Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля)
По изобразительному искусству для 2 класса
Учитель: Волкова Е.А.
Батурина О.А.
Александрова Н.А.
Петерс Д.А.
Учитель:
Санкт-Петербург
Учебный год 2018-2019
Пояснительная записка
По итогам диагностических работ, проведенных в первом классе было принято решение продолжить обучение по программе «Школа России» без корректировки содержания. Считаю, что программа доступна для детей моего класса, обучение строится по принципу от простого к сложному, на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. При организации учебного процесса предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Программа гарантирует достижение положительных результатов в обучении и способствует развитию и совершенствованию начального образования.
Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становленияинтеллектуальной деятельности растущей личности.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
• рисование с натуры (рисунок, живопись),
• рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
• декоративная работа,
• лепка,
• аппликация с элементами дизайна,
• беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Структура курса
Курс изобразительного искусства имеет направленность на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы вобучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класс начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
· эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
· толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
· художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
· способность к художественному познанию мира;
· умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
· навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
· стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
· умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
· желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
· активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
· обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
· мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
· способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
· формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
· формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
· овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
2. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе.
Четверть | Название темы, раздела. | Количество часов | Контрольные работы |
Чем и как работают художники | Диагностическая работа | ||
Реальность и фантазия | |||
О чём говорит искусство | |||
Как говорит искусство. | Диагностическая работа | ||
Резерв | |||
Итого |
В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:
№ | Тема | Количество часов по плану | Часы на индивидуальное изучение материала | Часы консультаций по теме | Аудиторная нагрузка (контроль знаний) |
1. | Чем и как работают художники | ||||
2. | Реальность и фантазия | ||||
3. | О чём говорит искусство | ||||
4. | Как говорит искусство. | ||||
5. | Резерв | ||||
Итого часов |
График сдачи контрольных, лабораторных и практических работ устанавливается в соответствии с ИОМ, учитывает обязательные работы по темам. Перечень обязательных работ, необходимых для реализации ФГОС и ФкГОС обучающимся на ИОМ учтен в маршрутной карте.
В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. https://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету и график сдачи работ зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.
При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.
Содержание программы (34ч.)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
Чем и как работают художники | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. | ||
Реальность и фантазия | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. | ||
О чём говорит искусство | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. | ||
Как говорит искусство | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. | ||
Резерв |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные вопросы | Наглядные пособия, оборудование ЭОР и ЦОР | Д/з | Виды деятельности | Планируемые результаты |
Чем и как работают художники (8 часов) | ||||||||
«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира. | Урок введения в новую тему. | Наблюдать природу и природные явления. Овладеть на практике основами цветоведения. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать с кистью. | Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | ||||
«Радуга на грозовом небе». Пять красок всё богатство цвета и тона. | Комбинированный урок. | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка. | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. | Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы. | ||||
«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. | Урок-сказка. | Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше-меньше». | Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя такие материалы, как мелки или пастель. Использовать правила для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. | Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | ||||
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Урок-проект. | Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом,работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу. | ||||
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Урок- удивление. | Познакомиться с другими материалами выразительностями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразительности. Овладение приёмами работы с тушью и углём. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Овладевать основами языка графики. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание о выразительных возможностях линии, точки, тёмного и белого пятен. Умение пользоваться новыми материалами для выразительности изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами. | ||||
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | Урок-сказка. | Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве. | ||||
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Комбинированный урок. | Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать. | Знание понятия «макет», этапов постройки сооружений. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе. | ||||
«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным. | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка. | Сделать вывод о способах выразительности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. | Знание способов выразительности в художественных произведениях. Умение использовать различные приёмы и способы выразительности в изображении природы и животных. | ||||
Реальность и фантазия (7 часов) | ||||||||
«Наши друзья - птицы». Изображение и реальность. | Урок-игра. | Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Использовать правила пропорции при изображении животного. | Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса). | ||||
«Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Урок-сказка. | Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов. Использовать в индивидуальной деятельности гуашь. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. | Знание правил рисования с натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | ||||
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | Комбинированный урок. | Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изображать при помощи линий. | Знание правил рисования с натуры. Умение рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски. | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | ||||
«Кокошник» Украшение и фантазия. | Урок совместного творчества. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Знание понятия «орнамент»; приёма выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов. Умение выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. | ||||
«Подводный мир». Постройка и реальность. | Комбинированный урок. | Наблюдение за постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы работы с этим материалом. Работать в группах. | Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. | Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | ||||
«Фантастический замок». Постройка и фантазия. | Урок- фантазия. | Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. | Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе. | ||||
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | Урок-обобщение. | Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. Работать в группах. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. | Знание правил выполнения коллективной работы. Умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. | ||||
О чём говорит искусство (8 часов) | ||||||||
«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | Урок введения в новую тему. | Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид. | Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе по заданным критериям. | Знание понятия «художник анималист»; творчества художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски. | ||||
«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | Комбинированный урок. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познакомиться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно. | Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям. | Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | ||||
Женский образ русских сказок. Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | Комбинированный урок. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота». Работать в группах вариативно. | Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям. | Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | ||||
Образ сказочного героя, выраженный в объёме. | Урок-проект. | Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. Работать в группах вариативно. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе по заданным критериям. | Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения. | ||||
«Море». Изображение природы в разных состояниях. | Комбинированный урок. | Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях. | Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать море на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | Знание понятия «художник маринист». Умение изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски. | ||||
«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшение. | Комбинированный урок. | Рассмотреть предметы с элементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Выяснить причины различия украшений одних и тех же предметов. Приводить примеры, используя свои наблюдения. Освоить основы изобразительного языка художников. | Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремёсел России. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Знание правил выражения характера человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов. | ||||
«Морской бой Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Выражение намерений человека через украшение. | Урок-игра. | Учиться выражать намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. | Знание правил составления орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер, после |