Источники медицинского права.




 

Источники медицинского права - это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения по поводу охраны здоровья граждан, медицинской деятельности.

Основным или традиционным источником права вообще и медицинского права в частности являются нормативные акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.

1) Возглавляет систему законодательства в этой сфере Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

2) Нормативные правовые акты правительства РФ, министерств и ведомств

Центральный правовой акт в сфере здравоохранения, составляющий первый (после Конституции РФ) уровень медицинского законодательства – «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», принятый в 2011 г., с последующими изменениями и дополнениями (ранее действовали Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, датированные 1993 годом). В этом документе определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, определены виды медицинских экспертиз, ответственность за причинение вреда здоровью.

3) федеральные законы

Кодекс законов об охране здоровья включает в себя следующие блоки:

· надзорные законы;

· законы профилактической направленности;

· законы, определяющие права и ответственность медицинских работников;

· законы, регулирующие финансирование здравоохранения;

· законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.

4) законы, принимаемые субъектами РФ

5) международные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В части 2 указанной статьи данное положение получает развитие: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержит целый ряд статей, непосредственно определяющих правовой режим личных неимущественных благ личности.

В части 2 статьи 21 Конституции РФ содержится прямой запрет на проведение медицинских опытов без согласия человека.

Статья 41 Конституции РФ прямо закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Гражданский кодекс РФ содержит нормы об обязательствах, общие положения о договоре, регулирует отдельные виды обязательств. Для целей правового регулирования медицинской деятельности в первую очередь представляют интерес договор возмездного оказания услуг (ст. 779-783 ГК РФ), а также обязательства вследствие причинения вреда (ст. 1064-1101 ГК РФ).

Уголовный кодекс РФ содержит ряд дефиниций, положения о преступлении, наказании, принудительных мерах медицинского характера, ряд специальных составов, включая статьи, предусматривающие уголовную ответственность медицинских работников.

В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закреплен ряд принципов медицинского права, указаны субъекты здравоохранительных правоотношений и основные требования, предъявляемые к ним. Положительным моментом Основ, в частности, является обособленное перечисление прав пациента, а также отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит в своем составе основные понятия (потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, безопасность товара, работы, услуги), имеющие непосредственное отношение к сфере здравоохранения.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» 2010 года регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Основной смысл Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально демократичной и гуманной. Закон направлен на решение следующих задач: защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи; защиту общества от общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами; защиту медицинского персонала и иных лиц, участвующих в оказании психиатрической помощи.

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» регулирует деятельность медицинских организаций и медицинских работников, связанную со сферой трансплантологии. Органы и ткани, согласно закону, не могут быть предметом купли-продажи, они выведены из гражданско-правового оборота. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

ФЗ «О донорстве крови и её компонентов» позволяет урегулировать оборот крови и ее компонентов, а также определяет правовой статус донора.

ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» направлен на решение вопросов, связанных с предупреждением распространения ВИЧ-инфекции; им определяются порядок проведения освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, порядок производства средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции. Кроме того, законом определяется правовой статус ВИЧ-инфицированных.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет особенности оборота наркотических средств и психотропных веществ, основные направления и принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Кроме того, законом определяются особенности оказания наркологической помощи гражданам.

ФЗ «Об обращении лекарственных средств» регулируются отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств. Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении.

ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Этим законом непосредственно регулируются вопросы иммунопрофилактики инфекционных болезней, порядок проведения профилактических прививок.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливает общие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, определяет случаи и порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья для производства продуктов. Специальными нормами регулируется обеспечения качества отдельных продуктов (например, детского питания).

ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» определяет правую основу, принципы организации и направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (в том числе судебно-медицинской и судебно-психиатрической служб РФ).

Отдельные положения, затрагивающие вопросы охраны здоровья граждан, системы здравоохранения и медицинской помощи содержатся также в других законодательных актах: Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Законе РФ «Об организации страхового дела в РФ» и др.

Законодательство субъектов Российской Федерации, призванное урегулировать отдельные аспекты медицинской, также активно развивается. В ряде субъектов РФ приняты законы «О здравоохранении», «О лекарственных средствах и лекарственном обеспечении» и др. В частности, на уровне РТ принят Закон РТ от 22.12.2012 N 87-ЗРТ «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Республике Татарстан». Данный процесс обусловлен имеющимися пробелами в законодательстве, которые на уровне субъектов РФ законодатель пытается восполнить.

