В средней группе.
Тема: "Зимушка-Зима".
Воспитатель: Киреева А.И.
Цель: Закрепить представление детей о зимних явлениях.
Расширить представления о жизни диких животных, растениях
в зимнее время года.
Формировать представления о пользе природных явлений для животных и бережное отношение к окружающей природе.
-Ребята, а какое сейчас время года? (Зима).
Педагог предлагает рассмотреть репродукции картин известных художников, с изображением зимы, просит охарактеризовать их. Помогает справиться с заданием, читая стихотворение:
Ах, ты Зимушка-Зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер - воет, вьюга - вьёт
Вдоль по улице метёт!
-Ребята, я вас приглашаю в сказочный лес, где властвует Зимушка-Зима, давайте мы с вами будем снежинками.
Снежинки кружатся, кружатся
На землю ложатся.
- Зимушка-Зима нам приготовила подарок!
Дети находят сундучок.
- Посмотрим, что внутри!
На дорожку, на лужок
Тихо падает... (снежок).
В сундучке дети находят снег.
-Ребята, мы с вами на прогулке рассматривали снег, какой он?(белый, пушистый, холодный,...)
- А как вы думаете, для чего нам снежок? Как он помогает растениям, животным зимой? (Укрывает их от холода...)
-А вот наши деревья в зимнем лесу совсем замёрзли, давайте им поможем, укроем их от холода.
Проводится игра "Укрой деревья снежком"
Дети укрывают деревья в сказочном лесу снежинками.
-Помогли мы нашим деревьям, а теперь давайте вспомним зверей, которых мы можем встретить в зимнем лесу.
Дети перечисляют диких зверей, зимующих в лесу.
-А сейчас мы с вами поиграем в игру: "Кто здесь спрятался?": Педагог показывает панно, на котором изображён лес, в котором спрятались животные.
Проводится физкультурная минутка: "На прогулке".
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
(шагать на месте)
Ручки согревают,
(хлопки руками)
Ручки потирают.
(трут рука об руку)
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко.
-Давайте поиграем ещё в одну игру, которая называется "Собери картинку".
Детям предлагаются разрезные картинки волка, лисы, зайца.
Педагог предлагает детям посмотреть спектакль: "Зимой в лесу".
Однажды в лесу проснулся среди зимы мишка в своей берлоге. И почувствовал он страшный голод! Выбрался из берлоги и пошёл искать еду. Идёт, рычит, а на встречу ему лиса. Медведь говорит ей:
-Лиса, есть мне охота, чем бы мне подкрепиться?
А лиса ему отвечает:
-Нынче времена голодные, сама не знаю, что поесть.
И побрела лисица дальше. Медведь идет, рычит ещё громче, а на встречу ему заяц, попросил и у него медведь еды, заяц ему и отвечает.
-Погрызи, как я, коры с деревьев!
Попробовал медведь коры, пожевал, пожевал, да и выплюнул. Пуще прежнего свирепствовал мишка. Встречается ему белочка, выслушала его и предложила ему грибок сушеный, говорит:
-Я грибочки и ягодки все лето готовила, сушила.
Жуёт грибок медведь, морщится, не по вкусу ему пришелся. Мимо пролетал мудрый филин, выслушал медведя и говорит ему:
-Иди, Миша, в свою берлогу, ложись в свою кровать и представь, что вокруг тебя много корзин ягод и бочек мёда - и они у тебя будут.
Так мишка и сделал. Лёг в кровать, закрыл глаза и представил живописную картину. Так он и уснул до окончания зимы.
Игра «Кто что ест?»
Молодцы, ребята! А сейчас нам пора возвращаться в сад.
Конспект занятия по экологии в средней группе
Тема: "В мире диких животных"
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
2. Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».
3. Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: ревет, фыркает, воет.
Оборудование: Декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья, берлога. Фигуры животных: волк, медведь, лиса, заяц, еж, белка. Иллюстрации к русским народным сказкам. Карточки с изображением различной пищи для животных, корзинка.
Ход занятия:
Воспитатель:
А где мы можем увидеть диких животных? Где они все обитают? В лесу.
Мы сейчас с вами отправимся в лес в гости к лесным зверям
.
В лес отправимся гулять, (Дети маршируют).
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой» между кочками)
Друг за дружкою гуськом,
На носочки встали (Бегут на носочках).
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем (Ходят высоким шагом).
Мы на кочки наступаем.
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. (Дети маршируют).
Вот мы с вами в лесу. Но зверей в лесу много, а к кому мы заглянем первому, вы узнаете из моей загадки:
1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее...
Дети: Лиса.
Воспитатель: Лиса, какая?
Дети: Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.
Воспитатель: Детеныш у лисы кто?
Ответы детей: лисенок, лисята
Воспитатель: Где живет лиса? - В норе.
Воспитатель: Покажите, как лисичка ходит? (дети изображают лису).
2. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ детей: волк.
Воспитатель: Волк, какой?
Дети: злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.
Воспитатель: У волка детеныш кто?
Ответы детей: волчонок, волчата
Воспитатель: Покажите, как ходит волк.
3. Ни барашек, и ни кот
Носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы - другого цвета.
Ответы детей: заяц.
Воспитатель: Про него что скажем?
Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый.
Воспитатель: А для чего зайка меняет цвет своей шубки?
Воспитатель: У зайца детеныш кто?
Ответы детей: зайчонок, зайчата
Где живет заяц? - Под кустом.
Упражнение «Где у зайки лапки? »
4.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками
Ответы детей: ежик.
Ежик, какой?
Дети: Колючий, смелый
Воспитатель: Кто детеныш у ежа?
Ответы детей: ежонок, ежата
А как ежик голос подаёт? Ежик фыркает «Ф-ф-ф» (дети повторяют)
5. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
Ответы детей: медведь.
- Медведь, какой?
Дети: Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Воспитатель: Как ходит медведь (дети изображают)
Воспитатель: У медведя детеныш кто?
Ответы детей: медвежонок, медвежата
Воспитатель: А что за снеговая избушка, в которой медведь спит всю зиму? - Берлога.
Физкультминутка «Лесные жители»
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка,
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Медвежонок косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
- Напомню вам, что мы пришли в гости, и в гости не принято ходить с пустыми руками. Давайте угостим всех животных любимыми ими лакомствами.
Д. игра «Угостим животных».
Дети расставляют картинки с лакомствами к нужным животным.
Воспитатель:Всем лесным жителям очень понравилось, как вы занимались, сколько всего интересного рассказали про них. Им понравились наши угощения.
Конспект занятия по экологии в средней группе.
«Животные зимой.
Задачи:
дать детям представление о жизни диких животных зимой;
формировать интерес к окружающей природе;
воспитывать заботливое отношение к животным.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказочный лес! Посмотрите на эти следы, они ведут в лес. Я пойду первая, а вы ступайте за мной.
Вот мы и пришли. Посмотрите – как здесь чудесно! Какого все здесь цвета?
Дети:
- Все белое!
Воспитатель:
- Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине?
Дети:
- Зима.
Воспитатель: Правильно! Это – зима. Все вокруг белым - бело: белые сугробы,
кустарники. Деревья тоже оделись в белый наряд.
(1 иллюстрация– панорама зимнего леса)
Зимний лес, в объятиях тишины,
Задремал, укутав ветки снегом,
Будет спать спокойно до весны,
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош,
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально-ледяное царство.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, а кто это прячется под елочкой?
Дети:
- Под деревом прячется зайчик.
Воспитатель:
- Правильно, это зайчик прячется под деревом. Вы молодцы, что его увидели, а вот я не сразу его и заметила, он почти слился со снегом. А вы знаете, ребята, зачем зайцу белая шубка?
Посмотрите на картинку.
(2иллюстрация: белый заяц)
Воспитатель:
- А сейчас давайте немножко отдохнем, и представим, что мы- зайки, и что мы в зимнем лесу.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать,
Вот так, вот так зайке надо поскакать.
Воспитатель:
- Ребята, вы видите эти следы на снегу? Как вы думаете, чьи они?
Дети: - Я думаю, что это следы белочки.
(3 иллюстрация–белочка)
Воспитатель:
- Вы правы, это следы белочки. А вы знаете, как белочка живет зимой?
Воспитатель:
- К зиме белочка меняет свою рыжую шубку на теплую, густую и серую. В самый мороз, белочка забирается в дупло и накрывается своим пушистым хвостиком, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите на картинку, кто это?
(4 иллюстрация–лиса)
Воспитатель:
- Правильно, это лиса. А вы знаете, ребята, как зимует лиса?
Лисичка к зиме тоже меняет мех на более теплый. Посмотрите, какая густая у лисички шубка! Она добывает себе еду: мышей, зайцев.
Воспитатель:
- А кто же это? Что это за зверь?
(5 иллюстрация – волк в зимнем лесу)
Воспитатель:
- Правильно, это волк. И волк тоже меняет свой мех на более теплый, густой и пушистый. И ловит он в лесу зайцев, которые от него прячутся, и мелких грызунов.
- Ребята, а какого большого зверя, мы сегодня в лесу так и не увидели?
Дети:
- Мы не увидели медведя!
Воспитатель:
- Правильно! А вы знаете, почему мы не встретили медведя в лесу?
Дети:
- Потому что медведь зимой спит.
Воспитатель:
- Да, медведь всю зиму спит. А помогает ему всю зиму спать толстый слой жира, который медведь накапливает все лето, и всю осень, и его толстая и густая шерсть.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас возьмите конвертики и достаньте пазлы. Каждый из вас соберет любого зверя, который спрятался в зимнем лесу.
(Дети собирают пазлы.)
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась прогулка по сказочном лесу?
А что нового вы узнали?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Вы молодцы, ребята, вы очень наблюдательны! Но сейчас нам пришла пора возвращаться домой. Пойдемте за мной по следам обратно.
Вот мы и снова очутились в нашем саду. Следующий раз мы отправимся в путешествие в весенний лес.