РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ В ВОДЕ И НА СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ




Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.

Пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью задействовать сигнальную лампочку, дернув за шнур водоналивной батарейки.

Для привлечения внимания нужно воспользоваться свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.

В воде рекомендуется подтянуть скрещенные ноги к животу, руки прижать к бокам и груди. При такой позе вода в меньшей степени омывает самые чувствительные к охлаждению части тела.

Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, и ожидать помощи.

При случайном падении за борт не отчаивайтесь после первых безрезультатных попыток подать сигнал к обнаружению криками, свистком, всплесками. Постарайтесь сохранить самообладание и держитесь на плаву. Попытки достичь вплавь уходящее судно всегда безуспешны и только ускоряют утомление и охлаждение организма. Будьте уверены, что ваше отсутствие на судне сразу обнаружат и примут немедленные меры к спасению.

Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкциям по сохранению жизни, которые хранятся в обозначенных местах на каждой спасательной шлюпке и плоту. Инструкции содержат исчерпывающие сведения по оказанию помощи пострадавшим, организации жизни на спасательном средстве, его ремонту, использованию запасов и иных источников пищи и пресной воды, средствам и способам связи с внешним миром и т.д.

Командир спасательной шлюпки сразу же после отхода судна должен обеспечить:

· поиск и подъем на борт плавающих в воде людей, в темное время использовать имеющийся в снабжении прожектор;

· сбор спасательных шлюпок и плотов и скрепление их между собой;

· постановку плавучего якоря;

· в зависимости от обстановки, установку защитного тента или складного закрытия (на открытой шлюпке);

· раздачу имеющихся в шлюпочном снабжении средств от морской болезни и гигиенических пакетов;

· подготовку к использованию средства обнаружения и сигнализации (пиротехника, гелиограф, сигнальный фонарь) и радиосредств (провести инструктаж и установить порядок их использования, в особенности пиротехники);

· установку радиолокационного отражателя;

· сбор любых плавающих в воде предметов, могущих оказаться полезными;

· подготовку на случай ухудшения погоды, прибытия спасательных единиц, буксировки, спасания вертолетом, высадки на берег.

Дополнительно для спасательных плотов:

· отдать фалинь и отойти от судна, используя весла;

· поставить плавучий якорь, закрыть входы (по обстановке), прочитать имеющуюся на плоту инструкцию по сохранению жизни, установить командира плота;

· в случае необходимости насухо протереть днище внутри плота;

· маневрировать для соединения с другими плотами и шлюпками, скрепить плоты и шлюпки между собой, распределить людей и снабжение между спасательными шлюпками и плотами;

· в случае повреждения плота - выполнить ремонт и провентилировать его, т.к. под тент может попасть углекислый газ;

· проверить работу сигнального огня на тенте, по возможности не расходовать батареи при дневном освещении;

· поддерживать плот в надлежащем состоянии, включая подкачку.

Командир каждого коллективного спасательного средства в числе первичных мероприятий должен обеспечить:

· внимательный осмотр средства (нет ли повреждений);

· размещение людей с выделением лучшего места для раненых;

· оказание первой помощи пострадавшим;

· изъятие у всех без исключения колющих и режущих предметов (особенно на надувных плотах и шлюпках);

· организацию постоянного наружного наблюдения и дежурства внутри спасательного средства;

· осушение спасательного средства и одежды.

В холодную погоду рекомендуется отжать мокрую одежду, проветрить спасательное средство и удалить из него воду после того, как люди согреются, а температура повысится.

В жаркую погоду следует проветривать закрытые шлюпки и плоты.

При открытых шторах обоих входов плот хорошо продувается (так же, как и лежащая в дрейфе шлюпка с поднятыми с обоих бортов закрытиями).

При отданном плавучем якоре плот держится входом на ветер даже при легком ветре.

У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, временно выпустив из него воздух.

Зной лучше переносится, если тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значительно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание - большая опасность для жизни человека в тропиках.

В открытых шлюпках для защиты от брызг, холода и зноя используются специальные закрытия, а также шлюпочные чехлы и одеяла.

Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и бортовой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается на дректове с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн к дректову у борта шлюпки крепится мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий якорь при подходе к берегу в условиях волнения. Уборка плавучего якоря производится с помощью имеющегося нирала.

Во время борьбы за живучесть судна при необходимости в эфир посылают призыв о помощи. Радиосигналы с указанием места бедствия продолжают подаваться автоматически даже после оставления экипажем судна. Современная техника позволяет рассчитывать на то, что эти сигналы приняты и специальная система спасения на море будет приведена в действие.

Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.

Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокационный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).

Установив антенну (это может быть антенна с воздушным змеем) и заземление, даже неквалифицированный человек, следуя инструкции, может привести радиостанцию в действие.

Для визуального обнаружения терпящих бедствие используются:

· парашютные ракеты и фальшфейеры,

· плавучие дымовые шашки,

· сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф).

На всех перечисленных средствах имеются инструкции по их использованию. Для сигнализации по азбуке Морзе имеется специальный электрический фонарь, а для подачи звуковых сигналов - свисток.

Первыми вестниками помощи могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.

Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.

Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.