Под нетрадиционным источником права понимают систему нормативных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности неуполномоченными специально на то органами.

Система нетрадиционных источников права выглядит следующим образом:

1) правовой обычай;

2) нормативный договор;

3) нормативные акты общественных объединений;

4) правовая доктрина;

5) правоприменительная практика.

Определенную роль в качестве источника медицинского права могут играть обычаи. Обычаи определяются в литературе как устойчивые, исторически сложившиеся правила (нормы) общественного поведения людей, их образа жизни, быта, которые устанавливаются в обществе в результате многократного применения этих правил людьми, передаются от поколения к поколению и охраняются силой общественного мнения. Данное определение в полной мере может быть отнесено к нормам медицинской этики: эти нормы являются устойчивыми, многократно применяются и передаются внутри медицинского сообщества; охраняются силой общественного мнения. История медицины - это, с позиций общественной регламентации, в первую очередь история медицинской этики, и только с развитием зрелых форм государства - и история законодательства об охране здоровья граждан.

Правовой обычай, в отличие от обычая вообще, санкционируется и поддерживается государством (через механизм государственного принуждения). Государственное санкционирование обычая находит отражение в ст. 62 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также в ст. 5 ГК РФ.

Правовой обычай в России является субсидиарным источником права, следовательно, и этические нормы можно считать таковыми по отношению к нормам специального законодательства. Законодательство отдельных стран пошло дальше, признав обычай как основной источник права, который по своей силе равен закону.

Нормативный договор - весьма емкое понятие. Различают международно-правовые договоры, договоры между субъектами Российской Федерации, гражданско-правовые договоры и прочее. Нас с позиций исследуемых вопросов интересуют международные договоры и гражданско-правовые договоры.

Чаще всего содержание международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права наполняется конкретикой путем исследования судебных решений, доктрин, решений международных организаций и т.п. Иными словами, речь идет в основном о судебной практике, причем практике высших судебных инстанций Российской Федерации, использующих положения международных договоров, принципов и норм международного права.

В то же время после присоединения России к Европейской конвенции по правам человека толкования этого акта, которые Европейский суд по правам человека дает в своих решениях по конкретным делам, признаются обязательными. Следовательно, не только нормы Конвенции, но даже и их официальное толкование, являются обязательными и выступают в качестве источника права.

Гражданско-правовой договор в условиях развитого общества становится одним из основных способов регулирования экономических взаимосвязей участников гражданского оборота, действующих в своем интересе. Условия договоров в большинстве случаев формируются самими сторонами и отражают баланс их интересов. Основное требование к таким условиям - их непротиворечие обязательным требованиям законодательства.

Выработанные сторонами условия договора становятся одним из источников, которым руководствуются как стороны договора, так и правоприменитель. Например, стороны договорились о передаче возникшего между ними спора на разрешение третейского суда. Такое согласованное сторонами условие является обязательным как для самих сторон, так и для суда общей юрисдикции.

Правовые акты общественных объединений могут относиться к числу источников права в силу возможной передачи им некоторых функций органов государственного управления, их участия в правотворчестве, а также формирования ими локальных норм.

Уставы являются разновидностью правовых актов общественных объединений, могут рассматриваться как локальные нормативные акты, содержащие обязательные для своих членов требования. Например, уставы медицинских ассоциаций содержат права и обязанности их членов, определяют их специальную правосубъектность. Примером такого акта является Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации, Этический кодекс фармацевтического работника России и Этический кодекс медицинской сестры России.

Правовая доктрина позволяет глубже познать само право, обеспечить определенный уровень законодательной техники. Кроме того, положения правовой доктрины непосредственно используются правоприменителем. Многие дефиниции не имеют легального закрепления в действующем законодательстве. Однако судебная практика является в целом единообразной, исходя из правильного понимания применяемых правовых категорий. В отдельных случаях «колоссы науки» привлекаются для производства правовых экспертиз, дачи заключений, разъяснений по правовым вопросам. Об этом со всей очевидностью свидетельствует практика как органов исполнительной власти (например, Министерства юстиции РФ), так и Конституционного суда РФ.

Правоприменительная практика есть накопленный в ходе применения права опыт в виде правоположений, которые вносят элемент новизны в правовое регулирование определенных общественных отношений.

Изучение правоприменительной практики (в первую очередь практики судебной) помогает выявить проблемы и противоречия законодательства, оказывает непосредственное влияние как на теорию, так и на законотворческий процесс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: