратами.
Логистическая информация – это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют виды информационных потоков:
1. в зависимости от вида связываемых потоком систем
− горизонтальный,
− вертикальный.
2. в зависимости от места прохождения:
− внешний,
− внутренний.
3. в зависимости от направления по отношению к логистической системе:
− входной,
− выходной.
4. в зависимости от вида носителя информации:
− бумажные,
− электронные,
− смешанные.
5. в зависимости от плотности:
− малоинтенсивные (до 1 Мбит/с),
− среднеинтенсивные (1—2 Мбит/с),
− высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с).
6. в зависимости от периодичности:
− регулярные,
− оперативные,
− случайные,
− on-line,
− off-line.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
1. опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
2. опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
3. одновременно с материальным потоком идёт информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
4. вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразных претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Информационный поток характеризуется показателями:
1. источник возникновения;
2. направление движения потока;
3. скорость передачи и приема;
4. интенсивность потока и др.
Управлять информационным потоком можно:
1. изменяя направление потока;
2. ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
3. ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.