Олигофренопсихология, как самостоятельная отрасль научного знания.
Олигофренопсихология – спец. отрасль психологии, изучающая факты, механизмы и закономерности псих. развития лиц с УО.
Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.
Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи олигофренопсихологии:
- Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.
- Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.
- Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
- Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.
- Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.
Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:
1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.
2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.
3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.
4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро - и макросоциуме.
Связь олигофренопсихологии с другими науками:
Олигофренопсихология опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.
Олигофренопсихология тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития аномального ребенка с нарушением интеллекта, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития недоразвитие или поражение мозга.
|
Педагогическая психология ориентирует олигофренопсихологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в целях достижения наилучших результатов.
Олигофренопсихология учитывает данные клиники нарушений интеллекта, невропатологии и физиологии.
Клиника нарушений интеллекта дает возможность установить этиологию отклонений в развитии, невропатология – анатомические, органические отклонения центральной нервной системы (ЦНС), физиология – функциональные изменения в ЦНС, что позволяет понять своеобразие психики ребенка с нарушением интеллекта. Олигофренопсихология исходит из учения И.П.Павлова о пластичности ЦНС. Благодаря этой пластичности оказывается возможным осуществлять компенсацию и коррекцию нарушений интеллекта, обусловленных органическим нарушением головного мозга.
Олигофренопсихология связана также со специальной педагогикой, олигофренопедагогикой и специальными методиками. Эти науки используют данные олигофренопсихологии с целью научного обоснования теории обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Принципы детской олигофренопсихологии:
Общенаучные принципы
- Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.
|
- Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой.
- Принцип развития. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления.
- Принцип единства сознания и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.
Специфические принципы специальной психологии
- Принцип комплексности предполагает, что вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование.
Принцип системного структурно-динамического изучения опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии.
|
- Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка. Включает следующие параметры:
• отношение к ситуации обследования и заданиям;
• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
• продуктивное использование помощи взрослого; • умение выполнять задание по аналогии;
• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Методы детской олигофренопсихологии:
Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений.
Метод наблюдения. Является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.
Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в детской олигоференопсихологии.
Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование (свободное и по заданию).