Фронтовой аккордеон «ARTIST»




Город Челябинск

МБОУ Гимназия №10

Муниципальный этап областной конференции

Исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»

Номинация «Культурное наследие»

Тема работы

Исследование уникальных музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

Подготовил:

Шумакова Анна Станиславовна, 15 лет.

МБОУ «Гимназия№10» объединение «Связь времён. Г. Челябинск, ул. Елькина, д.10. Индекс 454080 Адрес: Г. Челябинск, ул. Каслинская, д.31, кв.71 Индекс 454084. Т.89080480688, эл. адрес shum-irina74@mail.ru

Руководитель:

Степаненко Валентина Ивойловна, учитель музыки высшей категории МБОУ «Гимназии № 10», руководитель школьного музея «Река времени», педагог дополнительного образования высшей категории. Г.Челябинск, ул. Елькина,10 Индекс 454080. эл. адрес gimn10@inbox.ru

 

Челябинск 2020 год

Содержание

1.Введение……………………….…………………………..................2

2.1.Анализ исследований музыкальных инструментов.

Аккордеон «ARTIST»..........................................................................3

2.2. Лютня….........................................................................................4

2.3. Банджо……………………………… ……………………...............5

2.4. Барабан Дарбука ….…..................................................................6

2.5. Мандолина………………………… …………………………….....7

2.6. Домра – пикколо………………………………………………….....7

2.7. Кабачок.……………………………………………………………..8

2.8. Колотушка …………………………………………………………..8

3. Выводы …………………………………………………………..........9

4. Список литературы ………………………………..……………......10

Приложения …………………………………………….........................11

Исследование уникальных музыкальных инструментов школьного музея «Река времени»

Введение

В дар школьному музею «Река времени» передаются личные предметы из семейных архивов выпускниками, окончившими школу №10, учителями, работавшими в школе и ныне работающими в гимназии №10. Среди них есть музыкальные инструменты. В школьной коллекции их насчитывается 19: скрипка, 2 баяна, аккордеон, лютня, банджо, барабан дарбука, домра пикколо, мандолина, 2 колотушки, кабачок, 4 ложки, 2 кастаньеты, турецкий барабанчик. Поступили они в разное время из разных источников. В данной работе исследованы уникальные инструменты, вызывающие особый интерес у посетителей музея.

Актуальность темы: Привлечь внимание молодого поколения к культурному наследию, которое призван сохранять школьный музей.

Цель работы – исследовать историю необычных инструментов, которые хранятся в школьном музее «Река времени», выявить их культурные ценности.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследовать материалы музея «Река времени», связанные с музыкальной коллекцией.

3. Встретиться с владельцами инструментов.

4. Посетить Государственный исторический краеведческий музей Южного Урала с целью получения консультации и сведений.

5. Посетить центр историко-культурного наследия г. Челябинска с целью получить информацию и консультацию.

Объект исследования – музей «Река времени» гимназии №10.

Предмет исследования – коллекция уникальных музыкальных инструментов.

ГИПОТЕЗА: Если инструменты уникальны, то данная коллекция представляет историческую и культурную ценность не только для владельцев этих музыкальных инструментов, но и для широкого круга людей.

НОВИЗНА: Отдельные музыкальные инструменты есть во многих музеях города. Мы посетили более 20 музеев образовательных организаций, но такого раздела в экспозиции мы не наблюдали нигде.

МЕТОДЫисследовательской базы:

1.Анализ источников;

2.Проведение исследования инструментов;

3. Наблюдение;

4. Интервью;

5. Консультация;

6. Создание презентации;

7. Практический (фотографирование);

8. Теоретический (интернет – ресурсы).

2. Основное содержание

Анализ исследований музыкальных инструментов

Фронтовой аккордеон «ARTIST»

Передала в дар музею «Река времени» гимназии №10 Малева Татьяна Николаевна - дочь Рудольской Евгении Сергеевны, 11.06.2013 года.

Женя Байдакова (Евгения Рудольская) мечтала поступить в консерваторию и стать музыкантом, но война внесла коррективы – Женя поступила в челябинский педагогический институт. После занятий 15-летняя Женя Байдакова спешила в госпиталь №1724, где сестрой-хозяйкой работала её мама. Помогала раненым солдатам: писала письма, делала перевязки, кормила, читала стихи, пела песни.

Из воспоминаний Евгении Рудольской [1]: «Однажды после одного из выступлений в госпитале я огорчённо сказала: «Трудно петь без аккомпанемента, и впечатление не то. Хоть бы аккордеон был. Пусть маленький, пусть старый. На пианино я играю. На аккордеоне бы быстро научилась». И какая я была счастливая, когда в День Красной Армии подарили мне от имени всех раненых маленький аккордеон «Артист». Красноармеец Анатолий (фамилию не помню) передал пожелание от всех бойцов. На одной из страниц моего дневника сохранилась запись: «23 февраля 1944 г. Пусть песня, музыка сопровождает тебя, Женя, всю жизнь. Надеемся, что аккордеон станет твоим неразлучным другом, поддержит тебя в горе, разделит с тобой радость. Вселяйте веру в людей, веру в Победу. Твой «Синий платочек» мы не забудем». Аккордеон действительно стал моим другом».

Женя дала слово, и исполнила его. И вот, молодой учитель литературы и русского языка в школе № 10, с аккордеоном в руках проводит классные часы, уроки музыки, аккомпанирует на уроках физкультуры и разучивает партитуру детской оперы «Гуси-лебеди». Лектор, Евгения Сергеевна Рудольская, не расставалась с этим дорогим для сердца подарком до конца своих дней. С ним она проводила интересные встречи и с учащимися школы № 10, будучи на заслуженном отдыхе. (Приложение №1)

Неоценима историческая ценность данного экспоната, так как этот аккордеон прошёл с бойцом фронтовые дороги Великой Отечественной войны. Солдат был ранен и переправлен в Челябинский эвакогоспиталь. Так этот инструмент попал в Челябинск.

Нам необходимо было узнать подлинность этого инструмента. Само название «аккордеон» (по-французски «accordeon»)[1] означает «ручная гармоника». Так назвал его в 1829 году в Вене мастер Кирилл Демиан, когда изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. С той поры все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами. Через различные сайты в Интернете, мы отыскали объявления о продаже такого же аккордеона. Сравнив данные, убедились в подлинности немецкого изготовления с клеймом какого-то кустарного ремесленника. [4]

Лютня

Лютня была выменяна на сувенирную балалайку «Москва-80» в Греции. [2] Уникальный экспонат. На ней никто не играет, инструмент рассыхается. Чтобы сохранить этот музыкальный инструмент для потомков, А.А. Прасолов, преподаватель по классу балалайки, передал его в школьный музей «Река времени» МБОУ «Гимназии №10» в 2013 году. [7]

Лютня - «дерево», хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины, как правило, ели, имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки богато декорированы. (Приложение №2)

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии. В коллекции нашего музея лютня представляет огромный интерес для посетителей.

Банджо

Банджо в коллекции музея появился случайно. Алексеева Екатерина, выпускница 2007 г. принесла этот инструмент в школу летом 2010 года. (Приложение №3) История этого инструмента до конца не раскрыта учёными-исследователями[2]. Банджо в 1784 году — вероятно, был завезен в Америку из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стало использоваться менестрелями и таким образом проникло в ранние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра, так называемых «когтей» (трёх плектров специальной конструкции, надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки). Особенностью конструкции банджо является его акустический корпус. По виду, банджо напоминает маленький барабан. С лицевой стороны двумя десятками стяжек-винтов регулируется стальное кольцо, натягивающее мембрану. С тыльной - с зазором в 2 см. установлен несколько больший по диаметру деревянный полукорпус-резонатор.

Томас Джефферсон еще в 18-м столетии описал подобный самодельный инструмент под названием bonjar, выполненный из сушеной тыквы, разрезанной пополам, бараньей шкуры в роли верхней деки, струн из бараньих жил, дощечки-грифа. Многие исследователи истории американской народной музыки считают, что банджо – это негритянский народный инструмент. [2]

Многие посетители нашего музея пытаются играть на банджо. А руководитель школьного оркестра Савичева Г.Г. использует этот инструмент, когда разучивает с учащимися музыку в стиле кантри. (Приложение№9)

Барабан Дарбука

Александр Александрович Прасолов в 1996 году в дар музею передал музыкальные инструменты, привезённые из разных уголков планеты. Среди этих музыкальных инструментов была дарбука. Александр Александрович рассказал нам историю её приобретения. В 2006 году нашей школой была организована туристическая поездка оркестра одарённых детей в Тунис. Гуляя по городу, педагог с детьми забрели на местный базар. Денег за командировку ещё не выдали, гуляли с пустыми карманами. Александр Александрович увидел у продавца необычный музыкальный инструмент, который назывался дарбука и будучи человеком, который привык коллекционировать уникальные музыкальные инструменты, не смог устоять. Он решил, во что бы то ни стало, приобрести этот удивительный инструмент. Сняв бейсболку с надписью «Москва – 80» стал торговаться, чтобы выменять дарбуку. Обмен состоялся. [7]

«Дарбука» — это только одно из многочисленных названий этого инструмента[3]. На данном музыкальном инструменте играют руками. [5] Является старинным ударным музыкальным инструментом неопределённой высоты звучания, широко распространённым на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Начало истории дарбуки теряется в глубине веков. Барабаны, имеющие форму кубка, несколько тысячелетий тому назад были известны в государствах Месопотамии, в Древнем Египте и даже на территории нынешней Европы. [10]

Этот инструмент мы используем часто в представлении его на различных конкурсах. (Приложение №4)

Мандолина

В сентябре 2019 года в музее появился ещё один музыкальный инструмент – мандолина, который передал в дар Прасолов А.А. (Приложение № 5) [6]

Изучая историю появления этого музыкального инструмента, мы, к своему удивлению, обнаружили, что слово «мандолина» по - итальянски (mandolino)[4] уменьшительная форма от итальянского mandola — вид лютни. А ещё и банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Но между ними есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий[5]. Струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году, её можно найти в Королевской консерватории Брюсселя.

В октябре 2019 года музей посетила группа иностранных студентов, среди которых был итальянец Джузеппе (вокалист, музыкант). Ему доставило истинное удовольствие поиграть на итальянской мандолине. (Приложение№10)

Домра-пикколо

В 90-е годы закрылся Дворец культуры АМЗ г. Челябинска. Александр Александровичу из инструментов досталась домра-пикколо. Её пришлось реставрировать: дека была целая, колковую механику смазали, клёпочки, корпус склеили, струны поставили. (Приложение № 6)

Домра передана в дар музею «Река времени» Прасоловым А.А. 15.03. 2017г. Внутри корпуса хорошо сохранилась этикетка: Артикул №250. РСТ РСФСР 83-72. Цена: 7 руб. 50 коп. Ленинград, П-61. Ул. Чапаева, 15. Тираж 1000. 11,1972 год. [3]

Домра-пикколо - самый высокий по регистру инструмент в семействе домр. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка». Широко применяется в оркестре русских народных инструментов. Во избежание большого количества добавочных линеек, звуки для домры пикколо нотируются октавой ниже действительного звучания. Несмотря на небольшой размер, обладает сильным звуком. В оркестре даже большого состава достаточно одной-двух домр пикколо. Небольшой гриф с тесно расположенными на нём ладами и ответственность партий, исполняемых домрой пикколо, требуют от исполнителя высокой техники игры. [8]

Кабачок

Шумовой музыкальный инструмент изготовлен из высушенного кабачка.

Кабачок, выращенный на собственном огороде, высушен естественным путём и передан в дар музею В.И. Степаненко в 2013г.

Интересна история изготовления такого музыкального инструмента. Команда учащихся под руководством Валентины Ивойловны с 2012 по 2017гг. принимала участие в региональных соревнованиях Одиссеи разума. Проблема состоит в том, чтобы создать и представить оригинальное представление на одну из выбранных тем. Выступление должно также включать обязательные требования в решении проблемы. Одним из таких условий было – музыкальное сопровождение, изготовленное своими руками из недорогих материалов. Так возникла идея использовать высушенный кабачок. Его красочно оформили бисером и получился шумовой инструмент. Теперь он является музейным предметом. (Приложение № 7)

Колотушка

В коллекции музея есть несколько видов колотушек, переданных в дар В.И.Степаненко. (Приложение № 8) Одна была приобретена на этновыставке музыкальных инструментов, а вторая - на ярмарке в г. Челябинске.