В тех случаях, когда судно окажется на мели (на расстоянии до 200 м от берега) и достижение его с помощью плавучих средств небезопасно, необходимо соорудить леерное сообщение.

Такое же сообщение можно соорудить между двумя судами. Проводник можно подать линеметом, имеющимся на судне и снабженным инструкцией по использованию.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, ЧТО БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА, ОСТАВЛЕНИЕ СУДНА И ВЫЖИВАНИЕ В СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ НА МОРЕ ПОТРЕБУЮТ ОТ НЕГО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, НО И СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(рекомендуемое)


НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ И СОВЕТЫСПАСАЮЩИМСЯ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ

В течение первых двух суток пребывания в коллективном спасательном средстве рекомендуется принимать таблетки от укачивания ("Аэрон"): 1 таблетку утром и по 1/2 таблетки в полдень и вечером: чтобы предупредить заболевание морской болезнью, приступы которой не щадят самых выдержанных моряков и влекут опасную потерю воды организмом. Принимать больше двух таблеток в сутки нельзя: "Аэрон" может вызвать ощущение сухости во рту.

Следует исключить курение: оно вызывает жажду у курящих (а запасы воды ограничены) и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении.

Командир должен установить суточный рацион пищи и воды, а также режим питания для спасающихся в соответствии с вложенной в пакеты инструкцией или по уменьшенной норме (с учетом обстоятельств). Пакет содержит 3 брикета концентратов, 3 пакета сахара и 1 пачку галет.

В первые сутки рекомендуется воздерживаться от приема воды и пищи, на вторые и последующие сутки - использовать продукты рациона следующим образом. На завтрак, обед и ужин - по брикету концентратов, по одной галете (на обед - 2 шт.) и по 2 кусочка сахара.

Пища и вода раздаются по приказанию командира и согласно установленному распорядку дня. При этом следует каждого вызывать по списку. Нельзя пить морскую воду, усиливающую жажду и вызывающую нарушение нервной системы и даже смерть. Если позволят обстоятельства, допустимо выделять больше питьевой воды больным и раненым. Пить нужно медленно и небольшими глотками.

Следует принять все возможные меры для пополнения запасов пищи (организовать ловлю рыб и морских птиц с помощью снастей, находящихся в снабжении спасательного средства). При этом необходимо знать, что рыбы, которые раздуваются и покрыты колючими иглами, ядовиты. К рыбам с колючками, шипами или острыми наростами вместо чешуи опасно даже прикасаться. Все морские птицы съедобны. При употреблении в пищу мяса рыб и птиц требуется дополнительное количество воды.

Ответственным мероприятием на спасательном средстве является сбор дождевой воды. Для этого все имеющиеся куски водонепроницаемого материала используются в качестве водосборников. Вода сливается в свободные емкости для общего потребления. При наличии дистиллятора его нужно использовать незамедлительно.

Необходимо экономить энергию водоналивных электрических батарей, рассчитанных приблизительно на 16 часов непрерывной работы. Днем следует отсоединить зажимы, оставляя батарею в воде. Сигнальные лампочки с батарейками от спасательных жилетов можно использовать для внутреннего освещения и для целей обнаружения.

Предметом особой заботы в организации быта на спасательном средстве является соблюдение всеми чистоты и личной гигиены (для испражнений, мочи и при рвоте используйте пластиковые кульки или свободные емкости; нарывы, пролежни, лопнувшие губы смазывайте борной мазью). Избегайте сидеть и лежать непосредственно на резине в плоту.

Старшему на борту спасательного средства нужно строго следить за ведением журнала дежурными. В журнал заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продуктов, а также важные наблюдения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия.

Смерть любого лица на спасательном средстве должна быть зафиксирована в журнале, а тело его предано морю (если смерть не наступила в результате непосредственных действий спасателей и когда имеется возможность доставить прах родственникам). Все личные вещи погибшего оставляются для передачи властям. Оставлять тело для сохранения в спасательном средстве нельзя ни в коем случае из-за угрозы здоровью и психическому состоянию людей, оставшихся в живых. Факт смерти человека устанавливается по следующим признакам - отсутствует дыхание (не запотевает зеркало или лезвие стального ножа, приставленное вплотную ко рту и носу на несколько минут); не прощупывается пульс на запястье и шее; зрачки расширены и не сокращаются под воздействием луча фонаря или при прямом солнечном освещении; температура тела постепенно сравнивается с температурой окружающей среды (охлаждение начинается с конечностей); тело коченеет через 2 часа после наступления смерти.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)


ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ГИПОТЕРМИИ НА МОРЕ

Люди, терпящие бедствие в море, часто внезапно (иногда и с физическими травмами) оказываются за бортом судна в непривычной для человеческого организма среде. Одним из основных факторов, способствующих гибели человека в морской воде, является переохлаждение организма, в результате которого у человека слабеет воля, резко снижается мышечная деятельность; возможна потеря сознания.

Для человека термически нейтральна вода с температурой 33-35 °С. Однако температура воды самых теплых морей ниже этого предела. Следовательно, при погружении в морскую воду в естественных условиях переохлаждение незащищенного тела человека неизбежно. Сроки выживания зависят от индивидуальных особенностей организма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: