Технологическая карта урока.
Класс: 1
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки парных согласных»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: развитие умения различать звонкие и глухие согласные звуки.
Задачи:
* выявить отличительные признаки произношения звонких и глухих согласных звуков;
* формирование умения анализировать звуковой состав слова;
* развивать внимание, наблюдательность и интерес к родному языку.
Планируемый результат: различать звонкие и глухие согласные, парные и непарные, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: умение формулировать с помощью учителя тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного материала; умение удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: выделение информации из текстов разного вида; преобразование объекта из чувственной формы в графическую (кластер); умение строить речевые высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей; умение анализировать, обобщать и делать выводы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем в процессе диалога, со сверстниками при работе в паре; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: проявлять уважение и интерес к русскому языку; считаться с мнением другого человека; оценивать свою учебную деятельность.
На уроке применяется технология проблемного диалога.
Методы и приёмы: подводящий к теме диалог, побуждающий диалог; фронтальная, парная работа, индивидуальная работа.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения (УУД) | Методические приемы |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад. | Рассаживаются по своим местам. Сосредотачиваются на уроке. Установлен первичный контакт. | Личностные: самоопределение; выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Д:Подготовка класса к работе. Время:(1 мин) |
2. Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания 2. Картинный диктант. 3. Взаимопроверка | - Ребята, скажите, а важно изучать русский язык? -Мы с вами откроем сегодня ещё одну тайну русского языка. - Запишите число. Внимательно посмотрите на буквы, которые будем прописывать (на доске: ч, к, щ, н). - Чем они могут быть интересны? - Пропишите буквы в тетради. - Сформулируйте правило письма данных буквосочетаний. - Запишите слова по картинкам, подчеркните буквосочетания: чн, чк, щн. (Ласточка, девочка, кирпичный, хищник, речной) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга по образцу. | Дети дают ответы. - Можно составить буквосочетания: чн, чк, щн. - Дети прописывают буквы и сочетание букв. - Данные буквосочетания пишем без мягкого знака. - Дети пишут словарный диктант. - Дети проверяют | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения. Умение сравнивать с образцом | У:Выявляет уровень знаний. Д:Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Время:(6 мин) |
3. Постановка учебной задачи. Проблемное изучение нового материала. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. | -Внимательно посмотрите на первые буквы в словах и выпишите их в новую строку (л, д, к, х, р). - Что вы можете рассказать о данных буквах? - Какие задания можете предложить? | Дети выписывают первые буквы в словах. - Буквы согласных звуков звонких и глухих. - Дать характеристику, записать звуки. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы. Умение задавать вопросы | У:Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Д:Ставят цели, формулируют тему урока. Время:(3 мин) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий. | - Разделите буквы на две группы. - По какому признаку вы разделили? - Сформулируйте тему урока. - Какую учебную задачу поставим на урок? | Л, д, р х, к. Буквы звонких и глухих согласных звуков. - Звонкие и глухие согласные звуки. - Научиться различать звонкие и глухие согласные звуки. Выяснить, какими бывают звонкие и глухие согласные звуки. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | У:Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Д:Составляют план достижения цели и определяют средства Время:(6 мин) |
5. Физминутка | -Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Я буду называть слова с звонкими и глухими согласными в корне слова, если звонкий согласный вы хлопайте, если глухой приседайте: Лошадка, дом, ошибка, луг, нос. | Выполняют гимнастику. | Время:(2 мин) | |
6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе. 1. Наблюдение за звуками в словах 2. Работа над правилом. Вывод. | На доске слова, а у детей карточки. Гора [ гара ] [ г ] Кора [кара] [к ] Коза [каза] [з ] Коса [каса] [с ] Дочка [доч´ка] [д ] Точка [точ´ка] [т ] - Запишите транскрипцию слов. - Какими звуками различаются слова, запишите эти звуки, дайте им характеристику, из чего состоит звонкий звук, глухой звук? - Верно, ли мы с вами сделали вывод? -Как нам проверить? - Расскажите, о чём вы прочитали? | Выполняют, используют памятку. Запись слов с объяснением. Работа в парах Дети работают на листочках. Дают характеристику звукам, которыми различаются слова. Звонкий состоит из голоса и шума, глухой- из шума. Посмотреть в учебнике. Стр. 73, правило. - Дети рассказывают правило. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. | У:Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний. Д:Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Время:(6 мин) |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность. Самостоятельная работа с самопроверкой Включение нового знания в систему знаний и повторение. Вывод Самостоятельная работа в паре. Наблюдение над непарными согласными | Работа по учебнику стр. 74 № 98 (3) - Выписать слова, в которых первый согласный звонкий. - Проверьте по слайду. У кого правильно поднимите руку. -Давайте вернёмся к парам согласных звуков, что о них можно сказать? - По какому признаку их объединили в пары? - Дополните пары (ж,ш), (б,п), (в, ф)- на доске. - Какой можно сделать вывод? - Помогите Незнайке заселить Дом парных согласных звуков. Поработайте в паре, обсудите, выберите правильное решение. - На слайде слова, выпишите буквы, записанные красным цветом. - На какие группы можно разделить данные буквы? - Как можно их назвать? (Если сомневаются, обратиться к учебнику) - Прочитайте правило до конца на стр. 74. - Расскажите, как отличить звонкий согласный от глухого? -Что мы выяснили о звонких и глухих согласных звуках? - Вывод по теме урока построим в виде схемы (кластера). - О каких звуках говорили на уроке? - Согласные делятся на … - Звонкие согласные есть … - Глухие согласные есть … - Непарные и парные звонкие и глухие согласные в словах могут быть … На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Всё ли у вас получилось на уроке. Что вам хочется сказать самому себе? * Быстро, правильно, самостоятельно. * Правильно, но неуверенно. * Правильно, но с помощью других. * Быстро, но неправильно. | Дети выписали (бочка, белка, борщ, буря, боль) Это парные согласные по звонкости и глухости. - По способу произнесения. - Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары по звонкости и глухости. - Дети заполняют карточку. - Дети выписывают буквы: й, р, л, м, н, ц, ч,щ, х. - Буквы звонких и глухих согласных. - Непарные. - Дети работают с правилом Звонкие состоят из голоса и шума, глухие – из шума. О согласных: - Звонкие и глухие. - Парные и непарные. - Твёрдыми и мягкими (У детей на партах листочки с определённым набором слов. Учащиеся выбирают нужные слова и рисуют рядом солнышко) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль. Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование, способность к самооценке, Регулятивные: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности. | Время:(8 мин) Д:Взаимопроверка, оценивание Д:Умение анализировать, делать выводы Д:Умение оценивать свою учебную деятельность |
8. Домашнее задание. | 1. Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишете на месте пропуска? -Ры_ка мелка, да уха сла_ка. -Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет. -Дорога ло_ка к обеду. -Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком. -Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки. 2. Прочитайте: Мы поспорили с Васей. Я ему диктую: -«В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»! Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры? 3. Прочитай русскую потешку. -Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Выйдет котик в огород – Всполошится весь народ. Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово | Личностные: осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода | Время:(3 мин) |