В древности сторож ходил ночью по деревне и стучал в колотушку, давая всем понять, что он не спит, честно трудится, да и воров отпугивал. Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно связано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков, теперь, следует помнить о той обстановке, в которой обычно применялись эти затейные скоморошьи орудия (праздники, гулянья, свадьбы). Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором. Колотушки из музейной коллекции имеют практическое применение: в начальных классах на уроках музыки и на праздничных школьных ярморочных гуляниях. [2]

В октябре 2019 года в музей «Река времени» на экскурсию пришли иностранные студенты ЧГГПУ. Среди них были итальянец, алжирец, турки, чилиец и монголка. Они с большим интересом познакомились с коллекцией музыкальных инструментов и с удовольствием продемонстрировали игру на некоторых из них. (Приложение№10)

Выводы

В ходе нашего исследования, при сборе материала мы узнали много интересных фактов. Например, что этими инструментами активно интересуется молодежь, собирая и демонстрируя необычное звучание различных инструментов. Подтверждена гипотеза об уникальности и историко-культурной ценности коллекции:

1. Барабан дарбука изготовлен традиционным способом, ручной работы, что представляет наибольшую ценность не только для музейного экспоната, но и для звучания самой дарбуки. Дарбука завоевала огромную популярность практически во всем мире. Это указывает на постоянно растущий интерес к инструменту, который все более активно используется не только в народном творчестве, но и в музыке различных современных направлений.

1. Аккордеон ARTIST – трофейный инструмент, привезённый из Германии русским солдатом в годы войны.

2. Кабачок - шумовой инструмент ручной работы как это делали в старину.

3. Лютня, мандолина, домра пикколо отреставрированы и переданы в музей на хранение и всеобщее обозрение.

Собранный материал мы использовали для создания легенды музыкальных инструментов. Результаты нашей работы имеют практическую значимость, и могут применяться в экскурсионной работе музея, а так же представляют интерес для уроков музыки.

Список литературы

1. Воспоминания Е.С.Рулольской

2. Советская энциклопедия [Музыка]: /Под ред. Г. В. Келдыш — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. — М.: Большая Рос. энцикл., 2003. — 672 с. 3.Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. — СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1891. — 218 с.

Интернет-ресурсы:

4. https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Аккордеон

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дарбука

6. https:/ ru.wikipedia.org/wiki/Мандолина

Консультанты:

7. Прасолов Александр Александрович – преподаватель по классу балалайки в гимназии №10.

8. Ямилов Кабир Александрович - дирижер, педагог, заслуженный работник культуры РФ (1991), создатель музея музыкальных инструментов и этнографии.

10.Жоров Евгений Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета ЧГПУ.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

 

Е.С.Рудольская и ученик гимназии №10 Зинченко Егор с аккордеоном

 

 

 

Аккордеон «ARTIST» в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

 

Приложение № 2

 

 

 

Лютня в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

 

Приложение №3

 

 

 

 

Банджо в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

 

Приложение № 4

 

 

 

 

Барабан Дарбука

в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

Приложение № 5

 

 

Мандолина в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

Приложение № 6

 

 

 

Преподаватель по классу балалайки Александр Александрович Прасолов. Уникальный педагог: яркий солист, артист, универсальный ансамблист. Владелец музыкальных инструментов: барабан дарбука, домра пикколо, лютня, мандолина.

 

Шумакова Анна с домрой пикколо, ученица 8Б класса МБОУ «Гимназия №10».

 

Приложение № 7

 

 

 

 

Кабачок в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

Приложение № 8

 

 

 

 

 

Колотушки в коллекции музыкальных инструментов

школьного музея «Река времени»

 

Приложение № 9

 

 

 

 

Музыкальные инструменты в коллекции музея «Река времени» МБОУ «Гимназия №10»

и посетитель музея - ученица 5-а класса Аминова Дана

 

Приложение № 10

 

 

 

 

Иностранные студенты-посетители школьного музея «Река времени»


[1] ru.wikipedia.org/wiki/ Аккордеон

[2]https://www.liveinternet.ru

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дарбука

[4] ru.wikipedia.org/wiki/Мандолина

 

[5] https://www.liveinternet.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: