РД 31.60.25-97 Руководство по оставлению судна
РУКОВОДСТВО ПО ОСТАВЛЕНИЮ СУДНА
Дата введения 1998-01-01
РАЗРАБОТАНО ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ)"
Зам. генерального директора по научной работе - канд. техн. наук, ст. научн. сотр. Р.Н.Черняев
Зав. отделом безопасности мореплавания, руководитель и ответственный исполнитель разработки - канд. техн. наук Г.М.Овчинников
Зав. отделом стандартизации - А.П.Вольваченко
Государственной морской академией имени адмирала С.О.Макарова (ГМА) Зам. начальника по научной работе - доктор техн. наук, проф. А.Е.Сазонов
Ответственный исполнитель - канд. техн. наук, ст. преподаватель М.И.Данилюк
ВНЕСЕНО Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО Извещением N 1 Департамента мореплавания МТ РФ от 26.11.97 об изменении РД 31.60.25-85 на соответствие новым правилам конвенцииСОЛАС-74
ВВЕДЕНО ВЗАМЕН РД 31.60.25-85 "Руководство по оставлению судна" с 01 января 1998 года.
Изложены основные правила и оправданные хорошей морской практикой рекомендации по поведению людей при оставлении судна в авариях на море, во время спасательных операций с использованием судовых и иных спасательных средств и для целей выживания человека в холодной воде. Издание второе исправленное и дополненное. Вводится в действие с 01 января 1998 года взамен РД 31.60.25-85.
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Руководство по оставлению судна", как национальный нормативный документ РД 31.60.25-85, было разработано по заданию в/о "Мореплавание" и впервые введено в действие с 01 июля 1986 года письмом Минморфлота за N МП-01-15/831 от 01.07.85.
|
Настоящее второе издание Руководства соответствует требованиям, в том числе в отношении иллюстрационного материала, действующих национальных документов (Устава службы на судах и руководств по борьбе за живучесть) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), консолидированный текст с поправками Международной морской организации (ИМО), и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками ИМО 1995 и последующих годов.
Согласно правилу III/18 СОЛАС-74 "Руководство по оставлению судна" должно быть в каждой столовой, кают-компании и комнате отдыха экипажа, либо во всех каютах экипажа на грузовых и пассажирских судах.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Руководство предназначено для экипажей и пассажиров судов морского плавания Российской Федерации.
1.2. Руководство определяет основные правила поведения людей при оставлении судна в авариях на море, во время спасательных операций, с использованием судовых и иных спасательных средств и для целей выживания на море в экстремальных ситуациях.
1.3. Положения Руководства касаются, в частности, случаев использования традиционных судовых коллективных спасательных средств (шлюпок спускаемого типа и надувных плотов) и никоим образом не ограничивают как распоряжений капитана судна, диктуемых личным опытом или хорошей морской практикой, так и положений "Наставления для торговых судов по поиску и спасанию (МЕРСАР)" (например, в случаях оказания помощи вертолетами), либо специальных инструкций по использованию спасательных шлюпок, спускаемых методом свободного всплытия или свободного падения, или предписаниями в составе судовой документации по МКУБ ("Международный кодекс по управлению безопасностью").
|
1.4. Руководство должно использоваться в качестве пособия при отработке действий на судовых учениях и быть доступным для ознакомления с его содержанием всех лиц на борту каждого судна.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Сведения, приведенные в настоящем Руководстве, необходимо знать каждому человеку, отправляющемуся в плавание.
При оставлении судна от каждого человека на борту требуются участие в совместных действиях, определяемых судовым Расписанием, и в оказании помощи другим. В чрезвычайных обстоятельствах он может также оказаться предоставленным самому себе. В любом из этих случаев человек должен знать, как действовать.
Моряк всегда должен помнить три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна:
1. НАДЕТЬ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ, ОБУВЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО.
2. СТРЕМИТЬСЯ ПОКИНУТЬ СУДНО УСТАНОВЛЕННЫМ ПОРЯДКОМ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ В ШЛЮПКЕ, НА ПЛОТУ.
