Разработка основных проблем дошкольной олигофренопедагогики ведется в двух направлениях: с одной стороны — это формирование всех психических процессов в соответствии с особенностями возраста, с другой — коррекция, компенсация и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Многие трудности в физическом, эмоциональном, умственном и личностном развитии оказываются общими для ребенка в норме и с нарушениями интеллекта, как и закономерности развития в целом. Отсюда — опора на принципы и методы обучения и воспитания нормально развивающегося ребенка, т.е. принципы, разработанные в отечественной дошкольной педагогики и возрастной психологии.
Принципы дошкольной олигофренопедагогики:
Прежде всего обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребенка, т.е. ребенок с нарушениями интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Однако, темпы развития умственно отсталого иные чем у нормально развивающегося. Кроме того, у ребенка с нарушениями интеллекта формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты естественно не совпадают у детей в норме и с нарушениями интеллекта. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушениями интеллекта был максимально приближен к норме.
Исходя из этого, при обучении умственно отсталых, необходимо учитывать принцип генетического хода развития психической деятельности, в том числе познавательной и практической.
Следующим важным принципом коррекционной работы является развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно быть направлено на возможно более раннее начало коррекционно-воспитательного процесса, ускорение темпа развития и преодоление отклонения в развитии.
|
Методы: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития ребенка, беседа, изучение продуктов детской деятельности.
Наблюдение ведется в естественных условиях и дает возможность изучать и обобщать педагогический опыт. При этом фиксируются те факты, которые попадают в поле зрения наблюдателя. Однако это не значит, что само наблюдение ведется случайным образом. Напротив, оно должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, определенное время и т.п.
Эксперимент — активный метод исследования. Здесь все условия создаются экспериментатором и могут видоизменяться согласно цели. Задача эксперимента в педагогической науке — испытать различные педагогические способы воздействия на ребенка, определить степень их эффективности.
При изучении ребенка с нарушениями интеллекта большое значение имеет анализ истории его развития. Он помогает выявить причины и время наступления поражения центральной нервной системы, узнать в каких условиях рос и воспитывался ребенок и как эти условия повлияли на его развитие. Изучение истории развития ребенка позволяет понять роль разных факторов в том, как складывается структура его нарушения.
Не менее важно и изучение продуктов деятельности детей — построек, рисунков, лепных поделок. Они не только дают картину развития детской психики, но и могут показать, как отражается на развитии ребенка тот или другой способ обучения и воспитания.
|
Беседа в изучении дошкольников с нарушениями интеллекта имеет ограниченное применение в связи с недоразвитием речи этих детей. Однако дошкольная олигофренопедагогика получает с помощью этого метода ценные данные об эффективности коррекционно-воспитательного процесса.
Связь олигофренопедагогики с другими науками:
Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические науки.
Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произошедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.
Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся общая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.
Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методика воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.