3. ОКАЗАВШИСЬ В ВОДЕ, СТАРАТЬСЯ СОХРАНЯТЬ НЕПОДВИЖНОСТЬ.
При угрозе гибели судна по указанию капитана объявляется ШЛЮПОЧНАЯ ТРЕВОГА.
Сигнал шлюпочной тревоги - 7 коротких и 1 продолжительный звук звонком громкого боя.
Сигнал повторяется 3-4 раза.
При выходе из строя звонка громкого боя сигнал подается судовым свистком.
Подача сигнала тревоги не означает, что наступила необходимость для экипажа оставить борт судна. Это крайне ответственное решение принимает капитан как лицо, ответственное за жизнь всех людей на судне.
|
По этому сигналу осуществляется окончательная подготовка судовых коллективных спасательных средств к спуску.
Момент и порядок оставления судна определяет капитан! |
При объявлении шлюпочной тревоги каждый человек должен прибыть к месту сбора тепло одетым (предпочтительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда), с гидрокостюмом и спасательным жилетом.
Спасательный жилет надевается и надежно крепится лямками. Спасательный жилет обеспечивает телу достаточную плавучесть и правильное положение в воде, даже если человек лишится сознания, также позволяет в ожидании помощи сохранять неподвижность с целью снижения теплоотдачи организмом.
Гидрокостюм надевается в положении "наготове", чтобы грудную и лицевую часть можно было застегнуть в последний момент, после выполнения необходимых подготовительных работ в соответствии с Расписанием по тревоге. Поверх некоторых типов гидрокостюмов необходимо надевать спасательный жилет (знать об этом необходимо заранее).
Следует заблаговременно ознакомиться с расположением всех спасательных средств на судне, чтобы в любых условиях и из любого места можно было достичь одного из них. Оно может быть предписано Расписанием по шлюпочной тревоге, определено командой капитана или в критический момент - обстоятельствами случая и доступностью.
ПОДГОТОВКА, СПУСК И ОТХОД ОТ СУДНА СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК И ПЛОТОВ
Ситуация может быть такова: борьба за живучесть судна еще продолжается, а какие-то шлюпки уже начали спускать. Это вовсе не значит, что капитан забыл объявить шлюпочную тревогу или кто-то самовольно спускает спасательные средства. Такие заблаговременные действия могут быть вызваны угрозой пожара местам установки шлюпок или плотов, увеличением крена до 15-20°, когда спуск шлюпок окажется невозможным, либо другими обстоятельствами.
Для подготовки шлюпки к спуску необходимо:
· ввинтить пробку 1 в сливное отверстие 2;
· разнести и закрепить носовой и кормовой фалини (на некоторых судах они находятся в таком состоянии постоянно);
· погрузить в шлюпку дополнительные запасы (пресная вода, пиротехника, продукты питания и т.д.);
· отдать найтовы 3. Они могут крепиться каждый к своей шлюпбалке или единым стопором 4, для отдачи которого следует отдать глаголь-гак 5 (вместо глаголь-гака может быть какое-либо другое устройство);
· отдать стопоры шлюпбалок поворотом маховиков 6 (существуют шлюпочные устройства, в которых отдача найтовов и освобождение шлюпбалок от стопоров сблокированы; в таких случаях при отдаче стопоров шлюпбалок происходит отдача найтовов);
· отдать леерное ограждение.
Возможно, что оставлять судно придется в условиях сильного волнения. Для сглаживания гребней волн применяется растительное масло или жидкий животный жир. Для этого нужно, чтобы масло выливалось небольшой струей и поступало за борт через палубный шпигат в наиболее удобном месте с учетом крена и направления дрейфа судна и волн (предпочтительно с наветренного борта судна).
Для спуска шлюпки необходимо, приподнимая рукоятку центробежного тормоза, привести в движение и вывалить за борт гравитационные шлюпбалки (если рукоятку отпустить, движение прекратится).
Если продолжать приподнимать рукоятку тормоза, начинают травиться лопари шлюп-талей и шлюпка пойдет вниз.
После того как шлюпка окажется на плаву, рукоятку следует продолжать держать на "спуск", чтобы дать возможность находящимся в шлюпке выложить шлюп-тали.
При спуске шлюпки на волнении, следует, постоянно выбирая на палубе судна слабину носового и кормового фалиней, удерживать шлюпку от раскачиваний. Если на судне имеются надувные резиновые мешки для крепления груза, то их следует использовать в качестве кранцев.
Если посадка людей осуществляется не со штатного места установки шлюпки по походному, а со шлюпочной палубы, то перед травлением шлюп-талей необходимо плавно, без рывков и одновременно стравить оттяжки прижимного устройства, чтобы шлюпка вышла на шлюп-тали. После этого отдать глаголь-гаки прижимного устройства.
При волнении следует пытаться спустить шлюпку на подошву волны
и выкладывать шлюп-тали в момент подъема шлюпки на волне.
Некоторые типы закрытых шлюпок и их спусковое устройство оборудованы механизмом для управления спуском из шлюпки.
Для спуска нужно потянуть за рукоятку вниз. Если отпустить рукоятку, происходит затормаживание.
Существуют шлюпки, оборудованные разобщающим механизмом, позволяющим выкладывать одновременно носовые и кормовые тали под нагрузкой, т.е. когда шлюпка находится на незначительной высоте от воды и еще не коснулась ее поверхности. Рукоятка управления механизмом находится возле места рулевого. В этом случае люди в шлюпке должны предупреждаться голосом, световым и звуковым сигналом.
Посадка людей в шлюпку производится:
· со шлюпочной палубы;
· по штормтрапу и спасательным шкентелям.
Там, где это предусмотрено, посадка производится на штатном месте установки шлюпки.
В первую очередь необходимо посадить детей, женщин, престарелых и больных, затем остальных пассажиров и членов экипажа в соответствии с Расписанием по шлюпочной тревоге.
Для отхода шлюпки от борта необходимо:
· запустить двигатель;
· отдать фалини. В экстренных случаях можно воспользоваться топорами, которые находятся в носовой и кормовой частях шлюпки;
· переложить руль в сторону от борта судна;
· если позволяют обстоятельства, оттолкнуть шлюпку отпорными крюками;
· дать ход и отойти от борта.
Двигатели современных спасательных шлюпок позволяют производить их запуск до спуска шлюпки на воду. Запуск двигателя следует производить согласно инструкции, помещенной вблизи пульта управления двигателем.
Шлюпочный двигатель следует использовать как можно меньше, а именно в случаях отхода от борта судна, сбора находящихся в воде людей, сбора в одно место всех плавсредств. Главная задача при спасании в открытом море - это удерживаться как можно ближе к месту гибели судна. Решение достичь берега и высадиться на него принимается в случае большой вероятности успеха операции.
На некоторых судах используются типы спасательных плотов, спускаемых с людьми.
Для спуска такой плот подносят под кран-балку, надувают и закладывают гак шкентеля за рым на вершине палатки плота.
Отдав леерные ограждения, плот выводят за борт и подтягивают для посадки людей. Одновременно на палубе готовится к спуску следующий плот.
Плот спускается на воду за счет собственного веса при растормаживании барабана лебедки. Управление лебедкой осуществляется с пульта на палубе или из плота при помощи управляющего линя. Когда плот окажется на воде и с гака шкентеля снимется нагрузка, гак автоматически выложится и освобожденный шкентель возвращается за следующим плотом. Разворот и раскрепление кран-балки в заданном положении осуществляются при помощи механизма. На устаревших системах это производится оттяжками.
Сбрасываемый надувной спасательный плот в контейнере 1 устанавливается на подставки 2 и крепится к судну найтовом 3 через разобщающее устройство - гидростат 4, имеющее педаль принудительной отдачи. Контейнер стягивается бандажами с разрывными болтами 5. Из контейнера выходит пусковой линь плота 6, прикрепленный к подставке или к палубе через слабое звено 7.
Перед сбрасыванием такого плота необходимо:
· проверить крепление пускового линя;
· нажатием педали освободить найтов и откинуть его;
· сбросить контейнер за борт.
При крене судна более 15° плоты следует сбрасывать с одного борта в сторону крена, так как противоположный борт, обросший в подводной части ракушками, опасен для спуска людей.
Чтобы привести в действие пусковое устройство плота, необходимо выбрать слабину пускового линя и резко его дернуть.
Плот начнет наполняться газом, разрывные болты бандажей разомкнутся, контейнер раскроется и отпадет. Через 25-35 с плот наполнится газом и будет готов к приему людей.
Плот подтягивают за линь и удерживают у борта во время посадки людей. При этом линь следует закрепить на судне выше его слабого звена.
Прыгая в плот, следует стараться попасть на вход или на надувные арки, чтобы не травмировать людей, находящихся под тентом плота. Необходимо остерегаться повредить плот тяжелой или подбитой гвоздями обувью.
Места посадки людей в спасательные средства и районы их спуска на воду должны иметь освещение от аварийного источника на случай оставления судна в темное время.
Для отхода плота от судна на безопасное расстояние необходимо перерезать пусковой линь. Специальный нож хранится в кармане у входа вблизи места крепления линя.
Если судно начнет погружаться до того, как пусковой линь окажется перерезанным, он разорвется сам в слабом звене, прежде чем тонущее судно увлечет за собой плот.
Перевернутый палаткой вниз надувной спасательный плот восстанавливается в нормальное положение одним человеком, которому необходимо:
· ухватившись за чехол газового баллона, развернуть плот на ветер;
· держась за днищевые ручки, взобраться на баллон и рывком опрокинуть плот на себя.
Опрокидывающийся плот не нанесет травмы, но при сильном ветре он быстро дрейфует. Поэтому в таких условиях рекомендуется во избежание потери плота предварительно обвязать себя за пояс пусковым линем, конец которого закреплен со стороны баллона.
При необходимости можно воспользоваться гребками-веслами и плавучим якорем, забрасывая его и затем выбирая.
В любом случае рекомендуется спустить на воду все судовые шлюпки и плоты, если даже нет необходимости в их вместимости. Ими могут воспользоваться оказавшиеся в воде люди, а в дальнейшем находящееся в них снабжение значительно повысит шанс на выживание терпящих бедствие.
Моторные шлюпки при необходимости должны помочь остальным спасательным средствам отойти от борта аварийного судна. Экипажи всех шлюпок и плотов должны без промедления начать подъем из воды людей и по возможности предметов, пополняющих запасы.
Следует учитывать, что при нервном потрясении даже не раненные и практически здоровые люди часто не могут выполнить в строгой логической последовательности самые простые команды, могут мешать и даже препятствовать своему спасению.
Спасательные средства на воде должны держаться вместе, связанные друг с другом. Так их легче обнаружить спасателям, а в случае необходимости люди в одном спасательном средстве могут оказать помощь спасающимся в другом.
Следует иметь в виду, что в случаях необходимости подъема шлюпок и плотов на судно, нужно это выполнять с подветренного борта. В первую очередь необходимо принять носовой и кормовой фалини. Затем, контролируя положение шлюпки фалинями, следует подойти под шлюп-тали и заложить их, заранее проверив, если нужно, состояние разобщающихся устройств в шлюпке, чтобы исключить их самопроизвольную отдачу после закладки шлюп-талей. По команде командира шлюпки начинается подъем, во время которого следует стремиться предотвратить раскачивания шлюпки с помощью носового и кормового фалиней, которые следует постоянно держать втугую. Если на судне имеются надувные мешки для крепления груза, то их следует использовать в качестве кранцев.
ПРЫЖКИ С СУДНА
В море при спасании с судна рекомендуется попадать в спасательное средство сухим. Однако обстоятельства могут сложиться так, что человек вынужден будет прыгать с борта в воду.
При прыжке необходимо:
· осмотреть место приводнения;
· прижать к груди спасательный жилет, чтобы исключить травмы при рывке от удара о воду;
· глубоко вдохнуть и прыгать ногами вперед, соединив их и слегка согнув;
· голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду.